1 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на моём мастер-классе – «Формирование действий контроля на уроках в начальной школе».
2 слайд. В свете ФГОС на первый план выдвигаются развивающие цели обучения, способствующие формированию самостоятельно мыслящей личности и обеспечивающие раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка. Одной из важнейшей составляющей урока в этом ракурсе являются элементы самоконтроля.
3 слайд. Действие контроля — есть действие сличения, соотнесения учебных действий с заданным образцом. Первоначально контроль за выполнением учебных действий ученика производит учитель. Он расчленяет полученный результат на элементы, сопоставляет их с заданным образцом, указывает на недостатки учебных действий. На протяжении всего процесса обучения ученик должен овладеть действием контроля по результату, по содержанию, по планированию.
4 слайд. Самоконтроль ученика предполагает:
умение оценивать свою работу адекватно;
умение видеть свои ошибки и находить рациональные способы решения проблемы;
умение изменять алгоритм своих действий, согласно изменившимся условиям;
умение самостоятельно составлять проверочные задания, разрабатывать алгоритм проверочного действия.
5 слайд.
Существует три вида самоконтроля: предварительный, предполагающий составление плана выполнения задания и умение заранее предвидеть ошибки.
Пооперационный контроль – предполагает постоянную сверку выполняемых действий с уже готовым планом работы.
Контроль по результату – анализ и оценка результатов учебной деятельности.
6 слайд. Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
7 слайд. Итак, на этом мастер-классе я продемонстрирую прием пооперационного контроля – контрольный лист. Данный прием можно использовать, как на протяжении всего урока, так и во время выполнения конкретного задания.
В контрольных листах прописывается та деятельность, которая планируется в течение урока. Либо, если это 3 или 4 класс, то ученики могут попробовать самостоятельно составить тот алгоритм, с помощью которого можно будет пошагово контролировать выполняемые действия.
На протяжении урока обучающиеся по мере выполнения задания отмечают те шаги, которые им удалось выполнить. Такие же контрольные листы используются и при выполнении конкретного задания.
Контрольные листы позволяют ученику отследить свою деятельность на уроке, понять в каких местах возникли затруднения, обозначить свои успехи в учебной деятельности.
В качестве отметок выполнения действия можно использовать разные цвета, где красный цвет будет обозначать невыполнение шага, желтый цвет – показывает затруднение ученика, зеленый цвет – задание выполнено.
9 слайд. Предлагаю рассмотреть данный прием на конкретном примере. Для этого я взяла текстовую задачу из учебника математики. Как вы думаете, какие шаги деятельности можно написать в контрольный лист, чтобы ученики самостоятельно могли контролировать выполнение задания?
10 слайд. Также этот прием отлично используется на уроках и русского языка. Как вы думаете, какие шаги деятельности можно написать в контрольный лист, чтобы ученики самостоятельно могли контролировать выполнение задания?
12 слайд. Теперь предлагаю вам поработать в группах 4 человека или в парах и составить контрольный лист самостоятельно. Первая группа возьмет урок математики, вторая группа урок русского языка.
Выполнив задние, как вы считаете удобно использовать контрольные листы? Кто-то будет в дальнейшей своей работе использовать контрольные листы?
13 слайд: Подводя итог всего мастер-класса , можно сказать , что использование «Контрольных листов» очень удобно и практично.