Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « средняя общеобразовательная школа № 2» г.Нефтекумска
МАСТЕР КЛАСС
«ЭТО ЭЛЕМЕНТАРНО»
Подготовила и провела
учитель математики Негоднева Татьяна Михайловна
Нефтекумск 2017
Цель мастер – класса:
Создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.
Задачи мастер – класса:
обобщить опыт работы с мотивированными и одаренными обучающимися;
передать свой опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
совместно отработать методические подходы и приёмы, решения поставленной проблемы;
рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
Форма проведения мастер-класса: с педагогами и для них без участия детей
Оформление: презентация по теме мастер-класса; методические материалы.
Материалы и инструменты для работы: компьютер, рабочие листы.
Структура мастер –класса:
1.Вступительная часть.
Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.
2. Теоретическо - демонстрационная часть.
Знакомство педагогов с приёмами и методами эффективной организации деятельности с мотивированными и одаренными обучающимися.
3. Практическая часть.
Работа по решению предложенных задач.
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Ход мастер-класса.
Вступительная часть.
Слайд 1 (Звучит музыка. Выход на сцену.) Здравствуйте, уважаемые коллеги. Поздравляю вас с открытием нашего детективного агентства «Это элементарно».
Слайд 2 (звучит сигнал СМС) О, кому-то уже понадобилась наша помощь!
Слайд 3 К письму приложено видео. Внимательно посмотрите его. (Видео)
- Коллеги, что вы можете предложить в данной ситуации?
Если не менять методику, то интерес ребёнка в старших классах угаснет, а поместить всех талантливых детей, которыми богата Россия. в образовательные центры мы не можем: слишком много талантов и мало таких школ. Поэтому выход один: превратить школу в место, где каждый ребёнок сможет стать одарённым. Наше детективное агентство «Это элементарно» за 20 минут предложит технологии, задания, формы работы с мотивированными и одарёнными детьми. Для этого я смело даю вам 1 задание. А пока мои сотрудники заняты, я объясню актуальность проблемы.
Слайд 4 Интерес к явлению одаренности появился в эпоху Возрождения вместе с интересом к творчеству. В наш стремительный 21 век мы являемся свидетелями исторического момента в образовании. Педагогика индустриального вчера, целью которой было научить человека четко выполнять стандартные функции, отжила. А педагогика информационного завтра еще не сложилась, но понятна ее главная цель: учить работать в нестандартных ситуациях. Отсюда такой интерес к проблеме развития мотивированности и одарённости у детей.
2. Теоретическо - демонстрационная часть.
Слайд 5 Из психологии известно, что за математические способности отвечают определённые полушария мозга. На основе исследований выделяют 3 категории одарённых детей:
дети с признаками специальной умственной одарённости;
учащиеся, не имеющие особых успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью .
3. Практическая часть.
Слайд 6 Детям любой из этих категорий необходимо развивать внимание. В связи с этим послушаем коллег Проверяем задание №1.
Задания на развитие познавательных процессов (прикрепить к доске) |
А теперь предлагаю вам задание № 2.
Слайд 7 Детей с потенциальными возможностями в школе достаточно. Но если не развить этот дар природы, он останется невостребованным. Поэтому работа по выявлению мотивированных и одарённых начинается совместно с психологом. Через изучение ведущего полушария, анкетирование и тестирование мы анализируем познавательную и творческую деятельность учеников и составляем программу развития.
Слайд 8 Выявив одарённых ребят, приступаем к развитию трёх составляющих одарённости. Интеллектуал готов решать задачи сложные, но с известными способами решения, то есть «закрытые» задачи. Креатив же способен сам ставить задачи, стремится выйти за рамки поставленного условия
Слайд 9 Прошу наших детективов представить решение задания 2 на восприятие. Проверяем задание № 2.
Ответ: 1 = 2 + 2 – 2 –
, (2+2+2):2 –2=1 (2+2):2-2:2=1
Ответ: 2 = 2 + 2 + 2 – 2 – 2
Задания на развитие конвергентного (интеллектуального) мышления
(прикрепить к доске)
А теперь предлагаю вам задание № 3 и 4.
Слайд 10 Развитие одарённых детей идёт на всех уровнях, но я буду говорить об уроках. Именно на них мы решаем различные примеры, уравнения, задачи занимательные и практического содержания (с использованием межпредметных связей).
Слайд 11 Первым помощником в развитии является интерес к предмету, то есть мотивация. Мотивация содержания учения основывается на решении задач творческих, среди которых я бы выделила задачи на сравнение. Физиолог Сеченов утверждал, что способность сравнивать – это самая великая из способностей человека, так как мир познаётся в сравнении.
Слайд 12 Предлагаю вам задачу на сравнение: «На автостоянке находятся 40 машин – автомобили и мотоциклы. У них вместе 100 колес. Сколько тех и других машин?» 10 автомобилей и 30 мотоциклов. Странно, а у меня другой ответ: 20 и 20. Объясните своё решение.(щелчок) А я иначе представляла ситуацию.(щелчок) А можно ли ещё изменить ситуацию? Имеет ли тогда задача решение? (Нет) Итак, перед вами «открытая» задача. Именно открытые задачи окружают нас в жизни: Как познакомиться с девочкой (мальчиком)? Где продолжить учёбу после школы?.. К сожалению, на уроках мы решаем закрытые задачи с чётким условием и единственным ответом. Но нельзя птицу учить летать в клетке.
Задания на развитие дивергентного (креативного) мышления
(прикрепить к доске)
Слайд 13 Таким образом, от содержания обучения мы плавно переходим к процессу обучения. Прежде всего он зависит от технологий, приёмов и заданий, которые правильно отберёт учитель. При работе с одаренными детьми основными методами являются методы творческого характера в сочетании с самостоятельной, индивидуальной и групповой работой. Я остановлюсь на технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ). Для этого предоставляю слово нашим детективам.
Слайд 14 Проверяем задание № 3. Легко ли вам было решать? А ведь это задача для начальной школы. Хитрость её в том, что она решается приёмом «Морфологический ящик». Таблица служит для сбора и анализа информации по признакам. Матрица универсальна и позволяет определить поисковое время.
Приём «Морфологический ящик» (прикрепить к доске)
Слайд 15 Несмотря на то что математика очень точная наука, но она тесно связана с нашей обычной жизнью. Пример этому – случай из профессионального футбола. Проверяем задание № 4.
Задача Футболисты следят за своим имиджем, поэтому номер для игрока является неотъемлемой частью. Итальянский полузащитник Баджо успешно играл под 10-ым номером. Переходя в «Интер», он оставил этот номер. Роналдо, который до этого обладал «десяткой», уступил с условием – он будет играть под номером «9». Но под «девяткой» играл маститый нападающий Саморано. Он оказался покладистым и взял номер «18», но выходя на поле, демонстрировал болельщикам, что по-прежнему играет под номером 9. Как это удавалось Саморано?
Случай с футболистом доказывает, что у него креативное мышление, которое развили у него педагоги.
Слайд 16
Дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «новом учителе». Бенджамин Блум выделяет три типа учителей, чья работа важна для развития одаренных учащихся:
- учитель, возбуждающий интерес;
- учитель, закладывающий основы мастерства;
- учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.
Именно благодаря вам и вам, профессионалам своего дела, мы смогли собрать методический кейс.
4.Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Слайд 17
Теперь мы можем отправить его коллегам из школы № 1 станицы Ессентукской и помочь им в работе с Ваней и другими одарёнными детьми. Благодарю вас за продуктивную работу.
Интернет ресурсы:
https://i03.fotocdn.net/s23/65/public_pin_m/316/2579315520.jpg
http://1.bp.blogspot.com/-48ciJX-5rvQ/T2Jnpv9llAI/AAAAAAAAB_w/yvyFTGAUl2o/s1600/renzulli.jpg
http://www.dali-genius.ru/images/skkris/1-29.jpg
http://www.bikewalls.com/pictures/Triumph_Daytona_650_2005_02_1920x1200.jpg
http://only-carz.com/data_images/gallery/01/dnepr-mt-9/dnepr-mt-9-02.jpg
http://farm6.static.flickr.com/5176/5422664390_a9e215bbf4_b.jpg
http://designurge.com/wp-content/uploads/2014/02/165.jpg
http://toysmoscow.ru/products_pictures/kukla_ksyusha_30_sm-47288-B.jpg
http://proships.ru/news/wp-content/uploads/2016/06/Sherlok-Holms1.jpg
Приложение №1
Задание №1
Чему равно последнее выражение? (P.S. Прежде чем начать решать, внимательно посмотрите, что нарисовано на картинке.)
Решение:
Задание № 2
Представьте «единицу», обходясь лишь цифрой 2, применяя ее только 5 раз и используя арифметические действия.
Решение:
Задание № 3
У Маши три куклы: с рыжими, светлыми и чёрными волосами. Маша назвала их Белянка, Лисичка и Чернушка, но так, что цвет волос и имя не совпадают. Как зовут каждую куклу, если кукла со светлыми волосами – Чернушка? Подпишите имена кукол.
Задание № 4
Футболисты следят за своим имиджем, поэтому номер для игрока является неотъемлемой частью. Итальянский полузащитник Баджо успешно играл под 10-ым номером. Переходя из клуба «Болонья» в «Интер», он потребовал оставить ему этот номер. Бразильский легионер Роналдо, который до этого обладал «десяткой», уступил с условием – он будет играть под номером «9». Но под «девяткой» играл маститый нападающий Саморано. Он оказался более покладистым, но тоже не захотел расставаться со «счастливым» числом и согласился играть под номером «18». Выходя на поле, эффектно демонстрировал болельщикам, что по-прежнему играет под номером 9. Как это удавалось Саморано?
Решение:
Приложение №2
Задание №1
Определите правило, по которому записана последовательность чисел и запишите несколько следующих: 12, 31, 24, 12, 51…
Решение:
Задание № 2
Представьте число «два», обходясь лишь цифрой 2, применяя ее только 5 раз и используя арифметические действия.
Решение:
Задание № 3
У Маши три куклы: с рыжими, светлыми и чёрными волосами. Маша назвала их Белянка, Лисичка и Чернушка, но так, что цвет волос и имя не совпадают. Как зовут каждую куклу, если кукла со светлыми волосами – Чернушка? Подпишите имена кукол.
Задание № 4
Футболисты следят за своим имиджем, поэтому номер для игрока является неотъемлемой частью. Итальянский полузащитник Баджо успешно играл под 10-ым номером. Переходя из клуба «Болонья» в «Интер», он потребовал оставить ему этот номер. Бразильский легионер Роналдо, который до этого обладал «десяткой», уступил с условием – он будет играть под номером «9». Но под «девяткой» играл маститый нападающий Саморано. Он оказался более покладистым, но тоже не захотел расставаться со «счастливым» числом и согласился играть под номером «18». Выходя на поле, эффектно демонстрировал болельщикам, что по-прежнему играет под номером 9. Как это удавалось Саморано?
Решение:
9