Мастер - класс «Игровой самомассаж, как одна из форм здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Автор: Анисова Светлана Витальевна
Организация: МАДОУ «Радость» д/с № 145
Цель: повышение уровня компетентности педагогов по применению игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить педагогов с видами игрового самомассажа для дошкольников;
- представить методику проведения игрового самомассажа и его элементов;
- показать продуктивные способы работы с детьми с применением игрового самомассажа;
- создать положительный эмоциональный настрой педагогов.
Форма организации – мастер класса: практическое занятие.
Участники мастер-класса: педагогические работники.
Выступление.
Как известно, основы гармоничного развития закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объема информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности. К сожалению, в последние годы мы видим тенденцию ухудшения здоровья детей. Причин тому великое множество, а мы поговорим о том, как создать условия для сохранения здоровья подрастающего поколения.
Эффективным и универсальным средством здоровьесберегающих технологий является самомассаж. Давайте рассмотрим, что же такое самомассаж?
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, способствует профилактике простудных заболеваний и укрепляет детский организм.
Все упражнения выполняются на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание). При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру.
Массаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.
Существует несколько видов самомассажа: игровой самомассаж, самомассаж Су-Джок шарами. самомассаж ушных раковин, массаж «Пять маленьких лекарей», точечный массаж.
Сегодняшний наш мастер класс посвящен игровому самомассажу.
Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам. Он учит детей сознательно заботиться о своём здоровье, развивает навык собственного оздоровления.
Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным. Главное правило игрового массажа – никакой боли, только приятные ощущения, которые позволят в дальнейшем выполнять эти игровые задания. И помните, любая привычка вырабатывается в течение 21 дня.
Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение.
Уважаемые педагоги, а теперь я предлагаю вам перейти к практической части и выполнить несколько видов самомассажа.
1. Погладьте щеки, крылья носа, лоб по направлению от середины лица к вискам.
2. Следующее упражнение. Нажмите пальцами на переносицу, точки в середине бровей и выполните вращательные движения сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки 5-6 раз.
3. А теперь, прилагая усилия, «нарисуйте» брови, придавая им красивый изгиб. «Вылепливаем» густые брови при помощи щипков
4. А следующее упражнение очень любят выполнять дети. Ведите пальцами от переносицы к кончику носа, «вылепливая» длинный нос для Буратино.
Закончили.
Уважаемые коллеги, как вы думаете, что можно использовать для игрового самомассажа? Какой материал? (Ответы)
Самомассаж может осуществлятся с помощью различных приспособлений:
-массажных мячиков;
-су-джок шариков;
-шестигранных карандашей;
-бельевых прищепок;
-ватных шариков;
-шишек;
-грецких орехов;
-кубиков;
и других различных предметов.
А теперь я предлагаю выполнить самомассаж с грецким орехом. Возьмите грецкий орех и выполняйте вместе со мной.
Массаж грецкими орехами (можно заменить комочком плотной бумаги) «Орех» Движения соответствуют тексту:
Я катаю свой орех
По ладоням снизу вверх.
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю свой орех,
Чтобы стал круглее всех
А теперь, уважаемые коллеги, возьмите массажные мячи. Потрогайте их, надавите на них
Массажный мячик предназначен для микромассажа. Шипы на его поверхности при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Игры с массажными мячиками можно проводить как по телу малыша, так и используя только ручки. Эти мячики легко умещаются в детской ладошке, что позволяет с ними весело играть и развивать мелкую моторику рук.
Мячик можно заменить бигуди-липучкой, бигуди спиральки
Очень детям нравится играть с бельевыми прищепками. Но сначала проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими. Предлагаю выполнить массаж с прищепками. Согнутые руки в локтях поставьте на стол. Возьмите по 1 прищепке в каждую руку указательным и большим пальцем.
Лиса
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Ротик открывает, зайчиков пугает.
В игровом самомассаже, можно использовать и обычные шестигранные карандаши. Возьмите карандаш. Зажмите между ладонями.
Вот какой послушный наш
Славный добрый карандаш.
Я его в руках качу: вперед, назад и как хочу!
Самомассаж спины.
Давайте встанем в круг друг за другом и предложим сделать массаж своему соседу спереди. На это нужно обязательное разрешение. Тогда представьте, что наступила осень, выглянуло солнышко, а мы будем сейчас рисовать все картину природы у своих коллег на спине. При этом нужно соблюдать правила: прикосновения должны быть лёгкими, без сильных надавливаний. По небу плывут два облачка. А по середине поляны стоит разноцветное дерево. После сеанса массажа необходимо поблагодарить того, кто разрешил сделать себе массаж. И того, кто массаж сделал.
В совместной деятельности с детьми можно использовать нетрадиционное оборудование, которое вы можете сделать тоже самостоятельно. Посмотрите, это воздушные шары, наполненные солью, крупой, мелкими камушками, крахмалом; платочки; капсулы от киндер – сюрпризов.
«Массажные коврики – дорожки», которые мы ежедневно используем в целях оздоровительной работы после дневного сна, имеют несколько видов рельефной поверхности, а, следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка. Во время ходьбы по этим дорожкам, дети сопровождают свои действия речью, трогают, щупают руками поверхность и детали дорожки, отмечая качество материалов, из которых они сделаны: колючие или нет, мягкие или твердые, шершавые или гладкие; что у некоторых дорожек внутри: камешки, горошек, песочек.
Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания получают различные сигналы и в результате получается тренировка нервно-мышечной системы. И все это происходит в игре, благодаря чему ребенок испытывает положительные эмоции. Для профилактики и в комплексном лечении плоскостопия массажные коврики подходят идеально.
Таким образом, умение общаться через тактильное прикосновение очень важно. Подобные игры учат обходиться друг с другом ласково, доверительно, бережно и аккуратно. Массаж снимает напряжение, дает новые силы, тонизирует, снимает усталость, бодрит и повышает настроение, а самое главное укрепляет здоровье.
В завершении хотелось бы у Вас узнать:
1. Понравился ли Вам мастер – класс?
2.Узнали ли вы что - то новое, полезное для себя? Что именно?
3. Какие виды игрового массажа вам хотелось бы применить на практике?
Мне остается поблагодарить Вас, уважаемые коллеги, за внимание и работу.
Вы прекрасно потрудились! Будьте все здоровы!
Список используемой литературы
Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Орешек на ладошке: Массаж для пальчиков: Для детей 2-4 лет.- М:Карапуз, 2003-37с.
Воротилкина И.М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении.-М.: Энас, 2006-144с.
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ 2010 г. Москва Творческий центр
Доскин В.П., Голубева А.Г. Растим детей здоровыми.–М.: Мозаика-синтез, 2005.-96 с.
Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ./Под редакцией З.И.Бересневой.-М.: Творческий центр, 2003-31с.