Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Формирование читательской грамотности на уроках немецкого языка». Читательская грамотность рассматривается сегодня как одна из самых важных компетентностей, характеризующих готовность к жизни в современном обществе. Чтение является основным видом учебно – речевой деятельности при обучении иностранным языкам. Для того чтобы данный вид деятельности стал интересной и плодотворной базой обучения говорению, письму и аудированию, педагогу принципиально важно обучить своих учеников правильной работе с текстовым материалом. Поэтому важно основываться в своей работе на следующие этапы: (слайд)
При обучении чтению на уроках немецкого языка по степени глубины восприятия традиционно используются его разные виды: ‒ чтение с общим охватом содержания (просмотровое, ознакомительное); ‒ чтение с целью детального понимания прочитанного (изучающее); ‒ чтение с целью извлечения конкретной информации (поисковое).
Рассмотрим этапы работы с текстом на примере учебного текста для 4 класса. Текст называется «Flecki» Этот текст рассматривается на уроке «Haben auch Tiere Sommerferien?». Основные практические задачи этого урока:
1. Повторить лексику по подтеме «Животные»;
2. Развивать умения монологической речи по подтеме «Мое любимое животное»;
3. Учить читать текст с полным пониманием и осуществлять поиск информации в тексте. Именно на решение этой задачи нацелено упражнение №3 «Работа с текстом».
FLECKI
Julia lebt in den Sommerferien bei ihrer Tante im Dorf. Da gibt es viele Haustiere: Pferde, Kühe, Schafe, Schweine, Hühner, Gänse. Julias Lieblingstier ist das Kälbchen Flecki. „Flecki! Flecki!“, ruft Julia. Das Kälbchen kommt. Es weiß, Julia hat im Eimer Milch. Flecki hat keine Angst vor Julia. Julia freut sich. Das Kalb gefällt ihr sehr. Sie kann so der Tante helfen.
ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАП
Предъявляем обучающимся иллюстрацию к тексту и заголовок (текст пока не представлен).
1. Определите тематику текста по заголовку и на основе иллюстрации.
2. Ознакомьтесь с новой лексикой с использованием словаря (das Kalb - теленок, das Pferd - лошадь, das Schaf - овца, das Huhn - курица, die Kuh - корова).
3. Найдите в тексте предложение с новыми словами. Почему новые слова в предложении написаны иначе, чем в словаре.
4. Переведите это предложение на русский язык.
5. Определите значение подчеркнутых слов и выражений, используя подсказку.
6. Попытайтесь определить, какое утверждение соответствует тексту (richtig), а какое не соответствует (falsch):
Das Kälbchen Flecki ist Julias Lieblingstier.
Julia gibt Flecki Milch.
Flecki hat eine Angst vor Julia.
7. Найдите 7 слов в буквенном поле и переведите их.
Z | S | V | G | A | N | S |
S | C | H | W | E | I | N |
Y | H | P | H | R | M | O |
J | A | F | U | K | U | H |
L | F | E | H | W | T | E |
K | Q | R | N | C | B | X |
W | G | D | K | A | L | B |
ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП
1. Прочтите текст, найдите в нем описание места действия.
2. Разделите текст на смысловые части, придумайте названия к каждой из них.
3. Найдите в тексте предложение, соответствующее переводу: «Любимое животное Юлии это теленочек Флекки.
4. Прочитайте выделенные предложения и три варианта их перевода. Выберите наиболее точный вариант перевода:
Флекки подходит. Юлия дает ему молоко. Флекки не боится Юлии.
Теленочек подходит. Он знает, у Юлии есть в ведре молоко. Но Флекки боится Юлии.
Теленочек подходит. Он знает, у Юлии есть в ведре молоко. Флекки не боится Юлии.
5. Найдите в тексте предложение с модальным глаголом и объясните грамматическое правило. Составьте предложение: «Юлия хочет покормить Флекки». Запишите это предложение в тетрадь.
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП
1. Докажите, что теленочек Флекки – любимое животное Юлии.
2. Охарактеризуйте Флекки, используя иллюстрацию к тексту.
3. Зачитайте в тексте предложения, соответствующие данным:
Здесь много животных.
Теленочек ей очень нравится.
Флекки не боится Юлии.
Она может таким образом помочь тете.
4. Расположите вопросы по содержанию текста в правильном порядке, ответьте на них:
Was ist Julias Lieblingstier?
Wo wohnt Julia im Sommer?
Was ruft Julia?
Was gibt es im Dorf?
Was gibt Flecki Julia?
Hat Flecki Angst vor Julia?
5. Перескажите текст от лица Юлии.
В качестве творческого домашнего задания можно предложить нарисовать рисунки к тексту и пересказать текст, используя их.
Смысловое чтение может обеспечить развитие умений чтения как универсальных учебных действий, способствовать повышению активности на уроках, проявлению самостоятельности и инициативности в ходе обучения, а также мотивации к изучению иностранного языка и интерес к чтению немецкой литературы.