СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Игровые технологии на уроках русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока и позволяют учащимся развивать наблюдательность, внимание, память, творческое воображение, осуществлять самостоятельный поиск знаний, поддерживать интерес к изучаемому предмету. В основном, их я использую чаще всего в 5-7 классах. Это связано с тем, что 5 класс – переходный этап из начальной школы в среднюю. Всё новое и незнакомое часто пугает детей, и поэтому важно сделать так, чтобы встреча с неизведанным их не разочаровала, а способствовала возникновению интереса к предмету. Игровые технологии можно использовать на любой ступени обучения. Конечно, подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени, но это оправдается, когда вы увидите результат. В.А.Сухомлинский  утверждал: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».И действительно, я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что «слабые»  ученики охотно включаются в работу и занимаются с большим увлечением.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Игровые технологии на уроках русского языка»»

«Игровые технологии на уроках русского языка»   Куликова О.А., учитель русского языка и литературы  МБОУ «Гимназия №1»  с.Красногвардейское

«Игровые технологии на уроках русского языка»

Куликова О.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №1»

с.Красногвардейское

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.                     В.А.Сухомлинский                                                                                                              

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

                    В.А.Сухомлинский                                                                                                              

По форме использования на уроке  и содержанию игры  настольные, дидактические, подвижные,  деловые, интеллектуальные, интерактивные

По форме использования на уроке и содержанию игры

  • настольные,
  • дидактические,
  • подвижные,
  • деловые,
  • интеллектуальные,
  • интерактивные
Дидактические игры Виды Классификация дидактических игр: дидактических игр: 1. Фонетические и орфоэпические игры. 2. Лексико-фразеологические игры. 3. Игры по морфемике и словообразованию. 4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. 5.Синтаксические игры. 6.Морфологические игры. 1. Игры-упражнения. 2. Игры-путешествия. 3. Игры-соревнования.

Дидактические игры

Виды

Классификация дидактических игр:

дидактических игр:

1. Фонетические и орфоэпические игры.

2. Лексико-фразеологические игры.

3. Игры по морфемике и словообразованию.

4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.

5.Синтаксические игры. 6.Морфологические игры.

1. Игры-упражнения.

2. Игры-путешествия.

3. Игры-соревнования.

Фонетические и орфоэпические игры.   «Составь текст и озвучь его» Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шоферов, щавель, ук- раинский, термос, начал. Игра «Пригласи на обед» Даны слова: тефтели, икра из баклажанов, фейхоа, щавель, пирожки с творогом, грушевый компот, абрикосовый джем и т.д.  

Фонетические и орфоэпические игры.

  • «Составь текст и озвучь его»

Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шоферов, щавель, ук-

раинский, термос, начал.

  • Игра «Пригласи на обед»

Даны слова: тефтели, икра из баклажанов, фейхоа, щавель, пирожки с творогом, грушевый компот, абрикосовый джем и т.д.

 

Фонетические и орфоэпические игры.   Игра « Шифровальщики

Фонетические и орфоэпические игры.

  • Игра « Шифровальщики"

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил ански кьоинк

лыжи санки коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

Лексико-фразеологические игры.   «Акростих»  Задание: к данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы. С Л О В А Р И К

Лексико-фразеологические игры.

  • «Акростих»

Задание: к данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.

С

Л

О

В

А

Р

И

К

Лексико-фразеологические игры.   «Кто быстрее?»

Лексико-фразеологические игры.

  • «Кто быстрее?»
Лексико-фразеологические игры.   «Собери пословицу» Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся. Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?). Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут. Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет. Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник. Ключ: 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.

Лексико-фразеологические игры.

  • «Собери пословицу»
  • Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.
  • Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).
  • Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.
  • Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.
  • Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.
  • Ключ: 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.
Лексико-фразеологические игры.   «Закончи фразеологизм» Плясать… пуститься… ,отложить… ,вывести… , бросать… , витать… , вставлять… , встать… , работать… , выходить… , держать… , ждать… .

Лексико-фразеологические игры.

  • «Закончи фразеологизм»
  • Плясать… пуститься… ,отложить… ,вывести… , бросать… , витать… , вставлять… , встать… , работать… , выходить… , держать… , ждать… .
Лексико-фразеологические игры. «Лингвистический футбол» Ученик приглашается к доске – «встаёт на ворота», класс учащихся всегда имеет в своём арсенале сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил. 1. Словарный состав языка (лексика). 2. Какие слова называются неологизмами? (новые слова, недавно появившиеся в языке). 3. Привести 3 примера диалектизмов (замолаживать, нынче, буряк). 4. На какие 2 группы делятся устаревшие слова? (архаизмы и историзмы). 5. Какие словари помогают понять значение заимствованных слов и узнать об их происхождении? (словарь иностранных слов, толковый словарь).  

Лексико-фразеологические игры.

  • «Лингвистический футбол»

Ученик приглашается к доске – «встаёт на ворота», класс учащихся всегда имеет в своём арсенале сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.

1. Словарный состав языка (лексика).

2. Какие слова называются неологизмами? (новые слова, недавно появившиеся в языке).

3. Привести 3 примера диалектизмов (замолаживать, нынче, буряк).

4. На какие 2 группы делятся устаревшие слова? (архаизмы и историзмы).

5. Какие словари помогают понять значение заимствованных слов и узнать об их происхождении? (словарь иностранных слов, толковый словарь).

  •  
 Игры по морфемике и словообразованию «Золушка»  Задание: разобрать слова в «две корзины»: в одну – где -ок- входит в состав корня, в другую – где -ок- – суффикс. Совок, лесок, сынок, песок, чулок, клубок, носок, коробок, колобок, дружок, снежок. «Собери слова»  Задание: собрать 3 слова и выделить морфемы. Раз снеж ов а ик осин чик под инк вед (Разведчик, подосиновик, снежинка)

Игры по морфемике и словообразованию

  • «Золушка»

Задание: разобрать слова в «две корзины»: в одну – где -ок- входит в состав корня, в другую – где -ок- – суффикс.

  • Совок, лесок, сынок, песок, чулок, клубок, носок, коробок, колобок, дружок, снежок.
  • «Собери слова»

Задание: собрать 3 слова и выделить морфемы.

  • Раз снеж ов а ик осин чик под инк вед
  • (Разведчик, подосиновик, снежинка)
Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. «По щучьему велению» «Мягкая посадка» «Замени буквы»  Задание: заменить в глаголе звонкий звук парным глухим так, чтобы слово изменило своё значение. Ту ж ить (ту ш ить), з иять ( с иять), моло д ить (моло т ить), за д евать (за т евать), о б ры зг ать (о п ры ск ать).

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.

  • «По щучьему велению»
  • «Мягкая посадка»
  • «Замени буквы»

Задание: заменить в глаголе звонкий звук парным глухим так, чтобы слово изменило своё значение.

Ту ж ить (ту ш ить), з иять ( с иять), моло д ить (моло т ить), за д евать (за т евать), о б ры зг ать (о п ры ск ать).

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Игра « Почтальон» Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили.  огород гря-ки парк кали-ка доро-ки море реди-ка бере-ки пло-цы школа фла-ки морко-ка кни-ки столовая ду-ки обло-ки хле-цы зоопарк ло-ки ли-ки пиро-ки кле-ка тетра-ка остро-ки марты-ка сли-ки промока-ка голу-цы тра-ка реше-ка

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.

  • Игра « Почтальон»

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили.

огород

гря-ки

парк

кали-ка

доро-ки

море

реди-ка

бере-ки

пло-цы

школа

фла-ки

морко-ка

кни-ки

столовая

ду-ки

обло-ки

хле-цы

зоопарк

ло-ки

ли-ки

пиро-ки

кле-ка

тетра-ка

остро-ки

марты-ка

сли-ки

промока-ка

голу-цы

тра-ка

реше-ка

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.   Игра «Корректор»   Догарала румяная зоря и на землю легли вечерние тени 4 . Вдруг все озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца озорена гладь озера.

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.

 

  • Игра «Корректор»

Догарала румяная зоря и на землю легли вечерние тени 4 . Вдруг все озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца озорена гладь озера.

  Проверь себя:  Дог о рала румяная з а ря , и на землю легли вечерние тени 4 . Вдруг все оз а рилось мягким сиянием. Верхушки деревьев заг о релись нежным светом. Красой солнца оз а рена гладь озера.

 

Проверь себя:

Дог о рала румяная з а ря , и на землю легли вечерние тени 4 . Вдруг все оз а рилось мягким сиянием. Верхушки деревьев заг о релись нежным светом. Красой солнца оз а рена гладь озера.

Синтаксические игры «Строители» Расставить слова так, чтобы получилось предложение, объяснить знаки препинания. (1 человек от команды подчеркивает грамматическую основу). 1 команда - дерево, хвойных, семейства, сосна. 2 команда  - ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на. «Зашифруйте предложение». Иней выпал на рассвете и долго не таял на траве. Не трещите, морозы, в заповедном бору. Метели по лесу полетели, и морозы усилились.

Синтаксические игры

  • «Строители»

Расставить слова так, чтобы получилось предложение, объяснить знаки препинания. (1 человек от команды подчеркивает грамматическую основу).

  • 1 команда - дерево, хвойных, семейства, сосна.
  • 2 команда  - ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на.
  • «Зашифруйте предложение».
  • Иней выпал на рассвете и долго не таял на траве.
  • Не трещите, морозы, в заповедном бору.
  • Метели по лесу полетели, и морозы усилились.
Синтаксические игры «Серпантин одной фразы» Предлагаю фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу. Например: 1-й ученик -  Я пишу стихи. 2-й ученик - Я пишу веселые стихи. 3-й ученик - Я пишу веселые стихи  по вечерам. 4-й ученик - Я пишу веселые стихи  по вечерам каждый день.  5-й ученик -  Я пишу веселые стихи по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.

Синтаксические игры

  • «Серпантин одной фразы»

Предлагаю фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.

Например:

1-й ученик -  Я пишу стихи.

2-й ученик - Я пишу веселые стихи.

3-й ученик - Я пишу веселые стихи  по вечерам.

4-й ученик - Я пишу веселые стихи  по вечерам каждый день. 

5-й ученик -  Я пишу веселые стихи по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.

  • «Кроссворд»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

1.Первая буква названия главного члена предложения, который обозначает действие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? каков предмет? что такое предмет? может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчёркивается 2 чертами. (Сказуемое)

2.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. (И).

3.Первая буква названия вида предложения по интонации. Предложения произносятся тихо, спокойно. (Невосклицательные).

4.Первая буква названия знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже. (Тире).

5.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. (А).

6.Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь. (Кавычки).

7.Первая буква названия синтаксической единицы, состоящей из 2 и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание).

8.Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. (Именительный).

9.Первая буква названия части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).

Морфологические игры «Я работаю волшебником» Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например: Превратить имена нарицательные в собственные. Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).

Морфологические игры

  • «Я работаю волшебником»

Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.

Например: Превратить имена нарицательные в собственные.

Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).

Морфологические игры «Четвертый лишний» Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные? Что можно исключить? а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... . б) Умница, работяга, молодчина, зараза. в) Осло, кофе, кенгуру, пони. г) Песни, ножницы, кони, бури. д) Грач..., печ..., ноч..., доч... .

Морфологические игры

  • «Четвертый лишний»

Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные? Что можно исключить?

а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .

б) Умница, работяга, молодчина, зараза.

в) Осло, кофе, кенгуру, пони.

г) Песни, ножницы, кони, бури.

д) Грач..., печ..., ноч..., доч... .

«Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания» . Ф. И. Буслаев

«Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания» .

Ф. И. Буслаев