СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Формирование математической грамотности младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

мастер-класс 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Формирование математической грамотности младших школьников"»

Мастер-класс

«Формирование математической грамотности младших школьников»


Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно- ориентированных заданий для развития математической грамотности

Задачи мастер-класса:

  • показать необходимость использования в работе с учащимися компетентностно-ориентированных заданий для развития математической грамотности учащихся;

  • способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие математической грамотности учащихся;

  • содействовать профессиональному общению;

  • вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Ход мастер-класса

Организационный этап.

СЛАЙД 1

1. Вступление

- Уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим поделиться с вами полученными на курсах повышения квалификации знаниями по формированию функциональной грамотности младших школьников. И опытом работы по математической грамотности, как одной из составляющих общей функциональной грамотности учащихся.

- В нашем мастер-классе предполагается практическая работа в группах. Для этого просим, чтобы каждый из вас выбрал карточку любого, понравившегося вам цвета. Займите место согласно указателям.

СЛАЙД 2

- Психологи доказывают, что зеленый цвет - спокойствие и уверенность, желтый – светлое приятное настроение; синий – лиричное настроение. С таким настроением вы сегодня пришли в гости к нам. Надеемся, после нашего мастер-класса ваше станет лучше.

СЛАЙД 3

- И так, коллеги, Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно- ориентированных заданий для развития математической грамотности

Задачи мастер-класса:

показать необходимость использования в работе с учащимися компетентностно-ориентированных заданий для развития математической грамотности учащихся;

способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие математической грамотности учащихся;

содействовать профессиональному общению;

вызвать желание к сотрудничеству

СЛАЙД 4

«Математическая грамотность –

  1. способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет,

  2. высказывать хорошо обоснованные математические суждения

  3. и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».


      В данном определении «математической грамотности», как мы видим, основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных.

Согласно этому, основное внимание нужно уделять развитию способности обучающихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.

Отсюда следует, что при изучении математики уже в начальной школе следует использовать практико-ориентированные задания.

Сегодня мы хотим остановиться на рассмотрении сюжетных текстовых задач как математических моделей реальных ситуаций.

2. Основная часть мастер-класса

СЛАЙД 5

Остановимся на самом понятии «текстовая задача». Определения текстовой задачи предлагают различные авторы. Вот одно из них:

Текстовая задача – есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого отношения (А.П. Тонких).

СЛАЙД 6

Математические задачи называются текстовыми, если в них присутствует хотя бы один объект, который является реальным предметом.

Большинство задач, предлагаемых в учебниках математики начальной школы, отвечают этим требованиям.

Но сюжеты этих задач не способствуют формированию представлений детей о значимости науки математики в жизни. Они далеки от реальных интересов и проблем учащихся. Другое дело, когда учитель предлагает задачу об учениках класса, о событиях, в которых участвовали сами дети. Интерес возрастает многократно! Детям нет никакого дела до фруктов, которые привезли в какой-то магазин. Но им очень интересно решить задачу о том, как потратить сэкономленные деньги. А если вы перед этим проведете опрос и выясните, как дети экономят деньги, то сто процентное участие в решении задачи вам гарантировано.


СЛАЙД 7

А прикладными для школьников могут быть задачи по математике на оплату покупок в магазине и расчеты материалов для ремонта. Важно искать современные и интересные новому поколению ситуации: расчет времени на скачивание игры, подбор тарифа на мобильную связь и так далее.

Учителю полезно включать в работу занятия в форме деловой игры, где группы учеников соревнуются между собой в успешности реализации поставленной практической задачи.

Задания важно сделать тематически привязанными к применению математики в реальной жизни. Например, выбрать тему «Коммунальные платежи» и предложить командам произвести оплату электроэнергии, телефонной связи, холодной и горячей воды, используя стандартные для региона тарифы.

СЛАЙД 8

Предлагаю вашему вниманию деловую игру «Поездка в Красноярск», которую можно проводить с 3 класса. Заранее детей надо разделить на команды.


СЛАЙД 9

Задание1.Трое друзей, учеников 3 класса Вася, Толя и Сережа сумели сэкономить на карманных деньгах и скопили некоторую сумму к концу 2023года. Причем, денег у каждого оказалось поровну. Мальчики решили деньги не тратить, а копить до весенних каникул, чтобы вместе развлечься в Красноярске. Но к концу февраль ребята поняли, что их затея провалилась. Один из мальчиков потратил часть денег на подарок маме на день рождения. Другой и сам не заметил, как в копилке остались только монеты. И только один мальчик не потратил ни одной копейки.

Рассмотрите таблицу. Ответьте на вопросы.

Вопросы:

-Кто оказался самим экономным?

-Кто очень любит маму?

-Кто не умеет обращаться с деньгами?

- Сколько денег было у каждого мальчика после Нового года?

(зеленая карточка)


Мальчики

Остаток

Количество денег (выполните вычисления)

Вася

4монеты по 10руб


Толя

4 купюра по 100руб


Серёжа

4 купюры по 200руб



- Итак, мы видим, что не все третьеклассники умеют обращаться с деньгами. А с вами подобная ситуация не случалась?

СЛАЙД 10

Задание 2

-Сергей понял, что ему уже не надо копить деньги и решил их потратить. Тем более, что мама предложила на последние зимние выходные съездить в Красноярск, проведать бабушку и дедушку. Сергей был мальчик разумный и любящий внук. Он решил часть накопленных денег потратить на развлечения, а часть на подарки дедушке и бабушке.

- Посмотрите внимательно на диаграмму. Что вы поняли? Как мальчик потратит деньги?

СЛАЙД 11


(средства будут потрачены поровну)

- Как узнать, сколько денег Сергей планирует потратить на подарки?


СЛАЙД 12

Задание 3

-Мама попросила Сергея рассчитать, сколько ей надо дать ему денег на дорогу. Вам надо помочь Сергею с расчетами.

-Какой информации вам не хватает? ( Как будет добираться? С кем? На каком виде транспорта? Сколько стоит билет?)

- На некоторые вопросы вы найдете ответ в тексте, что-то вам предстоит выяснить самим.

Текст: Сергей поедет на машине вместе с Братом Иваном. Иван студент Многопрофильного техникума. В Красноярске их встретит дедушка. Обратно они полетят на самолёте. На обратном пути в Ванавару папа их встретить не сможет, поэтому с аэропорта до дома ребята доберутся на такси.

Остальную информацию вы найдете на сайте .


РАЗОВЫЕ ТАРИФЫ

*Льгота предоставляется учащимся и воспитанникам общеобразовательных учреждения старше 7 лет (от 5 лет до наступления 7-летнего возраста оформляется детский билет), студентам.


Полный тариф 4600р

льготный тариф* 2300р

детский тариф 1000р

провоз живности 400р


Задание 4

- Сергей решил купить подарки заранее в Ванаваре.

- Помогите ему выбрать подарки по прайс листу

СЛАЙД 13


-Учтите, что Сергей просил потратить все деньги, не экономить на подарках любимым родственникам.(детям предлагается презентация. «ПРАЙСЛист магазинов», где они узнают стоимость товаров.)

Результаты поиска вставьте в таблицу.


Кому?

Что?

Цена

Кол-во

Стоимость





















Стоимость всех подарков:

……..руб


Задание 5

Папа приготовил для Сергея несколько вариантов развлечений в Красноярске. Вам надо подобрать программу. Будьте внимательны, т.к. папа допустил ошибки. Вспомните, какую сумму может расходовать Сергей? (400руб.) Постарайтесь израсходовать их все.

СЛАЙД 14


(На слайдах картинки с рекламными проспектами: цирк, кинотеатр и тд.)


Ученики вписывают расходы в таблицу.

Вид развлечения

стоимость

1.



2.



Общая сумма расходов:



Итог: Дети делают вывод, о том правильно ли они распределили деньги, кто был очень экономный, кто допустил перерасход.

В заключении учитель говорит о важности математики в жизни.

- Теперь мы предлагаем вам попробовать самостоятельно составить задачи на формирование математической грамотности.

-Приступая к разработке любых заданий по формированию функциональной грамотности (в том числе и математических), предлагается придерживаться некоторых требований.

СЛАЙД 15

Требования к составлению заданий

  • Задание, поставленное вне предметной области и решаемое с помощью предметных знаний (математики, физики, биологии и др.).

  • В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая и понятная учащемуся.

  • Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.

  • Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.

  • Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, не многословны.

  • Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.).

  • Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.

Я считаю, что в работу по формированию математической грамотности следует включать больше текстовых задач с недостающими данными. Поиск этих данных, будет одной из задач учащихся. Не следует забывать, что формирование информационно грамотности очень важная составляющая общей функциональной грамотности человека.

Разрабатывая текст задачи, направленной на формированию математической грамотности с точки зрения её функциональности, следует помнить, что основная цель таких заданий не отработка каких то конкретных предметных умений, а применение математических знаний, которыми дети владеют в совершенстве, в конкретной жизненной ситуации. Сложная многошаговая задача разбивается на цепочку отдельных заданий, в каждом из которых ребенок делает шаг к решению проблемы.

Приближенные к жизни школьников задачи по математике не просто искать и придумывать, но они есть в интернете.

СЛАЙД 16

Проведение практических занятий

Практическую часть я хочу начать со слов швейцарского медика, философа, естествоиспытателя Парацельса. Он сказал: «Все элементы Вселенной имеют взаимосвязи, все существа в этом мире связаны между собой». Сегодня мы попробуем доказать это.


Уважаемые коллеги, предлагаю Вам самостоятельно составить составить задачную формулировку по теме «Действия с натуральными числами» с предложенными предметами, используя предложенную структуру задания.

СЛАЙД 17

Структура задачи:

  1. Стимул - погружает в контекст задания и мотивирует на выполнение.

  2. Задачная формулировка – точно указывает на деятельность, необходимую для выполнения задания.

  3. Источник информации - содержит необходимую информацию для успешной работы.

  4. Бланк для выполнения задания – задает структуру предъявления результатов деятельности.

  5. Инструмент проверки – модельный ответ или поле модельных ответов.

Условие: один из источников информации должен быть вне основного текста задачи. Эти источники у меня находятся в коробке. Каждой группе надо выбрать необходимый для своей задачи предмет (линейка, книга, прайс лист, пакет обойного клея, смартфон,

СЛАЙД 18

Задания групп

Попробуйте составить задачную формулировку к заданию по теме «Действия с натуральными числами» с помощью предложенных предметов:

1. Книга, книжная полка, рулетка.

( Участники выбирают дополнительный источник информации: книгу и линейку)

Модельный ответ:

Мама купила энциклопедию «Всё обо всем», состоящее из 12 томов. Какого размера нужно заказать книжную полку в мебельном салоне, чтобы разместить все книги на ней?

2. План комнаты и рулон обоев, малярная кисть.

( Участники выбирают дополнительный источник информации: упаковка обойного клея)

Модельный ответ:

Родители ученика 4а Серёжи Петрова решили оклеить его комнату новыми обоями. Периметр комнаты12м. Высота потолков 2.5 м. Сколько рулонов обоев по 10м и обойного клея им понадобиться?

3. Стол, новогодняя елка, кошелек.

( Участники выбирают дополнительный источник информации прайс лист магазина)


Модельный ответ:

Маме надо закупить продукты к новогоднему столу на семью из 4 человек. Помогите маме собрать новогодний стол на 5000р.


Каждая группа представляет результат своей работы.

Дать листы

Уважаемые коллеги, выполняя задание, вы проявили свои способности мыслить неординарно, креативно. Креативность – одна из составляющих общей функциональной грамотности человека. Подбирая задания, мы должны давать детям возможность проявить свою креативность.


3. Подведение итогов мастер-класса

Современные дети приходят в школу с желанием действовать, к тому же, действовать успешно, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными.


 В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит  сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.  


СЛАЙД 19

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»


СЛАЙД 20

Спасибо за внимание!