СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Формы взаимодействия учащихся младших классов при организации проектной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность - это один из способов формирования УУД". Предлагаю одну из тренировочных работ, чтобы научить учащихся работать в группах.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Формы взаимодействия учащихся младших классов при организации проектной деятельности"»



Мастер-класс «Формы взаимодействия учащихся младших классов при организации проектной деятельности».

Свой мастер класс я хотела бы начать словами персидского поэта Анвари:

То, что сам ты знаешь, передай другим,

Или то, чего не знаешь от других возьми!

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. В связи с этим актуальным становится введение в учебный процесс метода проектов.

Важное место в усвоении универсальных учебных действий отводится проектной деятельности школьников в любой образовательной системе. Эта линия прослеживается и в рабочей программе образовательной системы «Школа России». Проекты по данной программе начинаются с 1 класса и представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике – с 1 - го по 4 - й класс по каждой учебной дисциплине. Разворот содержит не только темы проектов, но и подсказки, облегчающие подготовку проекта. Со 2 класса добавляется письменная работа в рабочих тетрадях по каждому из проектов, в которых учащиеся записывают ход своих действий по выполнению проектов.

Работа над формированием проектной компетентности в первом классе представляет собой творческую, краткосрочную деятельность. Они носят индивидуальный характер. Поэтому первоклассник, на этапах работы над проектами, взаимодействует в большей степени со взрослыми: ученик- родитель, ученик – учитель. Например, «Город букв» - технологический проект предполагающий работу по готовому плану (памятке), который ученик получает от учителя. Но образца у ученика нет, а значит, проект носит творческий характер. Учащиеся сами индивидуально планируют дальнейшую работу (с помощью родителей) и презентуют и оценивают готовый продукт деятельности по совместно разработанным критериям. В первом классе идет только подготовка к исследовательской деятельности, так как дети учатся работать с текстами и информацией.

Введение таких понятий, как проблема, гипотеза, метод исследования, защита, презентация начинается во втором классе. На первом этапе это тренировочные занятия: выбор темы, составление плана, выбор метода исследования, сбор материала, обобщение данных, представление результатов, оценивание. Таким были проекты «Родной город», «О чём может рассказать школьная библиотека». На втором этапе начинается самостоятельная исследовательская деятельность.

Во 2 классе дети только приучаются к работе в группе, результат работы будет разный. Сейчас идет работа над одним из таких проектов - «Красная книга, или возьмём под защиту». Каждая группа создаёт свою страничку. Для создания каждой странички использовали разные источники информации: работают с информацией из Красной книги, помощь родителей, Интернет-ресурсы, творчество. Далее планируется защита групповых работ, например на классном часу перед первоклассниками. Использовать можно учащимся других классов как дидактический материал.

Один из проблемных этапов работы над формированием проектной компетенции – это научить учащихся проектной деятельности при выполнении группового проекта:

    • разделиться на группы:

    • распределять обязанности в группе

    • выполнять свою работу в группе

    • оценивать свою деятельность


Предлагаю проследить за формированием умения работать в группе посредством проектной деятельности на примере сказки «Репка».


Репка

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка собаку Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка на помощь мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, и вытащили репку.



Ход работы над проектом:

  1. Оргмомент

  2. Целеполагание

  3. Инструктаж о работе в группе

  4. Создание проекта (страничка для книжки-раскладушки)

  5. Защита проекта

  6. Рефлексия. Самооценка.

  7. Демонстрация готового изделия (что получилось).


Каждая группа получает текст сказки и задания по тексту, но по разным предметам. Предположим, у нас 3 группы. Соответственно задания будут по математике, русскому языку, окружающему миру.

Своим мастер-классом я предположу, что выше названная проектная работа способствует формированию у детей групповой формы взаимодействия. И еще, что немаловажно, учащиеся обобщат знания по предметам (русский язык, математика, окружающий мир) посредством проектной деятельности.

Для работы понадобится для каждой группы:

Листы картонные А3 (разных цветов);

Ножницы, клей;

Картинки по содержанию сказки «Репка»;

Листы с заданиями.


Задания для групп:

1. По окружающему миру

К какому виду растений относится репа?

К какой группе растений относится репа?

Почему репка выросла большая-пребольшая?

Люди в сказке – это:

Назовите животных. К какой группе они относятся?

Назовите хищных зверей.

Назовите растительноядных зверей.

Составьте цепи питания, которые прослеживаются в сказке


2. По математике:

Сколько людей в сказке?

Сколько зверей в сказке?

Сколько всего персонажей в сказке? Как узнать?

Кого в сказке одинаковое количество? Составьте пример на сравнение:

Сколько голов?

Сколько ног?

Сколько хвостов?

Ног – 18, голов – 6.На сколько ног больше, чем голов?

Хвостов -3, голов – 6. На сколько хвостов меньше, чем голов?


3. По русскому языку:

Найдите в тексте словарные слова:

Найдите имена собственные:

Найдите слова с ЧК, ЧН:

Найдите слова с безударной гласной в корне:

Найдите слова с парной согласной в корне:

Назовите неодушевлённый предмет:

Найдите имена существительные:

Найдите имена прилагательные:

Найдите глаголы:


На листе А3 оформляются вопросы (приклеиваются), а ответы на вопросы и задания даются рисунками к сказке.

Но самыми интересными этапами работы над проектом являются самооценка и рефлексия. Они предполагают письменный отчёт. Чтобы научить детей уже в начальных классах писать отчет о работе, предлагаю им воспользоваться шаблоном.



Лист планирования и продвижения по заданию


Номер группы _________


Тема, выбранная группой __________________________________________

запишите выбранную вами тему

Форма представления проекта.

Отметьте выбранную вами форму:

 А. Плакат

 Б. Компьютерная презентация


Что делаем

Кто делает

Отметка о выполнении

(+ или –)
















Лист самооценки


Номер группы _________Название _______________________________

Фамилия и имя _________________________________________________


Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x.

    Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.

Почти все сделали без меня.








В заключении, хочу сказать, что у проектных уроков есть преимущества:

- они позволяют быстрее и эффективнее формировать и развивать УУД учащихся;

- значительно повышается мотивация учебной деятельности на предметных уроках;

- создаются необходимые условия для применения знаний на практике;

- формируются навыки самостоятельной работы.