«Мастер–класс – это главное средство передачи инновационной идеи от преподавателя к обучающемуся»
Преподаватель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, дидактические и воспитательные методики занятий и мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями обучающихся и т.п.
Форма работы мастер-класса зависит от наработанного мастером стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интереснейшего мероприятия.
Мастер-классы способствуют личностной ориентации обучающегося, формированию его художественных вкусов и культурных интересов. Мастер-класс характеризируется следующим:
• метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
• создание условий для включения всех в активную деятельность;
• постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;
• приемы, раскрывающие творческий потенциал, как мастера, так и участников мастер-класса;
• формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
• представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;
• процесс познания ценнее, чем само знание;
• форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Целью проведения мастер-класса является: профессиональное, интеллектуальное и эстетическое воспитание студента.
В это понятие вкладывается, прежде всего, развитие в ходе мастер-класса способности обучающегося самостоятельно и нестандартно мыслить. В контексте мастер-класса профессиональное мастерство означает умение быстро и качественно решать образовательную задачу в практическом поле выбранного предмета. Задачами являются:
• преподавание обучающемуся основ профессионального отношения к избранной специальности;
• обучение профессиональному языку (профессиональной терминологии);
• передача продуктивных способов работы - прием, метод, методика или технология;
• адекватные формы и способы представления своего опыта.
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых норм. В большинстве своем, она основывается как на педагогической интуиции преподавателя ("учителя"), так и на художественной восприимчивости студента ("ученика"). Мастер-класс - это двусторонний процесс, и отношения "учитель-ученик" являются совершенно оправданными. Поэтому мастер-класс нередко называют школой.
Подготовка занятия. Определение алгоритма проведения мастер-класса:
• идея;
• подготовка, постановка цели, задач;
• план;
• подбор информации;
• реализация проекта;
• показ своей презентации (методов, приемов работы);
• привлечение параллельно участников к активной деятельности;
• рефлексия (последний и обязательный этап - отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы).
Для проведения мастер-класса необходимо:
• сочетание имеющегося опыта, как способности мастера смотреть «внутрь своего опыта»;
• гармония теоретических и наглядных материалов и наработок.
Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса:
• презентативность. Выраженность инновационной идеи, ее культура, популярность в педагогике, методике и практике образования.
• эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
• прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
• мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта
• оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
• эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
• технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
• артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта
• общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Мастер-класс является инновационной технологией трансляции педагогического опыта демонстрации конкретного методического приема или метода, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников. Основные преимущества мастер-класса - это уникальное сочетание короткой теоретической части и индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.
Преподаватель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему. Мастер-класс является инновационной технологией трансляции педагогического опыта демонстрации конкретного методического приема или метода, методику преподавания, технологию обучения и воспитания.
Существуют определенные критерии для мастер-класса, которые показывают качество его подготовки и проведения: презентативность, эксклюзивность, прогрессивность, мотивированность, оптимальность, эффективность, технологичность, артистичность, общая культура.
Основные преимущества мастер-класса - это уникальное сочетание короткой теоретической части и индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.