Мастер класс
«Эйдетика на уроках математики»
Как вы считаете, когда уроки для нас становятся светлыми и радостными праздниками? (ответ фокус-группы и зала) (когда дети понимают и запоминают всю информацию)
Вспомните, пожалуйста, все цвета радуги.
А мы ведь помним их всю жизнь по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»?
На своих уроках я активно применяю этот метод работы.
Тема моего мастер класса «Эйдетика в математике».
В XXI веке поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может не каждый. Отсюда и дальнейшие проблемы: не могут запомнить формулу, определение, свойство и т.д., соответственно на самостоятельных и контрольных не могут решить задания.
Как же быть? Решением может стать обучение детей умению грамотно обрабатывать информацию. И здесь не обойтись без развития памяти.
Память – один из основных процессов психики человека, та основа, на которой творит мозг, это возможности человека, его мышление.
В 5-9 классах я использую методы развития образной памяти и всякий раз убеждаюсь, что применение эйдетической методики эффективно, ведёт к сотрудничеству и совместному творчеству учителя и ученика, повышает мотивацию учения, развивает креативные способности учащихся, заставляя подключать воображение и образное мышление.
Ведь это и есть главное требование Федерального государственного образовательного стандарта: системно-деятельностный подход в обучении. Такой подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения.
"Эйдос" в переводе с греческого - "образ".
Термин «Эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 году, который выяснил, что это специфический вид памяти, который способен на образном уровне воспроизводить предметы или явления. В 1989 году в России открылась первая школа эйдетики для детей и взрослых. Ее основатель - Матюгин Игорь Юрьевич, доктор педагогических наук, который разработал основу эйдетики. Вплоть до сегодняшнего времени эта методика была забыта. В настоящее время об этой методике заговорили, её стали использовать во всех сферах деятельности.
Эйдетическая память по-другому называется зрительной или фотографической.
В чём же принцип, суть методики? Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребёнок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести.
Эйдетика включает в себя:
мнемонику (запоминание сложной информации путем смены вида),
цепной метод (выстраивание ассоциативного ряда);
акровербальную технику (преобразование информации в стихотворную или песенную форму).
Такие упражнения эйдетики помогут ребенку запомнить большой объем информации без скучной зубрежки.
Давайте разберем на примерах.
1. Как запомнить первые 5 цифр числа пи? Число пи дети встречают в 6 классе при изучении окружности и круга.
Как запомнить? - при помощи фразы: "что я знаю о круге". Каждое число будет равно количеству цифр в словах: 3,1415
2. Как запомнить в уравнении прямой коэффициенты k и b? Давайте обозначим k – это Коля, который спускается с горы или поднимается на нее, а b – это булыжник, об который Коля спотыкается. Ставим Колю слева и смотрим: если он спускается с горы, значит график убывающий и kk0. Идет Коля и вдруг ему по пути встречается булыжник. Где Коля запнулся об него? Если до пересечения с осью Ох, то b0, если ниже, то b
3. Продолжим работу с графиками. Как запомнить название функции и график этой функции? И здесь все может быть просто. Посмотрите внимательно на первые буквы в названии. (нарисовать) Л – линия, П – парабола, Г – гипербола.
4. При определении Синуса, косинуса и тангенса, дети часто не могут запомнить какой катет, когда берем. И в этом тоже может помочь Эйдетика.
Посмотрите как можно раз и навсегда это запомнить:
5.Я думаю, что сейчас все без труда вспомнят определение биссектрисы, верно? Вот еще примеры акровербальной техники:
6. Как запомнить что такое модуль числа? Давайте создадим зрительный образ?
Модуль – это баня, а знак «минус» - грязь. Оказываясь под знаком модуля, отрицательное число «моется» и выходит без знака «минус» - чистым. В бане могут «мыться» (т.е. стоять под знаком модуля) как положительные, так и отрицательные числа.
А теперь я предлагаю применить данную методику на практике.
А пока работает фокус группа, мы с вами обсудим, как можно применить методику эйдетики при изучении других дисциплин.
Закончить свой мастер-класс я хочу словами Антуана де Сент – Экзюпери: «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити»
Спасибо за работу!
Для фокус-группы:
«Эйдетика – память без границ»
Создать зрительный образ:
Смежные углы — это два угла, у которых одна сторона общая, а две другие дополняют друг друга до прямой. Таким образом, вместе смежные углы составляют развёрнутый угол, а их сумма всегда равна 180180 градусов.
90
Например:
180
0
«Эйдетика – память без границ»
Придумать к словарным словам осина, молоко, капуста, яблоко яркую запоминающуюся ассоциограмму.
Например, слово ромашка.
В слове ромашка, «о» – опасное место, придумываем ассоциограмму. Буква «о» сама очень похожа по форме на ромашку. Заменим букву рисунком.