СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Игры к урокам обучения грамоте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Игры к урокам обучения грамоте"»

Игры и задания к урокам  обучения грамоте

Игры и задания

к урокам

обучения грамоте

Замени букву

Замени букву

Р ПА К У

Р

ПА

К

У

И С Т А Л

И С Т

А

Л

У Б К Ы

У

Б

К

Ы

О К РИЦА У

О

К

РИЦА

У

Ы М Ш К А О

Ы

М

Ш К А

О

Обманные  рифмы

Обманные

рифмы

Нашёл 5 ягодок в траве И съел одну, осталось …

Нашёл 5 ягодок в траве

И съел одну, осталось …

4 2

4

2

Слышала вся улица, Как мычала…

Слышала вся улица,

Как мычала…

корова

корова

В июле не ношу жилета, ведь это время года - …

В июле не ношу жилета,

ведь это время года - …

ЛЕТО ЗИМА ЛЕТО

ЛЕТО

ЗИМА

ЛЕТО

Знает девочка любая,  Что морковка…

Знает девочка любая,

Что морковка…

ГОЛУБАЯ ОРАНЖЕВАЯ

ГОЛУБАЯ

ОРАНЖЕВАЯ

Ржёт на поле поутру Длинногривый …

Ржёт на поле поутру

Длинногривый …

КОНЬ

КОНЬ

Ночью каждое оконце Слабо освещает…

Ночью каждое оконце

Слабо освещает…

луна

луна

В лесу под старою осиной  Стоит грибник с большой…

В лесу под старою осиной

Стоит грибник с большой…

корзиной

корзиной

Я – трава, но жгусь на диво! Все зовут меня …

Я – трава, но жгусь на диво!

Все зовут меня …

УКРОП КРАПИВА

УКРОП

КРАПИВА

Облетели листья с клёна. Ствол стал к осени…

Облетели листья с клёна.

Ствол стал к осени…

коричневым

коричневым

Знает даже карапуз – На бахче растёт …

Знает даже карапуз –

На бахче растёт …

арбуз

арбуз

Мышь считает дырки в сыре: 3+2 – всего…

Мышь считает дырки в сыре:

3+2 – всего…

4 5

4

5

Под деревом 4 льва. 1 ушёл, осталось…

Под деревом 4 льва.

1 ушёл, осталось…

2 3

2

3

 Игры для развития    фонетического      слуха

Игры для развития фонетического слуха

ИГРА «Какой звук заблудился?»  На виду у детворы  Крысу красят маляры.  Миша дров не напилил,  Печку кепками топил.  Тает снег. Течет ручей.  На ветвях полно врачей.  Посмотрите-ка, ребятки,  Баки выросли на грядке. (Крышу) (Щепками) (Грачей) (Маки)

ИГРА «Какой звук заблудился?»

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Посмотрите-ка, ребятки,

Баки выросли на грядке.

(Крышу)

(Щепками)

(Грачей)

(Маки)

Игра «Телеграф»  Учитель называет слова, а ученик передает их в другой город, произнеся по звукам.  барабан   алфавит   школа  парта   карандаш (б-а-р-а-б-а-н) (а-л-ф-а-в-и-т) (ш-к-о-л-а) (п-а-р-т-а) (к-а-р-а-н-д-а-ш)

Игра «Телеграф»

Учитель называет слова, а ученик передает их в другой город, произнеся по звукам.

барабан

алфавит

школа

парта

карандаш

(б-а-р-а-б-а-н)

(а-л-ф-а-в-и-т)

(ш-к-о-л-а)

(п-а-р-т-а)

(к-а-р-а-н-д-а-ш)

«Метаграмма»  «Метаграмма» -  загадка, в которой из загаданного слова путем замены одной буквы получают новое слово.  С глухим согласным наливаюсь в поле,  Со звонким – сам звеню я на просторе.   С глухим – траву она срезает,  Со звонким – листья объедает.  С глухим согласным – мы его читаем,   Со звонким – в нем же обитаем. (Колос –  голос) (Коса – коза) (Том – дом)

«Метаграмма»

«Метаграмма» - загадка, в которой из загаданного слова путем замены одной буквы получают новое слово.

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на просторе.

С глухим – траву она срезает,

Со звонким – листья объедает.

С глухим согласным – мы его читаем,

Со звонким – в нем же обитаем.

(Колос –

голос)

(Коса – коза)

(Том – дом)

Упражнения на развитие орфографической зоркости   Орфографическая зоркость – это умение видеть ошибки, отличать правильное написание слова от неправильного

Упражнения на развитие орфографической зоркости

  • Орфографическая зоркость – это умение видеть ошибки, отличать правильное написание слова от неправильного
«Найди ошибку» (Длиный, сорка) «Сравнение правильного и неправильного слова» (Коньки, конки) «Чтение и запись склеенных предложений» «Анаграммы» - упражнения на перестановку букв (еинтпчк – птенчик) «Перевертыши» - слова наоборот (анул – луна) Игра «Бухгалтер»
  • «Найди ошибку» (Длиный, сорка)
  • «Сравнение правильного и неправильного слова» (Коньки, конки)
  • «Чтение и запись склеенных предложений»
  • «Анаграммы» - упражнения на перестановку букв (еинтпчк – птенчик)
  • «Перевертыши» - слова наоборот (анул – луна)
  • Игра «Бухгалтер»
Чтение и запись склеенных предложений:  без лишних букв:   Проворонилаворонавороненка.  Заушкоданасолнышко. с использованием лишних букв:  Проворонилаирнворонатирвороненка.  Заиушкоданаолсолнышко.

Чтение и запись склеенных предложений:

без лишних букв:

Проворонилаворонавороненка.

Заушкоданасолнышко.

с использованием лишних букв:

Проворонилаирнворонатирвороненка.

Заиушкоданаолсолнышко.

Игра «Бухгалтер»: Учитель называет слова с одинаковым количеством букв. Ученик мысленно представляет эти слова, записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определенную по счету букву во всех словах. Например: «дым, луг, кот» - вторая буква. Ученик называет: «ы, у, о» . Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах – от 3 до 7.

Игра «Бухгалтер»:

Учитель называет слова с одинаковым количеством букв. Ученик мысленно представляет эти слова, записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определенную по счету букву во всех словах. Например: «дым, луг, кот» - вторая буква. Ученик называет: «ы, у, о» . Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах – от 3 до 7.

Задания для развития самоконтроля: «Сохрани слово в секрете» «Спрячь букву» «Загадочное превращение» «Можно ли делать два дела сразу?» «Как сказать слово, не произнеся ни звука»

Задания для развития самоконтроля:

  • «Сохрани слово в секрете»
  • «Спрячь букву»
  • «Загадочное превращение»
  • «Можно ли делать два дела сразу?»
  • «Как сказать слово, не произнеся ни звука»
«Сохрани слово в секрете»  Учитель произносит слова, а ученик повторяет за ним все слова, кроме слов, состоящих из двух слогов. «Эти слова (из двух слогов) наш секрет», - говорит учитель. Главное в этом упражнении долгое время удержать в памяти правило. Когда ученик справился с одним правилом, можно использовать два правила одновременно. Например, нельзя повторять слова из двух слогов и слова, которые начинаются на гласную. Правила могут быть любыми.

«Сохрани слово в секрете»

Учитель произносит слова, а ученик повторяет за ним все слова, кроме слов, состоящих из двух слогов. «Эти слова (из двух слогов) наш секрет», - говорит учитель. Главное в этом упражнении долгое время удержать в памяти правило. Когда ученик справился с одним правилом, можно использовать два правила одновременно. Например, нельзя повторять слова из двух слогов и слова, которые начинаются на гласную. Правила могут быть любыми.

«Спрячь букву» Учитель говорит, что за буквой «а» охотится акула. Нужно спасти ее, переписать текст, а вместо «а» ставить точку.  Н а ступил а долгожд а нн а я зим а .  Н • ступил • долгожд • нн • я зим • . Учитель может дать любое задание. При изучении в 3 классе темы «Правописание безударных гласных в корне слова» можно ставить точку вместо безударных гласных, а все ударные гласные писать. На к о вре сн е гов в и дны р и сунк и . На к • вре сн • гов  в • дны  р • сунк • .

«Спрячь букву»

Учитель говорит, что за буквой «а» охотится акула. Нужно спасти ее, переписать текст, а вместо «а» ставить точку.

Н а ступил а долгожд а нн а я зим а .

Н ступил долгожд нн я зим .

Учитель может дать любое задание.

При изучении в 3 классе темы «Правописание безударных гласных в корне слова» можно ставить точку вместо безударных гласных, а все ударные гласные писать.

На к о вре сн е гов в и дны р и сунк и .

На к вре сн гов в дны р сунк .

  Игры на устранение ошибок при замене и пропуске букв на письме

  • Игры на устранение ошибок при замене и пропуске букв на письме
Почему же так случилось? ло ж ка – ло д ка в рачи – г рачи кры с а – кры ш а б очки – д очки ко т ёл – ко з ёл ко ш ки - ко ч ки

Почему же так случилось?

  • ло ж ка – ло д ка
  • в рачи – г рачи
  • кры с а – кры ш а
  • б очки – д очки
  • ко т ёл – ко з ёл
  • ко ш ки - ко ч ки
«Списываем группы букв» Аммадама реберге ассамасса дискала ессанессассас даталлатта Ретаберте норасотанна дебаруга каллихарра филидерра Елнассадатде елнадслад етальтарс усокгате лиммодоре клатимор Улбамманга слокгетреббе звенрепнитта влиттресст миндррип    

«Списываем группы букв»

  • Аммадама реберге ассамасса
  • дискала ессанессассас даталлатта
  • Ретаберте норасотанна
  • дебаруга каллихарра филидерра
  • Елнассадатде елнадслад
  • етальтарс усокгате лиммодоре
  • клатимор
  • Улбамманга слокгетреббе
  • звенрепнитта влиттресст
  • миндррип

 

 

«Выбираем слоги или слова»  се - се,ес,со,се,ес,со,се,ес,ос,ес,се   об – бо, би, об, ов, ба, бо, ба, об, во. Об, бо, бо   где – дег, гед, гдо, гед, егд, где, гдо, дог, гед, где   кот –ток, отк, кот, кит, так, нот, нок, кто, кот, кто  слон – носл, лосн, смон, слол, лосм, слон, лосм, слом   вода – одав, вадо, вада, даво, вода, бода, дова, вода   какой – кокой, кокай, кокат, кайок, какой, какои   чашка – чащка, качаш, чакаш, чашка, шкача, чашка, чащка

«Выбираем слоги или слова»

  • се - се,ес,со,се,ес,со,се,ес,ос,ес,се
  •   об – бо, би, об, ов, ба, бо, ба, об, во. Об, бо, бо
  •   где – дег, гед, гдо, гед, егд, где, гдо, дог, гед, где
  •   кот –ток, отк, кот, кит, так, нот, нок, кто, кот, кто
  • слон – носл, лосн, смон, слол, лосм, слон, лосм, слом
  •   вода – одав, вадо, вада, даво, вода, бода, дова, вода
  •   какой – кокой, кокай, кокат, кайок, какой, какои
  •   чашка – чащка, качаш, чакаш, чашка, шкача, чашка, чащка
«Найди и подчеркни»  л г н п л м д т д  д л р л д т д и л   л м д т п н д л л    д ч д л п р и т з   л д т д л г м л л  (л - зачеркивать, д – подчеркивать)

«Найди и подчеркни»

  • л г н п л м д т д

д л р л д т д и л 

л м д т п н д л л

  д ч д л п р и т з 

л д т д л г м л л  (л - зачеркивать, д – подчеркивать)

«Письмо по-древнерусски»  Слова записываем только буквами согласных звуков, обозначая буквы гласных черточками:  Отважный Миша бежит от мыши.  - тв-жн-й М-ш - б-ж-т -т м-ш-  Слова записываем только буквами гласных звуков, обозначая буквы согласных черточками:  Отважный Миша бежит от мыши. О- -а- -ы- -и-а -е-и- о- -ы-и

«Письмо по-древнерусски»

Слова записываем только буквами согласных звуков, обозначая буквы гласных черточками:

Отважный Миша бежит от мыши.

- тв-жн-й М-ш - б-ж-т -т м-ш-

Слова записываем только буквами гласных звуков, обозначая буквы согласных черточками:

Отважный Миша бежит от мыши.

О- -а- -ы- -и-а -е-и- о- -ы-и

«Арабское письмо»  Письмо слов с правой стороны строчки (слова пишутся наоборот), то есть при чтении (справа налево) они читаются нормально. Отважный Миша бежит от мыши. ишым то тижеб ашим йынжавто

«Арабское письмо»

Письмо слов с правой стороны строчки (слова пишутся наоборот), то есть при чтении (справа налево) они читаются нормально.

Отважный Миша бежит от мыши.

ишым то тижеб ашим йынжавто

Списывая предложения, работай так: Прочитай предложение столько раз, чтобы стал понятен его смысл. Если все-таки какое-то слово оказалось непонятным, узнай его значение в толковом словаре или спроси у взрослых. Прочитай все слова по слогам, повтори предложение орфографически проговаривая слова. Пиши, диктуя себе каждое слово орфографически. Прочитай записанное предложение. Сравни его с печатным текстом.

Списывая предложения, работай так:

  • Прочитай предложение столько раз, чтобы стал понятен его смысл.
  • Если все-таки какое-то слово оказалось непонятным, узнай его значение в толковом словаре или спроси у взрослых.
  • Прочитай все слова по слогам, повтори предложение орфографически проговаривая слова.
  • Пиши, диктуя себе каждое слово орфографически.
  • Прочитай записанное предложение. Сравни его с печатным текстом.
      Игры на тему  «Звуки и буквы»

Игры на тему «Звуки и буквы»

Почему гласные буквы так назвали?          Они состоят только из голоса. Их можно протянуть и воздух проходит легко, не встречая препятствий.

Почему гласные буквы так назвали?

Они состоят только из голоса.

Их можно протянуть и воздух проходит легко, не встречая препятствий.

Почему согласные звуки так назвали? Они состоят из голоса и шума. Воздух, проходя, встречает на своём пути препятствия: язык, зубы, губы. Их нельзя пропеть и протянуть.

Почему согласные звуки так назвали?

Они состоят из голоса и шума. Воздух, проходя, встречает на своём пути препятствия: язык, зубы, губы. Их нельзя пропеть и протянуть.

Кот в мешке Найди ошибку

Кот в мешке

Найди ошибку

 Найди ошибку (уч`ит`ел`н`ица) (уч`ит` э л`н`ица)

Найди ошибку

(уч`ит`ел`н`ица)

(уч`ит` э л`н`ица)

 Шарады На первом стоит часовой Второе – в лесу зеленеет, Но в целое, только стемнеет, Ты ляжешь, и кончен Твой день трудовой. Пост - ель

Шарады

На первом стоит часовой

Второе – в лесу зеленеет,

Но в целое, только стемнеет,

Ты ляжешь, и кончен

Твой день трудовой.

Пост - ель

 Шарады Я глубока и полноводна, И вся страна гордится мной. А впереди ты И прибавишь – И стану птицей я лесной. Волга - иволга

Шарады

Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной.

А впереди ты И прибавишь –

И стану птицей я лесной.

Волга - иволга

«Пишем буквы разным цветом» Можно использовать такие методы, как: запись только гласных слова;  _ о_о_а (корова)  _ _е_ (снег) С А П О Г К О НЬК И  В О Р О Н А запись гласных красной ручкой; запись слов тремя ручками (гласные – красной, твёрдые согласные – синей, мягкие согласные – зелёной). З И М А
  • «Пишем буквы разным цветом»
  • Можно использовать такие методы, как: запись только гласных слова;

_ о_о_а (корова)

_ _е_ (снег)

С А П О Г К О НЬК И

В О Р О Н А

запись гласных красной ручкой;

  • запись слов тремя ручками (гласные – красной,
  • твёрдые согласные – синей, мягкие согласные – зелёной).

З И М А

Восстанови слова, добавив гласные. кмд, двн, ктнк Разгадай анаграммы: натамок торкашка зиркона Какие слова спрятались в словах молоко, бумага, вдруг Прочитай и узнай скороговорку – перевертыш: укшус аласос и ессош оп ашас алш  КОМНАТА КАРТОШКА КОРЗИНА маг кол друг шла саша по шоссе и сосала сушку
  • Восстанови слова, добавив гласные.

кмд, двн, ктнк

  • Разгадай анаграммы:

натамок

торкашка

зиркона

  • Какие слова спрятались в словах

молоко, бумага, вдруг

  • Прочитай и узнай скороговорку – перевертыш:

укшус аласос и ессош оп ашас алш

КОМНАТА

КАРТОШКА

КОРЗИНА

маг

кол

друг

шла саша по шоссе и сосала сушку