МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС
«Учитель года - 2019»
Конкурсное задание «Методический семинар»
Формирование
коммуникативной компетенции учащихся
через творческое самовыражение
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3
им .генерал -фельдмаршала
М.С. Воронцова
Пронько Екатерина Николаевна
Знакомьтесь…Это- Я!
Пронько Екатерина Николаевна-
учитель русского языка и литературы.
Стаж работы 16 лет .
Педагогическое кредо- Я человек, который любит творить, организовывать, участвовать и зажигать в сердцах детей любовь к жизни, родному языку и литературе!
«Учитель живет до тех пор, пока учится!»
ГИПОТЕЗА…
УЧЕНИК современной школы станет успешным, если он умеет:
Познавательная
Информационная
Коммуникативная
Саморазвитие
Самоорганизация
Компетенции
Причины возникновения опыта…
- Обновленная нормативная база (ФГОС, профессиональный стандарт педагога)
Необходимость решать новые образовательные задачи: «…Обеспечение роста творческих умений учеников, их готовности к применению универсальных учебных действий в жизненных ситуациях…» (ФГОС)
методическая база
УМК, технологии, проекты
Отсутствие необходимых средств для решения поставленных задач
Коммуникативная компетенция
- Коммуникативная компетенция – это залог успешного интеллектуального и эмоционального развития личности, это залог успешной социализации как в школьной среде, так и во взрослой жизни. Поэтому особую важность приобретает формирование на уроках русского языка и литературы коммуникативной компетенции.
Коммуникативные барьеры
школьники не умеют критически мыслить
формы
методы
приемы
не способны направлять творческие возможности на решение различных задач.
не могут адаптироваться в быстро меняющихся жизненных ситуациях
активизация речевой деятельности
- Для своей работы я выбираю наиболее эффективные приёмы, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей. Это позволяет мне превратить учение не только в нужный и полезный, но и в интересный процесс.
Технология опыта
формирование и развитие коммуникативных способностей учащихся через творческое самовыражение в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы
Цель :
Обобщить опыт своей работы и выделить наиболее интересные и продуктивные методы формирования коммуникативной компетенции.
Изучить инновационные образовательные технологии и выбрать наилучшим образом формирующие коммуникативную компетенцию.
Разработать и апробировать модель использования интеграции современных и инновационных методик преподавания русского языка и литературы.
Повысить интерес к русскому языку и литературе и активизировать творческую деятельность учащихся (участие в различных творческих конкурсах)
Задачи :
. Если систематически использовать интеграцию современных и инновационных методик в преподавании русского языка и литературы, то это даст возможность сформировать у обучающихся коммуникативную компетенцию, повысить информационную культуру, стабилизировать качество знаний по русскому языку и литературе, развить познавательный интерес, творческое мышление обучающихся, а также умения и навыки речевого общения.
Теоретическая база
Концепция формирования и развития ключевых компетенций
А.В. Хуторского
Деятельностный подход
Л.С. Выготского
Система обучения связной
речи С.И. Львовой,
М.М. Разумовской,
Т.А. Ладыженской
Причина: мечта и страсть современного ребёнка и подростка вовсе не скромный томик классика, а компьютер.
Наша задача
- Книга, как ценность слова писателя должна царить на уроке литературы и русского языка в полной мере, если уж в жизни подросток не находит к ним пути.
Лингвистический
Анализ
Текста
Обсуждение обучающимися прослушанного или прочитанного текста
Учатся формулировать свою точку зрения, высказывать её без особой робости. Не менее важно и то, что обучающиеся учатся внимательно и доброжелательно слушать других, сравнивать своё мнение с иными взглядами на проблему и признавать их правоту в случае убедительных аргументов.
Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у обучающихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. Сегодня каждый преподаватель работает над тем, чтобы сделать свой урок интересным, запоминающимся, ярким. Он задумывается над тем, как увлечь ребят своим предметом и создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика. Каждый преподаватель добивается, чтобы на его уроке обучающиеся работали с желанием и творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляет и новые требования к обучению.
Интерес
Потребность
Инициатива
самостоятельность
Задания и методы, формирующие коммуникативную компетентность учащихся .
Метод внедрения
Облака́ — взвешенные в атмосфере продукты конденсации водяного пара, видимые на небе с поверхности земли .
Ходят по небу барашки- Серебристые кудряшки. Целый день за солнцем бродят. Под лучами хороводят. Тучные свои бока Греют нежась… (Облака)
Я –облако, воздушное, мягкое, словно сладкая вата…
Существует 272 стихотворения русских и зарубежных поэтов-классиков про облака, а также интересные произведения современных авторов.
Сочинения-миниатюры.
Котенок
Зима
Моя игрушка
Ромашка
В мастерской поэта
Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз.
море
- «Корректор». Исправить ошибки в словах или предложениях.
- «Редактор». Отредактируйте текст, запишите его в исправленном виде.
- «Лучший диктор». Прочитай текст, правильно произнося выделенные слова
Кто быстрее. Аукцион. Подбери эпитет, метафору, сравнение
- На что похож снег? Какой снег?
сахар
вата
пух
мягкий
серебристый
“ Рецепт приготовления героя”.
Школьная газета
«Зеркало»
Одна из форм самовыражения ребёнка – это школьная газета «Зеркало» . Именно она позволяет детям и подросткам научиться высказывать свои идеи, помогает лучше познать себя, открыть мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Мир школьной прессы - очень значимая часть жизни и отдельного класса, и всего учебного заведения.
ЗЕРКАЛО
Социокультурный проект «Ейск-культурный город »
В заключении…..
- Я наблюдаю, как эти методы меняют моих учеников, меняют атмосферу занятий, повышают активность на уроке, заинтересованность; намечается путь успеха даже у слабоуспевающих и безразличных к учебе учащихся.
- «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь! А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит!» - писал древнегреческий философ Плутарх.
- Коллеги дорогие, педагоги, Могли бы выбрать разные дороги, Но выбрали одну – в любимый класс!
- И с полною отдачей год за годом Мы свои силы детям отдаем! Ведь жизненный успех – из детства родом, К успеху мы своих ребят ведем!
- Я вам желаю бодрости, задора, Пусть будет с огоньком любой урок! Мы для учеников своих опора, А значит, есть от всех усилий прок!
С уважением Пронько Е.Н