1 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на моём мастер-классе – «формирование действий контроля на уроках в начальной школе».
2 слайд. В свете ФГОС на первый план выдвигаются развивающие цели обучения, способствующие формированию самостоятельно мыслящей личности и обеспечивающие раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка. Одной из важнейшей составляющей урока в этом ракурсе являются элементы самоконтроля.
3 слайд. Действие контроля — есть действие сличения, соотнесения учебных действий с заданным образцом. Первоначально контроль за выполнением учебных действий ученика производит учитель. Он расчленяет полученный результат на элементы, сопоставляет их с заданным образцом, указывает на недостатки учебных действий. На протяжении всего процесса обучения ученик должен овладеть действием контроля по результату, по содержанию, по планированию.
4 слайд. Самоконтроль ученика предполагает:
умение оценивать свою работу адекватно;
умение видеть свои ошибки и находить рациональные способы решения проблемы;
умение изменять алгоритм своих действий, согласно изменившимся условиям;
умение самостоятельно составлять проверочные задания, разрабатывать алгоритм проверочного действия.
5 слайд.
Существует три вида самоконтроля: предварительный, предполагающий составление плана выполнения задания и умение заранее предвидеть ошибкоопасные места.
Пооперационный контроль – предполагает постоянную сверку выполняемых действий с уже готовым планом работы.
Контроль по результату – анализ и оценка результатов учебной деятельности.
6 слайд. Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
7 слайд. Итак, на этом мастер-классе я продемонстрирую прием пооперационного контроля – контрольный лист. Данный прием можно использовать, как на протяжении всего урока, так и во время выполнения конкретного задания.
В контрольных листах прописывается та деятельность, которая планируется в течение урока. Либо, если это 3 или 4 класс, то ученики могут попробовать самостоятельно составить тот алгоритм, с помощью которого можно будет пошагово контролировать выполняемые действия.
На протяжении урока обучающиеся по мере выполнения задания отмечают те шаги, которые им удалось выполнить. Такие же контрольные листы могут быть использованы и при выполнении конкретного задания.
Контрольные листы позволяют ученику отследить свою деятельность на уроке, понять в каких местах возникли затруднения, обозначить свои успехи в учебной деятельности.
В качестве отметок выполнения действия можно использовать разные цвета, где красный цвет будет обозначать невыполнение шага, желтый цвет – показывает затруднение ученика, зеленый цвет – задание выполнено.
8 слайд. Предлагаю рассмотреть данный прием на конкретном примере. В качестве примера, возьмем упражнение из учебника русского языка, программы «школа России» за 3 класс. Как вы думаете, какие шаги деятельности можно написать в контрольный лист, чтобы ученики самостоятельно могли контролировать выполнение задания?
9 слайд. Давайте опробуем данный способ на собственном примере. Разделитесь на 3 группы по 2 человека. Вам будут выданы листы с упражнением по русскому языку 3 класс. Выполнять само задание не надо, нужно записать пошаговые действия в контрольный лист и поставить отметку о его выполнении, которую бы вы поставили, как ребенок, после выполнения самого здания.
10 слайд. Давайте проверим, верно ли вы заполнили контрольный лист. Если верно, поставьте напротив совпадающего пункта плюс, если не верно – минус.
На этом мое выступление закончено, я готова ответить на ваши вопросы.