Приём «Глоссарий».
Послушайте текст
В 1870г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль и все находящиеся на нем люди. Это было совершенно неожиданно для всех, кроме английского ученого-кораблестроителя Эдварда Рида, который предварительно провел исследования, создав модель броненосца, и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему, как казалось тогда, несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое…
Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом.
Модель
Прототип
Оригинал
Объект-заместитель
Прочитайте несколько определений слова модель. Какая из этих трактовок больше подходит для нашего текста? Почему?
Модель - манекенщик или манекенщица
Модель - тип, марка конструкции
Модель - уменьшенное (или в натуральную величину) воспроизведение чего-либо или макет.
Модель - образец для изготовления чего-нибудь.
Модель - предмет, с которого воспроизводится изображение.
Подберите однокоренные слова к слову модель. Предположите о чем узнаете, прочитав текст.
Прочитайте текст, сформулируйте еще одно определение модели.
Вернитесь к определению понятия. Какая из трактовок больше подходит к содержанию текста параграфа.
Дополните список ключевых слов. Попробуйте объединить их в одно предложение.
«Глоссарий»
Глоссарий – словарь основных понятий, терминов, относящихся к определенной сфере деятельности или знания.
Отличие от словаря – специализированные термины
Цель данной стратегии - актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста, необходимого для понимания текста.
Как может быть организована работа с ключевыми понятиями?
Предложить учащимся перечень ключевых понятий темы и попросить составить собственный текст, в котором бы фигурировали данные понятия. После прочтения текста полезно сопоставить собственную версию с полученной информацией.
2) Выделить ключевые слова в названии текста (параграфа), объяснить их, предположить, о чем пойдет речь. Затем при беглом чтении выделить ключевые слова в тексте (при работе с информационным текстом, выделенные слова параграфа).
3) Предложить две и более трактовок одного и того же понятия и попросить обосновать – какая из них будет ближе содержанию текста (после чтения вернуться).
4) Предложить ключевые слова темы и попросить связать данные слова в определенную схему.
5) Расшифровать понятия и классифицировать термины по различным группам
6) Задай вопрос об изученных понятиях
7) Установление ассоциаций с жизненным опытом
8) Предложить задания, решение которых подразумевает использование научной предметной терминологии.
Отлично подойдут такие задания, как «Найди лишнее», «Продолжи цепочку слов», «Распредели по группам».