СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Эйдетика в математике"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс "Эйдетика в математике"

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Эйдетика в математике"»

Мастер класс

«Эйдетика на уроках математики»

Как вы считаете, когда уроки для нас становятся светлыми и радостными праздниками? (ответ фокус-группы и зала) (когда дети понимают и запоминают всю информацию)

Вспомните, пожалуйста, все цвета радуги.

А мы ведь помним их всю жизнь по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»?

На своих уроках я активно применяю этот метод работы.

Тема моего мастер класса «Эйдетика в математике».

В XXI веке поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может не каждый. Отсюда и дальнейшие проблемы: не могут запомнить формулу, определение, свойство и т.д., соответственно на самостоятельных и контрольных не могут решить задания.

Как же быть? Решением может стать обучение детей умению грамотно обрабатывать информацию. И здесь не обойтись без развития памяти.

Память – один из основных процессов психики человека, та основа, на которой творит мозг, это возможности человека, его мышление.

В 5-9 классах я использую методы развития образной памяти и всякий раз убеждаюсь, что применение эйдетической методики эффективно, ведёт к сотрудничеству и совместному творчеству учителя и ученика, повышает мотивацию учения, развивает креативные способности учащихся, заставляя подключать воображение и образное мышление.

Ведь это и есть главное требование Федерального государственного образовательного стандарта: системно-деятельностный подход в обучении. Такой подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения.

"Эйдос" в переводе с греческого - "образ".

Термин «Эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 году, который выяснил, что это специфический вид памяти, который способен на образном уровне воспроизводить предметы или явления. В 1989 году в России открылась первая школа эйдетики для детей и взрослых. Ее основатель - Матюгин Игорь Юрьевич, доктор педагогических наук, который разработал основу эйдетики. Вплоть до сегодняшнего времени эта методика была забыта. В настоящее время об этой методике заговорили, её стали использовать во всех сферах деятельности.

Эйдетическая память по-другому называется зрительной или фотографической.

В чём же принцип, суть методики? Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребёнок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести.

Эйдетика включает в себя:

  1. мнемонику (запоминание сложной информации путем смены вида),

  2. цепной метод (выстраивание ассоциативного ряда);

  3. акровербальную технику (преобразование информации в стихотворную или песенную форму).


Такие упражнения эйдетики помогут ребенку запомнить большой объем информации без скучной зубрежки.


Давайте разберем на примерах.

1. Как запомнить первые 5 цифр числа пи? Число пи дети встречают в 6 классе при изучении окружности и круга.

Как запомнить? - при помощи фразы: "что я знаю о круге". Каждое число будет равно количеству цифр в словах: 3,1415

2. Как запомнить в уравнении прямой коэффициенты k и b? Давайте обозначим k – это Коля, который спускается с горы или поднимается на нее, а b – это булыжник, об который Коля спотыкается. Ставим Колю слева и смотрим: если он спускается с горы, значит график убывающий и kk0. Идет Коля и вдруг ему по пути встречается булыжник. Где Коля запнулся об него? Если до пересечения с осью Ох, то b0, если ниже, то b


3. Продолжим работу с графиками. Как запомнить название функции и график этой функции? И здесь все может быть просто. Посмотрите внимательно на первые буквы в названии. (нарисовать) Л – линия, П – парабола, Г – гипербола.

4. При определении Синуса, косинуса и тангенса, дети часто не могут запомнить какой катет, когда берем. И в этом тоже может помочь Эйдетика.

Посмотрите как можно раз и навсегда это запомнить:

5.Я думаю, что сейчас все без труда вспомнят определение биссектрисы, верно? Вот еще примеры акровербальной техники:

6. Как запомнить что такое модуль числа? Давайте создадим зрительный образ?

Модуль – это баня, а знак «минус» - грязь. Оказываясь под знаком модуля, отрицательное число «моется» и выходит без знака «минус» - чистым. В бане могут «мыться» (т.е. стоять под знаком модуля) как положительные, так и отрицательные числа.

А теперь я предлагаю применить данную методику на практике.

А пока работает фокус группа, мы с вами обсудим, как можно применить методику эйдетики при изучении других дисциплин.

Закончить свой мастер-класс я хочу словами Антуана де Сент – Экзюпери: «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити»

Спасибо за работу!



Для фокус-группы:

«Эйдетика – память без границ»

Создать зрительный образ:

Смежные углы — это два угла, у которых одна сторона общая, а две другие дополняют друг друга до прямой. Таким образом, вместе смежные углы составляют развёрнутый угол, а их сумма всегда равна 180180 градусов.

















90

Например:



180

0









«Эйдетика – память без границ»

Придумать к словарным словам осина, молоко, капуста, яблоко яркую запоминающуюся ассоциограмму.

Например, слово ромашка.

В слове ромашка, «о» – опасное место, придумываем ассоциограмму. Буква «о» сама очень похожа по форме на ромашку. Заменим букву рисунком.