СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Горизонты развития проектно-исследовательской деятельности школьников в современном образовательном пространстве""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы с одаренными детьми

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Горизонты развития проектно-исследовательской деятельности школьников в современном образовательном пространстве""»

ГОРИЗОНТЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Е.В. Корчашкина, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ г. Сурска Городищенского района Пензенской области


В педагогике, психологии, в образовательной практике одной из актуальных проблем остается проблема активности личности в обучении. Лучший педагогический опыт убеждает и доказывает, что наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в процессе обучения обеспечивает проектно-исследовательская деятельность, помогающая реализовать себя в последующей взрослой жизни. Познание родного края, осознание неповторимости Отечества, гордость за сопричастность к деяниям предков формирует гражданско-патриотическое сознание. Работа учеников на уроке и после уроков предполагает знакомство с историей своей Родины, что создает основу для преемственности культурного опыта поколений.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность.

Включение метода проекта в образовательный процесс было сопряжено с рядом трудностей. Некоторые педагоги и сейчас с осторожностью относятся к новшеству. Ведь стать подлинно научным руководителем группы школьников, работающих над проектами, не каждому учителю по плечу. Здесь нужна и высокая квалификация педагога, и достаточный уровень знания преподаваемого предмета, и готовность к дополнительным временным затратам.

Выполнение творческих проектов обеспечивает систему действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности. Предоставляет им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.

Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.

Что же представляет собой проектная деятельность? Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов его деятельности. Тема проекта должна вызывать живой интерес в 5-11 классах. Творческие способности школьников развиваются в процессе выполнения проектных заданий. 

Совершенствовать умения учащихся анализировать и обобщать материал на основе работы с историческими документами, сопоставлять, делать выводы, вырабатывать свою точку зрения, аргументированно отстаивая свои взгляды, воспитывать чувство гордости и патриотизма по отношению к своей Родине на примерах героических подвигов российского народа и своих земляков позволяют интегрированные исследовательские поисковые проекты.

К 80-летнему юбилею со дня Великой Победы в образовательных учреждениях Городищенского района Пензенской области проводится проектная работа, направленная на поиск неизвестных ранее фактов и эпизодов Великой Отечественной войны, установление имён погибших героев и их увековечивание.

С каждым годом реже слышится звон боевых наград: уходят из жизни герои Великой войны. Скоро некому будет рассказать нам о сражениях и о подвигах. Но воссоздать драматические события Великой Отечественной войны помогает информация из наградных листов героев, опубликованных на сайте «Подвиг народа». Благодаря этим сведениям, можно нарисовать правдивую картину боёв и оценить подлинный героизм наших предков. Благодаря опубликованным на сайтах материалам юный исследователь не ожидает недели и месяцы ответа на свой запрос из Центрального архива Министерства обороны РФ (г. Подольск), а мгновенно получает нужную информацию и даже видит интересующий его документ, который содержит важную дополнительную информацию.

Постижение прошлого через призму таких проектов позволяет обучающимся научиться с пользой планировать и строить свое будущее. В итоге учащиеся овладевают специ­альными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска: видеть проблемы, самостоятельно ее решать, структурировать материал, готовить тексты собственных презентаций и выступлений, делать выводы, наблюдать, ставить вопросы, защищать собственные идеи; и навыками, которые можно использовать в жизни. В ходе сотрудничества и взаимодействия всех участников проекта: родителей, выпускников, педагогов, учащихся – проведены интервьюирование, изучение дополнительной литературы, совместная работа со старшими учащимися-консультантами, использованы инструменты для поиска информации через поисковые системы; инструменты для подготовки и визуализации цифрового повествования: Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Word, Microsoft Office Picture Manager; инструменты для подготовительной работы со звуком, видео и аудиофайлами. Все это с успехом применяется в будущем – в написании исследовательской работы и ее защите на НПК.

Такое обучение оттачивает умение выдвигать гипотезу, подбирать аргументы и делать выводы, формулировать собственную точку зрения на проблему. Привычка самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы позволит ученику от умений формулировать личное суждение-ответ перейти к умению выбрать альтернативу на основе имеющейся информации и логически освоить практику принятия рациональных решений.

Изучив различные мнения ученых по вопросу об эффективности проектно-исследовательской деятельности учащихся, а также применив ее на практике, считаю, что проектно-исследовательская работа - прекрасное поле творчества для школьника XXI вв., где решаются многие учебные задачи:

1)    решение проблемных и общественно-значимых задач;

2)    самореализация личности;

3)    гуманность по отношению к окружающему миру;

4)    знание проблем своего края;

5)    сотрудничество, воспитание чувства ответственности за дело;

6)    умение прогнозировать выход из сложившейся ситуации;

7)  вести диалог.                                                                                                 

Таким образом, участие в проекте и осознанный выбор темы поиска способны помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру истории и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, патриотов своего Отечества.





Литература

  1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

  2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995.

2