Таймырское муниципальное казённое образовательное учреждение «Дудинская средняя школа № 7»
Тема: «Формирование речевых умений при работе над созданием письменных текстов в начальной школе».
Мастер-класс
Подготовила: Кайрис Галина Ионовна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная
категория
г. Дудинка
2023 год
«Не умея держать в руке топор — дерева не отешешь, а не зная языка
хорошо — красиво и всем понятно — не напишешь». Максим Горький
Язык – основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию. Язык является не только предметом изучения, но и средством обучения. Успехи ребенка в изучении русского языка во многом определяют качество его подготовки по другим школьным предметам.
Основной целью обучения в начальной школе было и остаётся всестороннее развитие личности младшего школьника. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Умение читать художественные и познавательные тексты, выделять существенную информацию из текстов, а также создавать речевые высказывания (в устной и письменной форме) является универсальным учебным действием.
В жизни ребёнку приходится создавать высказывания разных типов: говорить то о последовательно сменяющих друг друга событиях, то о признаках предмета, то о причинах и следствиях тех или иных свойств, явлений. В высказываниях обнаруживаются группы предложений с определённым значением, которые принято называть типами речи. Среди типов текста выделяют повествование, описание, рассуждение. ФГОС начального общего образования требует, чтобы учащиеся умели писать сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения. Каждый ученик должен освоить теорию и практику написания сочинений. Есть убеждение, что этому можно и нужно учить.
Сочинение – от славянского слова «чин», «порядок», «чинно» –
в надлежащем порядке. Задача школьного сочинения – учить выражать и упорядочивать мысли. Содержание работы по формированию речевых умений в процессе создания письменных текстов складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащихся и развития их связной (монологической) речи.
В программу включены понятия стилей, типов речи, текста и его строения. Работа организуется вокруг понятия «Текст» (признаки текста, смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, абзац, типы текста и т.д.).
В лингвистике нет общепринятого понятия «текст». Однако большинство лингвистов выделяют единые признаки текста.
1.Членимость текста. Текст состоит из нескольких предложений.
2. Смысловая цельность текста. Тема и основная мысль придают ему смысловую цельность. Со смысловой цельностью тесно связано понятие завершённости высказывания. Из сущностной характеристики текста – смысловой цельности – вытекают следующие признаки текста: текст – это высказывание на определённую тему; в тексте реализуется замысел говорящего (основная мысль); текст любого размера – это относительно автономное (законченное) высказывание; к тексту можно подобрать заголовок, передающий тему или основную мысль.
3.Структурная связность текста. Основу связанности составляет «коммуникативная преемственность» предложений, состоящая в том, что каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть.
Данные признаки считаются необходимыми и достаточными для раскрытия понятия «текст» в школе.
Повествование – функционально-смысловой тип речи, выражающий сообщение о развивающихся действиях или состояниях и располагающий для реализации этой функции специфическими языковыми средствами.
Повествование может быть развёрнутым (состоять из целой протяжённой цепочки предложений со значением развивающихся действий) и неразвёрнутым (состоять из одного повествовательного предложения).
В начальной школе, как правило, обучают написанию текстов-
повествований в следующих жанрах: инструкция, письмо, заметка, рассказ, сказка.
Описание – функционально-смысловой тип речи, являющийся её типизированной разновидностью как образец, модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании и имеющий для этого определённую языковую структуру.
В таком типе текста раскрывается описание картины природы, человека, животного, неодушевлённого предмета, уточняются признаки предметов. Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем создание повествовательного текста. Такая работа требует от ребёнка хорошо сформированных аналитических умений.
Можно обозначить следующие тематические группы текстов-описаний: портретное описание человека (внешность, характер); описание животного, растения; описание неодушевлённого предмета; описание интерьера; описание явлений природы; пейзажное описание.
В речевом общении люди не только повествуют о чём-то или описывают что-то, не только спрашивают или побуждают к действию, но и рассуждают, доказывают что-либо. Доказательства используются в научной, публицистической, художественной речи и в разговорном общении.
Рассуждение – такой тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение, и специфической языковой структурой, зависящей не только от логической основы рассуждения, но и от смыслового значения выводного суждения.
В бытовой разговорной речи, в художественном стиле полные умозаключения редки, видимо, потому, что рассуждения такого типа опираются на житейскую мудрость.
В научной речи полные доказательства бывают более необходимы, особенно в том случае, когда в рассуждении приходится опираться на научные формулировки положений, правил, законов.
Как показывает практика, рассуждение является самым трудным типом текста для детей. В чём же состоят основные трудности создания текстов-рассуждений? В описании и повествовании материал налицо (можно описывать только то, что уже знаешь), в рассуждении же ребёнку приходится иметь дело с изложением своего мнения по поводу чего-либо, с доказательством чего-либо спорного и выяснения неясного. Рассуждения должны быть безукоризненно логичны. Выделяют разновидности рассуждений: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство и рассуждение-опровержение. Все три вида разные по содержанию.
Понимание отличительных особенностей текста, его типов позволяет определять те умения, которые важно формировать у младших школьников.
Рассмотрим общие умения (необходимые для создания текста
любого типа) и специальные умения (необходимые для создания
текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения).
Общие умения | Специальные умения |
Текст-повествование | Текст- описание | Текст- рассуждение |
1. Умения, связанные с темой сочинения, с её пониманием, определением её границ, субординацией тем, раскрытием темы. 2. Умения подчинить своё сочинение определённому замыслу, выразить в нём свою мысль, свою позицию, свои эмоции, отношение к лицам, их поступкам и т.д. 3. Умения собирать, накапливать материал, отбирать важное, главное и второстепенное в соответствии с темой и замыслом, выбранным типом речи (текста) и жанром текста. 4. Умения систематизировать материал, располагать его, обдумывать и составлять план, работать над композицией – началом, основной частью, завершением (заключением) . 5. Умения в области языковой подготовки текста: подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова, словосочетания, фразеологию, образы; подготавливать фрагменты будущего текста. 6. Умения составлять текст, записывать без ошибок, располагать текст на листах, делить его на абзацы. 7. Умение совершенствовать написанное, редактировать, проверять орфографию, пунктуацию. | 1.Умение озаглавить текст своего сочинения в соответствии с типом текста-повествования так, чтобы заголовок отражал тему текста и сообщал о предмете повествования (если тема предлагалась общая). 2. Умение определить авторское отношение к теме повествования. 3.Умение отбирать соответствующий материал для создания текста определённого жанра и типа речи, к примеру, сказка, рассказ и т.д. 4. Умение строить текст в соответствии со структурно-композиционными особенностями текста-повествования, умение конструировать зачины и концовки как структурные компоненты текста-повествования, сцеплять предложения с помощью лексических и грамматических средств связи. 5. Умения в области языковой подготовки текста: подготавливать словарь в соответствии с темой повествования; выбирать слова, сочетания, фразеологию, образы; подготовка фрагментов будущего текста-повествования. 6. Умение выделять абзацы в тексте-повествовании, связывать их между собой. | 1. Умение озаглавить текст своего сочинения в соответствии с типом текста-описания так, чтобы заголовок отражал тему текста и сообщал о предмете описания (если тема предлагалась общая). 2. Умение определить авторское отношение к предмету описания в художественном стиле и не выражать своё авторское отношение, к примеру, в текстах-описаниях делового стиля. 3. Умение отбирать соответствующий материал для создания текста определённого жанра и типа речи (текста), к примеру, портрет, статья в энциклопедии, этюд, загадка и др. 4. Умение строить текст в соответствии со структурно-композиционными особенностями текста-описания, умение конструировать зачины и концовки как структурные компоненты текста-описания, соединять предложения с помощью лексических и грамматических средств связи. 5. Умения в области языковой подготовки текста: подготавливать словарь в соответствии с темой описания; выбирать слова, сочетания, фразеологию, образы; подготовка фрагментов будущего текста-описания. 6. Умение выделять абзацы (если необходимо) в тексте-описании, связывать их между собой. | 1. Умение озаглавить текст своего сочинения в соответствии с типом текста-рассуждения так, чтобы заголовок отражал тему текста и сообщал о предмете рассуждения (если тема предлагалась общая). 2. Умение доказать свою мысль, приводя аргументы и факты. 3. Умение собирать соответствующий материал (газеты, журналы, энциклопедии, художественная и научно-популярная литература, жизненный опыт, беседа со взрослыми и др.) для создания текста определённого жанра и типа речи (текста), к примеру, объяснение, отзыв о книге, эссе и др. 4. Умение строить текст в соответствии со структурно- композиционными особенностями текста- раcсуждения, умение конструировать тезис и вывод как структурные компоненты текста- рассуждения, соединять предложения с помощью лексических и грамматических средств связи. 5. Умения в области языковой подготовки текста-рассуждения: подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова, сочетания, фразеологию, образы; подготовка фрагментов будущего текста-рассуждения. 6. Умение выделять абзацы (если необходимо) в тексте-рассуждении, связывать их между собой. |
Известны два метода обучения созданию письменных текстов
(сочинений): индуктивный и дедуктивный.
Индуктивный метод. Данный метод, как показывает опыт, учителя
часто используют на практике. Они предлагают детям определённую
тему сочинения, потом подробно разбирают её, организуют тщательную подготовку к сочинению и контролируют процесс создания сочинений детьми. Затем выбирают новую тему и так далее. Так складывается определённая система работы над сочинениями. Можно, конечно, научиться писать и таким образом. Но эффективной такая система обучения может быть при одном условии: если параллельно идёт чтение художественной и научной литературы. Тогда у ребёнка путём бессознательного подражания вырабатывается не только слог,
но и умение располагать материал темы, обосновывать свои мысли.
Современные дети мало читают, а если и читают, то не каждый день,
не систематически, урывками или «запоем» в каникулы.
Дедуктивный метод. Сначала изучаются общие правила, общие
приёмы, то есть теория написания сочинений, а затем переходят к
практике. Данный метод не умаляет значения практических упражнений. Подчеркнём, что дедуктивный метод требует, чтобы практика
обучения написанию сочинений по возможности сопровождалась
изучением теории. Результат возможен только в итоге планомерной
работы в этом направлении.
Обучение младших школьников созданию текстов носит системный характер и включает три этапа.
Тексты-повествования:
Подготовительный этап. Знакомство с понятием «текст» (признаки текста, тема текста, заголовок, основная мысль, план текста, опорные и ключевые слова).
Теоретико-практический этап. Знакомство с типом текста – повествование, его особенностями, механизмами создания текстов разных жанров.
Практический этап. Создание учащимися текстов-повествований на основе взаимосвязи его содержания, структуры и речевого оформления.
Тексты-описания:
Подготовительный этап. Организация и проведение системы подготовительных обучающих заданий с целью формирования у детей умения «видеть» признаки предметов, определять предмет по называемым признакам, сравнивать предметы между собой и др.
Теоретико-практический этап. Знакомство с типом текста – описание, его особенностями, механизмами создания текстов-описаний разных жанров.
Практический этап. Создание учащимися текстов-описаний на основе взаимосвязи содержания, структуры и речевого оформления текста.
Тексты-рассуждения:
Система заданий по обучению созданию письменных текстов-рассуждений с 1-го по 4-й классы основана на дедуктивном методе.
Подготовительный этап. Организация и проведение системы подготовительных обучающих заданий с целью формирования у детей умения объяснять причины явлений, доказывать свою точку зрения, подбирать аргументы для доказательства, находить цитаты из текста в качестве доказательства и др.
Теоретико-практический этап. Знакомство с типом текста – рассуждение, его особенностями, механизмами создания текстов-рассуждений разных жанров.
Практический этап. Создание учащимися текстов-рассуждений на основе взаимосвязи содержания, структуры и речевого оформления текста.
Примерные упражнения на формирование и закрепление умений, необходимых для создания текстов разных типов.
Для предупреждения ошибок при создании текстов таких как: неумение соблюдать единый временной план текста, неумение использовать
синонимическую замену в тексте (для замены повтора), несоблюдение
плана текста и др. можно использовать упражнения, направленные на формирование следующих умений:
определять тему, основную мысль, подбирать заголовок к тексту;
Прочитай текст. В зале стояла красивая пышная ёлка. На ветках дрожали разноцветные лампочки. Вдруг заиграла музыка. Появились Снегурочка и Дед Мороз. Начался весёлый праздник. Определи тему текста, основную мысль, подбери заголовок. |
Прочитай предложения. Она его любила и кормила червяками. Он был крошечный. Была у него мама Пеструшка. Жил на свете цыплёнок. Расставь предложения в таком порядке, чтобы получился текст. |
Прочитай текст. Испекла мама пирожки. Боря вежливо попросил у мамы один пирожок. Мама угостила сына. Боря взял пирожок и побежал на улицу. Во дворе играли ребята. Боре тоже захотелось поиграть. Он положил угощение на лавку и стал играть. Прибежала Жучка. Она схватила пирожок и убежала. Оглянулся Боря, а Жучки и след простыл. Раздели текст на части: начало, основная часть, заключение. Составь план. Озаглавь каждую часть. |
уметь находить «опорные», «ключевые» слова;
Прочитай предложения. 1. Потекла вода. 2. Лодка поплыла по воде. 3. Пришла тёплая весна. 4. Дети бежали за ней и весело кричали. 5. Ребята не смотрели под ноги и попали в лужу. 6. Дети сделали лодочку. Собери «рассыпавшийся» текст. Запиши текст в тетрадь. Выпиши опорные слова текста. В тексте подчеркни ключевые слова. |
Прочитай слова. Весна, солнышко, снег, птицы, радостно. Это опорные слова будущего текста. Попробуй, используя данные слова в том же порядке, составить небольшой текст (5–6 предложений) на тему «Весна». |
уметь членить текст на предложения, определять тип текста;
Прочитай текст. Случай на реке Дело было весной Миша и Витя возвращались из школы они спустились к реке Витя побежал вперёд хрупкий лёд треснул мальчик очутился в воде Миша осторожно пополз по льду к другу он вытащил товарища на берег. 1) Спиши текст, поделив его на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак препинания. Начало предложения не забудь написать с заглавной буквы. 2) К какому типу текста относится этот текст? Докажи. |
Прочитай текст. Ёжик проснулся Пришла весна. Солнце согрело землю. В лесу по ложбинке побежал ручей. Вот на пути он заметил под корнями старой берёзы норку. Зверёк ещё с осени разыскал это укромное местечко. Холодный ручей забрался в постельку ежа и разбудил его. Ёж выбрался из своего убежища. Свежий ветерок разносил по лесу весенние запахи. Ёж лёг на спинку и подставил солнцу своё брюшко. (По Г.Скребицкому). Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение. Озаглавь каждую часть. Напиши план текста. |
Прочитай текст. Трусливый зайчишка Этот … зверёк живёт в лесу. У него … уши, … хвост. Передние лапы …, а задние – … . Шубка у зверька летом …, а зимой – … . Мор- ковка и капуста – любимые лакомства животного. А зимой и … кора хороша. … всего боится! Спиши текст. Вставь вместо точек подходящие по смыслу слова так, чтобы получился связный текст про зайчика. Слова должны отвечать на вопросы какой? какая? какие? Подумай, какого типа текст получился? |
Прочитай два текста. Байкал – любимец природы. Красота озера потрясает в любое время года. Летом, когда ярко светит солнце, камешки переливаются красками. Байкал чист и тих. Особенно красив Байкал зимой. Вычищенный ветрами лёд на озере прозрачный и тонкий. Через него видно, как шевелится вода. А ведь под ногами крепкий лёд! Лёд бывает толщиной более одного метра. Поэтому Байкал называют любимцем природы. Байка́л – озеро в южной части Восточной Сибири, глубочайшее озеро планеты Земля. Более половины года озеро сковано льдом, период ледостава 15 января – 1 мая, судоходство осуществляется с июня по сентябрь. С 1956 года озеро стало составной частью Иркутского водохранилища, в результате чего уровень воды поднялся на 1,5 м. Озеро и прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны. Местные жители и многие другие жители России традиционно называют Байкал морем. Определи типы текста. Почему Байкал называют любимцем природы? Какой текст тебе помогает узнать точные сведения о Байкале? Как ты думаешь, откуда взят этот текст? |
умение определять тему текста, озаглавливать текст, по заголовку определять, о чём может быть текст;
Прочитай текст. Определи тему текста, озаглавь текст. Ранним утром я с товарищем собрался на рыбалку. Товарищ накопал червей, собрал удочки. На берегу тихой заводи мы выбрали место. Вот и первая рыбка. Товарищ выбросил на песок большого окуня. То и дело он вытаскивал окуней. Мой поплавок словно застыл. Мы поменялись местами. Вскоре у моего друга было полное ведро. Мой улов едва закрывал дно. Грустный я подходил к деревне. У изгороди нас встретил дед Илья. Он лукаво улыбнулся и сказал, что рыбу вспугнул белый цвет. У меня рубашка и удилище были белыми. |
Прочитай заголовки к текстам. Определи по заголовкам темы текстов. 1. Как я встречал новый год. 2. О чём рассказали весенние ручьи. 3. На школьном субботнике. 4. Пожар в лесу. 5. Поездка на поезде. |
Прочитай предложения. Попробуй собрать текст. Для этого «цепляй» одно предложение за другое. ОНИ почистили и обновили свои ГНЁЗДА. Вот и вернулись на родину СКВОРЦЫ. Днём ОНИ деловито снуют в саду. СКВОРЦЫ летают друг к другу в гости. ГНЁЗДА скворцов очень уютные. |
Прочитай текст. Во дв…ре ст…ял старый клён. В…сной он радовал всех неж- ными з…лёными л…сточками. Ос…нью дер…во покрывало влаж- ную землю красными и жёлтыми листьями. Из них мы делали ч… десные ша…ки, длинные гирлянды. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в каждом предложении слово, с помощью которого предложение «цепляется» за другое предложение. |
Прочитай текст. Прилетели ласточки. Далеко разносятся их весенние песни. Летали … к старому домику. … осыпался и развалился. Каждый день носили ласточки в клювах солому, глину, прутики. Долго ра- ботали … . Хорошее получилось гнёздышко. Скоро в … появились птенцы с жёлтыми ртами. «Сцепи» предложения между собой, вставив вместо точек подходящие по смыслу слова из справок. Слова для справок: он, в гнезде, певуньи, они. |
Прочитай текст. Определи тип текста. Спас друга Витя и Илья возвращались домой из школы. Витя и Илья спустились к реке. Витя и Илья пошли по льду. Витя побежал вперёд. Хрупкий лёд треснул. Витя оказался в воде. Витя хватался за тонкую кромку льда. Лёд крошился. Бежать за помощью было далеко. Илья осторожно пополз по льду к другу. Илья вытащил товарища на берег. Спиши текст. Замени, где потребуется, неоправданные повторы. |
Прочитай текст. Храбрый заяц Родился …. в лесу и всего боялся. И вдруг …. понял, что у него пропала эта боязнь. …. сообщил всем, что никого он не боится. К зайцу-хвастунишке прибежали старые и молодые зайцы. Слушают его и собственным ушам не верят. … крикнул, что с ним им нечего бояться. К нему теперь ни волк, ни лиса, ни медведь не приблизятся. Очень смешной …! Теперь о нём по всему лесу слава пойдёт. Спиши текст и вставь вместо точек слова для справок. Слова для справок: косой, трусишка, заяц, плутишка, длинноухий. Как ты думаешь, являются ли слова из слов для справок синонимами в данном тексте? Как они называются? |
Прочитай текст. В старой берёзовой роще (ПОСЕЛИЛИСЬ, ПОСЕЛЯЮТСЯ) грачи. (ПОЯВИЛИСЬ, ПОЯВЛЯЮТСЯ) первые птенцы. Грачата с раннего утра до позднего вечера (КРИЧАТ, КРИЧАЛИ), (ПРОСЯТ, ПРОСИЛИ) еды. Спиши текст, выбрав нужный глагол из скобок. Помни, что в тексте-повествовании может нарушаться единый временной план текста. |
Прочитай текст, который написала ученица … (детям предлагалось задание составить текст-повествование с опорными словами) Как ребята играли в футбол Однажды Коля, Дима, Ваня и Максим нашли мяч. Они собрались играть в футбол и позвали друзей. Ребята выбрали Ваню вратарём. Дима бьёт по мячу, он летит в ворота соперников. Вратарь падает и пропускает мяч. Мальчишки радостно кричат. Матч закончился со счётом 2:2. Победила дружба. Найди все глаголы. Определи время глаголов. Соблюдается ли в тексте единый временной план текста? Почему? Зачем автор использует для рассказа о событиях глаголы настоящего времени? |
Прочитай текст и раздели его на абзацы (смысловые части). Ёж и телёнок Телёнок встретил ежа. Ёж свернулся клубком и фыркнул. Глупый телёнок подпрыгнул и лизнул ежа. Иголки больно укололи его язык. Заревел телёнок и побежал к корове. Он стал жаловаться матери на ежа. Корова подняла голову, поглядела на сына и опять стала щипать траву. Ёж покатился к своей норе. Он сказал ежихе, что победил страшного зверя. Пошла слава про храбрость ежа за далёкое озеро, за тёмные леса. |
Прочитай абзац. Ребята решили построить горку во дворе. Они приготовили лопаты, ведро. В выходной день затейники собрались во дворе. Закончен ли текст? Если нет, допиши ещё два абзаца. Какую главную мысль ты выразил в своём тексте? |
Прочитай текст. Лесные музыканты Сойки устроили настоящий концерт. Мы стали слушать чудную лесную музыку. По нашим следам примчался пёс Фомка и распугал соек. Мы были очень сердиты на глупого Фомку. Это было ранней весной. Мы шли в лесу по нашей тропинке. Вдруг послышались тихие и очень приятные звуки. Мы заметили рыжих соек. Они сидели на сучьях деревьев, пели и щебетали. Как ты думаешь, это можно назвать текстом? Почему? Что нужно исправить? |
Составь инструкцию «Как сделать новогодний подсвечник». Выбери нужные глаголы. Обрати внимание на форму, в которой употреблены глаголы. (Найди, очисти, вбей, покрой, прикрепи) небольшую корягу. (Найди, очисти, вбей, покрой, прикрепи) корягу от грязи. (Найди, очисти, вбей, покрой, прикрепи) гвоздик для свечи. (Найди, очи- сти, вбей, покрой, прикрепи) корягу лаком. Когда коряга высохнет, (Найди, очисти, вбей, покрой, прикрепи) украшения. |
Прочитай все предложения. Привяжи ленточки в каждом углу и соедини их. Сними верхнюю часть, а нижнюю используй для кормушки. Возьми небольшую коробку из-под конфет. Повесь кормушку на дереве. Не забудь положить корм птичкам. Сделай в каждом углу отверстие для ленты. Расставь предложения по порядку так, чтобы получилась связная инструкция по изготовлению кормушки. Прочитай ещё раз о том, что такое инструкция. |
Составьте текст-инструкцию «Как сделать ёлочную цепь». назовите необходимые для этого предметы и обязательные действия. 1. Возьми цветную бумагу, ножницы и клей. 2. Нарежь... 3. … Не забудьте: инструкция должна быть написана так, чтобы весь ход работы стал понятным. Перечитайте её и решите, сможет ли читатель по вашей записи сделать ёлочное украшение. |
1) Прочитай текст. Февральская метель Налетел … ветер. Закрутились … вихри. … пелена закрыла небо. В вихрях запуталось … солнце. … позёмка скользит по земле. Свистит, кружит … метель. Спиши текст и вставь нужные эпитеты из слов для справок. Слова для справок: косая, яростный, снежные, злая, белая, тусклое. 2) Прочитай стихотворение. Буря мглою небо кроет, То по кровле обветшалой Вихри снежные крутя. Вдруг соломой зашумит. То, как зверь, она завоет, То, как путник запоздалый, То заплачет, как дитя. К нам в окошко застучит. (А.С. Пушкин) Спиши стихотворение. Найди эпитеты и подчеркни их волнистой линией. |
1) Прочитай и отгадай загадку. И с икрой, и со сметаной – Всякие они вкусны. Ноздреваты и румяны Наши солнышки– … С чем сравнивают слово-отгадку? Почему? Какое это сравнение: открытое или закрытое (метафора)? 2) Прочитай предложения. Вода в озере застыла, …. Тихая луна плывёт в серебристых облаках, … Глаза у волчицы светились, … Солнце … катилось за синие горы. Спиши предложения и дополни их сравнениями. Слова для справок: как два маленьких огонька, словно величавый лебедь, огненным колесом, как неподвижное тёмное зеркало. |
Прочитай стихотворение. Российский воин бережёт Пусть в небе не клубится дым Р…дной стр…ны покой и славу. Пусть пушки грозные молчат Он на п…сту – и наш народ. И пулемёты не строчат, Г…рдится армией по праву. Чтоб ж…ли люди, г…р…да. Пусть небо будет голубым, Мир нужен на з…мле всегда! Спиши стихотворение. Вставь пропущенные буквы. Найди олицетворение и подчеркни его. |
Прочитай текст. Трусливый зайчишка Этот … зверёк живёт в лесу. У него … уши, … хвост. Передние лапы …, а задние – … . Шубка у зверька летом …, а зимой – … . Мор- ковка и капуста – любимые лакомства животного. А зимой и … кора хороша. … всего боится! Спиши текст. Вставь вместо точек подходящие по смыслу слова так, чтобы получился связный текст про зайчика. Слова должны отвечать на вопросы какой? какая? какие? Подумай, какого типа текст получился? |
1. Учащимся даётся образец. Нужно много читать, потому что: Во-первых, будешь много знать, Во-вторых, станешь интересен собеседнику, В-третьих, чтение – это удовольствие. 2. На карточках записи. Их необходимо закончить. 1. Я с радостью хожу в школу, потому что: Во-первых, ………………...., Во-вторых, …………………, В-третьих, ………………….. 2. Я люблю каникулы, потому что: Во-первых, ………………...., Во-вторых, …………………, В-третьих, ………………….. 3. Лето – самая лучшая пора в году, потому что: Во-первых, ………………...., Во-вторых, …………………, В-третьих, ………………….. |
Прочитай текст. Почему ландыш белый? Умеешь ли ты наблюдать и разгадывать загадки природы? Почему цветы калины, рябины, черёмухи белые? Почему ландыш белый? Лан- дыши растут в тенистых местах. В сумраке леса насекомые не видят синий или лиловый цвет. Только белые цветы хорошо видны. Учись разгадывать загадки природы. (По В.Тетюреву) Над каким вопросом размышляет автор? Найди ответ на вопрос в самом тексте. Спиши вопрос и ответ. |
Прочитай текст-рассуждение. 1. ТЕЗИС. Я знаю, что в слове ЗЕЛЕНЬ букв больше, чем звуков. 2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО. В слове ЗЕЛЕНЬ шесть букв. Буква мяг- кий знак (ь) звука НЕ ОБОЗНАЧАЕТ. Следовательно, звуков на один меньше, чем букв, то есть пять. 3. ВЫВОД. Значит, в слове ЗЕЛЕНЬ букв больше, чем звуков. Составь по образцу тексты-рассуждения. ТЕЗИС 1. «Я знаю, что в слове ЯСЕНЬ букв столько же, сколько звуков». ТЕЗИС 2. «Я знаю, что в слове КОНЬ букв больше, чем звуков». ТЕЗИС 3. «Я знаю, что в слове ЁЖИК букв меньше, чем звуков». |
Прочитай первую часть текста-рассуждения. 1. Если с детства не учиться, то можно остаться незнайкой. 2. …….. 3. …….. Спиши первую часть. Допиши вторую и третью части. Во второй части ты должен доказать мысль, высказанную в первой части (подбери как можно больше аргументов и фактов), а в третьей части сделать вывод. |
Систематическая и целенаправленная работа по развитию речевых умений при работе с разными типами текста обязательно приведёт к успеху. Результата невозможно достигнуть в короткий срок. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается.
В целом развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.
Литература:
1. Малова Е.В. Формирование у младших школьников умения создавать повествовательный текст в жанре сказки // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», раздел «Преподавание в начальной школе» http://festival.1september.ru/
2. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1974.
3. Саломатина Л.С. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение). – Издательство: «Прометей», 2016.