Мастер – класс для воспитателей «Приобщаем детей к здоровому образу жизни»
Цель : Познакомить воспитателей с опытом работы по формированию представлений у детей о здоровом образе жизни, с использованием здоровьесберегающих технологий, массажёров, мячей.
Задачи:
Показать актуальность проблемы по приобщению детей к здоровому образу жизни; показать значение развития потребности ребенка в знаниях о себе и своем здоровье, умения использования детьми упражнений на дыхание, самомассажа и др. для оздоравливания своего организма и предотвращения усталости глаз, мышц спины и рук.
Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр.
Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса по вопросу использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Материалы: мячик больших размеров, атрибуты к подвижным играм, шпаргалки для участников со словами игр.
Участники мастер класса приглашаются занять свои места.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. В последние годы негативные процессы стали угрожать здоровью нации. По данным медицинского исследования с каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье. Эта проблема была и остается актуальной. Формирование здоровья детей является приоритетным направлением, а также сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть.
В настоящее время в педагогике возникло особое направление «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребенка, здорового духовно и физически. Цель педагогики оздоровления сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Взрослые не только охраняют детский организм от вредных влияний, но и создают условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка. Важным является правильный режим дня.
Хочется привести примеры упражнений, которые можно использовать в процессе работы, способствующие сохранению и укреплению здоровья ребенка , а также различные виды самомассажа.
«ДОЖДЬ»
Дождь! Дождь! Надо нам «бегают» пальчиками по лицу
Расходиться по домам!
Гром! Гром! Как из пушек барабанят пальчиками по лбу, щекам.
Нынче праздник у лягушек.
Град! Град! Сыплет град! хлопают в ладоши.
Все под крышами сидят, изображают «крышу» над головой
Только мой братишка в луже гладят себя по лицу.
Ловит рыбу нам на ужин. проводят большими пальцами по крыльям носа.
«ПРЕВРАЩЕНИЯ»
Лепим, лепим ушки - щиплют пальцами раковины ушей,
Слышим хорошо!
Нарисуем глазки - мягко поглаживают брови, закрытые
Видим далеко! глаза,
Носик мы погладим, большими пальцами гладят крылья носа.
Усики расправим. рисуют указательными пальцами усы,
Теперь мы не ребята, кружатся,
А веселые зверята! хлопают в ладоши.
«ЧТО В ГОРБУ?»
Дети стоят паровозиком. На вопрос воспитателя - стучат по спине впереди стоящего. На ответ - поворачиваются гладят по спине.
- Что в горбу?
- Денежки!
- Кто насыпал?
- Дедушка.
- Чем он клал?
- Ковшичком.
- Каким?
- Позолоченным,
Сверху медью околоченым! (стучат ребрами ладоней)
МАССАЖ УШЕЙ
Массаж ушей - важная процедура при простуде, насморке, кашле, аллергии (по С. М. Мартынову). Упражнения:
1. Быстро загните уши вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижмите ушные раковины к голове, затем отпустите (дозировка 3-6 раз). Этот простой прием массажа должен выполняться регулярно (укрепляет слизистые носа, горла и гортани), улучшает гибкость ушных раковин, способствует общему укреплению здоровья.
2. Захватите кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей. С силой потяните их вниз, потом отпустите (как это делают с именинниками, дозировка 6 раз).
МАССАЖ ГРЕЦКИМИ ОРЕХАМИ
1. Катать 2 ореха между ладонями.
2. Прокатывать 1 орех между пальцами.
3. Удерживать несколько орехов между расставленными пальцами ведущей руки.
4. Удерживать несколько орехов между обеих рук.
МАССАЖ ШЕСТИГРАННЫМ КАРАНДАШОМ
Дети пропускают карандаш между одним, двумя, тремя пальцами, удерживая карандаш в определенном положении правой или левой руки.
Детям нравятся пальчиковые игры. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – влияет на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно влияет на речевые функции, но и на здоровье ребенка.
Большая роль отводится использованию кинезиологических упражнений. (Это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие коры головного мозга ребенка.)
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, повышают устойчивость внимания, памяти, облегчают процесс письма в будущем. К каждому четверостишию предлагаются небольшие четверостишия, что позволяет вызвать у детей интерес к гимнастике.
Комплекс упражнений:
1. «Качание головой».
«Покачаем головой,
Неприятности долой!»
2. «Глазки».
«Быстро, быстро поморгай,
Потом глазкам отдых дай!» (моргать глазами)
3. «Ушки».
«Ушки быстро разотрем,
И погладим и помнём!» (массировать мочки ушей)
4. «Ротик».
«Чтобы четко говорить,
Рот подвижным должен быть!» (открывать рот и четко проговаривать слова)
5. «Ручки».
«Чтобы ручкам силу дать,
Нужно крепче их сжимать!» (руки вперед, сжимать и разжимать кисти)
6. «Чудо - глазки».
«Нужно глазки открывать,
Чудо чтоб не прозевать!» (открывать и закрывать глаза)
7. «Успокойся!».
«Себя мы успокоим сами,
Мы постоим с закрытыми глазами!» (вдох- выдох спокойный)
Физминутки включаются во все виды деятельности. Они помогают отдохнуть, от статистического напряжения, переключиться на движение.
Сделаны бутылочки «Надувалочки», пластиковые бутылочки из-под газированных напитков. В них посыпают конфеты мелкие или крупу, а в прорезь пробки вставляется трубочка для коктейля. Если дуть в трубочку при неплотно закрытой крышке, в бутылке получается салют. 5-10 выдохов способствуют не только улучшению вентиляции легких, но и повышению кислорода в крови, но и улучшению настроения
А сейчас предлагаю тренажеры для профилактики усталости глаз и снятия напряжения глаз.
Нам потребуется палочки (или карандаши можно использовать). Берем диск из- под скотча или делаем круг из полоски картона оклеиваем его сверху клейкой или цветной бумагой. Проделываем отверстие снизу и вставляем палочку, смазанную сверху клеем «Момент», получилась заготовка.
Чтобы сделать лицо для куколки, берем плотные круги из картона, накладываем по диаметру на круг и приклеиваем к передней и задней части. Передняя часть - вырезаем детали – части лица куколки. Для этого берем кусочки клейкой или цветной бумаги, вырезаем глазки носик, ротик, можно нарисовать части лица. Задняя часть – обклеиваем ее сверху и по бокам шерстяными нитками, получаются волосы. Можно украсить бантиками и др.
Образ куколки может быть любой, это мальчик или девочка, любой сказочный герой, это может быть солнышко или то, что вам больше нравится.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
1 вариант.
Ребенок берет куклу в вытянутую руку, смотрит на нее прямо перед собой. Ведет руку вправо, голова прямо, а глаза следят за движением куколки. Потом влево, вверх – вниз.
2 вариант.
Воспитатель держит на вытянутой руке тренажер-куколку и просит детей следить глазами за движением куколки, узнать, что нарисовано в воздухе.
Воспитатель рисует любые геометрические фигуры, восьмерки. Дети следят и называют, что было нарисовано.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПРИОБЩЕНИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети много времени уделяют компьютерным играм. А как мы знаем, долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей. Недостаток движения у дошкольников приводит к потере здоровья.
Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.
Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам встать в круг, передавая мячик, друг другу, поделитесь секретами сохранения и укрепления своего здоровья (Участники мастер – класса выполняют задание)
А теперь расскажите, как вы заботитесь о здоровье своих воспитанников? (Участники мастер – класса выполняют задание)
Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста — они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно- сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Уважаемые коллеги! Я хочу представить гипотезу – «Русская народная игра — одно из средств, приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста».
В жизни русского народа игры и игрища с глубокой древности занимали ведущее место, посвящены они языческим праздникам. Действиями игры люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается за действительное, настоящее проецируется на будущее.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.
Можно распределить русские подвижные игры на группы:
Русские народные игры отражающие отношение человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.
Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью
Мы с вами поиграем в русские народные игры с мячом «Самые ловкие», «Пирамидка», «Большой мяч».
Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминология. Учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры развивается внимание, мышление, воображение, память.
Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями считалками. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма. Они несут в себе разную социальную направленность. Приобщаются к национальной культуре. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.
В своей работе при проведении подвижных игр учитываю возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения.
Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. «САМЫЕ ЛОВКИЕ»
Участники игры делятся на две группы и встают друг против друга. Посередине площадки, между играющими, проводят линию. Водящий встает на линию, по его сигналу дети начинают перебрасывать мяч друг другу. Тот, кто поймал мяч, быстро бросает его в водящего. Если промахнется, то встает на линию и начинает водить. Если мяч попадет в водящего, то все играющие разбегаются, а водящий старается запятнать убегающих. Тот, кого он запятнал, встает на место водящего. Если же водящий промахнулся, то встает на линию и продолжает водить.
Правила. Водящему разрешается бегать по линии из одного конца в другой.
Водящему разрешается ловить мяч, тогда он меняется местами с игроком, который его посылал.
Указания к проведению
В зависимости от умений играющих расстояние между командами может быть от 3 до 6 м. Лучше играть мячом средних размеров. Тот, кто ловит мяч, не должен стоять неподвижно. Ему нужно внимательно следить за направлением летящего мяча.
2. «БОЛЬШОЙ МЯЧ»
Для игры нужен большой мяч. Играющие берутся за руки и становятся в круг. Водящий с мячом становится в середине круга и старается выкатить мяч из круга ногами. Тот, кто пропустит мяч между ногами, становится водящим, но остается за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо вкатить мяч в круг, играющие опять поворачиваются лицом к центру, а в середину встает пропустивший мяч. Игра повторяется.
Правила игры. Играющие в течение всей игры не берут мяч в руки, а перекатывают его только ногами.
3. «ПИРАМИДКА»
На площадке очерчивают круг диаметром 50 см. Один из играющих выбирается сторожем. Он стоит в середине круга, где из 7 небольших шаров установлена пирамидка. На расстоянии 2—3 м от круга проводят черту, от которой играющие поочередно бросают мяч или шар, стараясь сбить пирамидку. Тот, кто попадет в пирамидку и выбьет шары за пределы круга, получает от сторожа фишку. Когда играющие выбьют все шары, сторож строит новую пирамидку. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто больше всех выбил шаров.
Правила. Играющие не должны заходить за черту. Каждый бьет по пирамидке один раз, после чего передает очередь следующему. Играющий получает фишку за каждый выбитый шар.
Указания к проведению:
Мяч, которым играющие бьют, должен быть больше размером, чем шары в пирамиде. Устанавливают пирамиду по-разному: 5 шаров лежат на земле, а 2 сверху, или 6 лежат на земле, а седьмой сверху.