Игры и задания
к урокам
обучения грамоте
Замени букву
Р
ПА
К
У
И С Т
А
Л
У
Б
К
Ы
О
К
РИЦА
У
Ы
М
Ш К А
О
Обманные
рифмы
Нашёл 5 ягодок в траве
И съел одну, осталось …
4
2
Слышала вся улица,
Как мычала…
корова
В июле не ношу жилета,
ведь это время года - …
ЛЕТО
ЗИМА
ЛЕТО
Знает девочка любая,
Что морковка…
ГОЛУБАЯ
ОРАНЖЕВАЯ
Ржёт на поле поутру
Длинногривый …
КОНЬ
Ночью каждое оконце
Слабо освещает…
луна
В лесу под старою осиной
Стоит грибник с большой…
корзиной
Я – трава, но жгусь на диво!
Все зовут меня …
УКРОП
КРАПИВА
Облетели листья с клёна.
Ствол стал к осени…
коричневым
Знает даже карапуз –
На бахче растёт …
арбуз
Мышь считает дырки в сыре:
3+2 – всего…
4
5
Под деревом 4 льва.
1 ушёл, осталось…
2
3
Игры для развития фонетического слуха
ИГРА «Какой звук заблудился?»
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
Посмотрите-ка, ребятки,
Баки выросли на грядке.
(Крышу)
(Щепками)
(Грачей)
(Маки)
Игра «Телеграф»
Учитель называет слова, а ученик передает их в другой город, произнеся по звукам.
барабан
алфавит
школа
парта
карандаш
(б-а-р-а-б-а-н)
(а-л-ф-а-в-и-т)
(ш-к-о-л-а)
(п-а-р-т-а)
(к-а-р-а-н-д-а-ш)
«Метаграмма»
«Метаграмма» - загадка, в которой из загаданного слова путем замены одной буквы получают новое слово.
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на просторе.
С глухим – траву она срезает,
Со звонким – листья объедает.
С глухим согласным – мы его читаем,
Со звонким – в нем же обитаем.
(Колос –
голос)
(Коса – коза)
(Том – дом)
Упражнения на развитие орфографической зоркости
- Орфографическая зоркость – это умение видеть ошибки, отличать правильное написание слова от неправильного
- «Найди ошибку» (Длиный, сорка)
- «Сравнение правильного и неправильного слова» (Коньки, конки)
- «Чтение и запись склеенных предложений»
- «Анаграммы» - упражнения на перестановку букв (еинтпчк – птенчик)
- «Перевертыши» - слова наоборот (анул – луна)
- Игра «Бухгалтер»
Чтение и запись склеенных предложений:
без лишних букв:
Проворонилаворонавороненка.
Заушкоданасолнышко.
с использованием лишних букв:
Проворонилаирнворонатирвороненка.
Заиушкоданаолсолнышко.
Игра «Бухгалтер»:
Учитель называет слова с одинаковым количеством букв. Ученик мысленно представляет эти слова, записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определенную по счету букву во всех словах. Например: «дым, луг, кот» - вторая буква. Ученик называет: «ы, у, о» . Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах – от 3 до 7.
Задания для развития самоконтроля:
- «Сохрани слово в секрете»
- «Спрячь букву»
- «Загадочное превращение»
- «Можно ли делать два дела сразу?»
- «Как сказать слово, не произнеся ни звука»
«Сохрани слово в секрете»
Учитель произносит слова, а ученик повторяет за ним все слова, кроме слов, состоящих из двух слогов. «Эти слова (из двух слогов) наш секрет», - говорит учитель. Главное в этом упражнении долгое время удержать в памяти правило. Когда ученик справился с одним правилом, можно использовать два правила одновременно. Например, нельзя повторять слова из двух слогов и слова, которые начинаются на гласную. Правила могут быть любыми.
«Спрячь букву»
Учитель говорит, что за буквой «а» охотится акула. Нужно спасти ее, переписать текст, а вместо «а» ставить точку.
Н а ступил а долгожд а нн а я зим а .
Н • ступил • долгожд • нн • я зим • .
Учитель может дать любое задание.
При изучении в 3 классе темы «Правописание безударных гласных в корне слова» можно ставить точку вместо безударных гласных, а все ударные гласные писать.
На к о вре сн е гов в и дны р и сунк и .
На к • вре сн • гов в • дны р • сунк • .
- Игры на устранение ошибок при замене и пропуске букв на письме
Почему же так случилось?
- ло ж ка – ло д ка
- в рачи – г рачи
- кры с а – кры ш а
- б очки – д очки
- ко т ёл – ко з ёл
- ко ш ки - ко ч ки
«Списываем группы букв»
- Аммадама реберге ассамасса
- дискала ессанессассас даталлатта
- Ретаберте норасотанна
- дебаруга каллихарра филидерра
- Елнассадатде елнадслад
- етальтарс усокгате лиммодоре
- клатимор
- Улбамманга слокгетреббе
- звенрепнитта влиттресст
- миндррип
«Выбираем слоги или слова»
- се - се,ес,со,се,ес,со,се,ес,ос,ес,се
- об – бо, би, об, ов, ба, бо, ба, об, во. Об, бо, бо
- где – дег, гед, гдо, гед, егд, где, гдо, дог, гед, где
- кот –ток, отк, кот, кит, так, нот, нок, кто, кот, кто
- слон – носл, лосн, смон, слол, лосм, слон, лосм, слом
- вода – одав, вадо, вада, даво, вода, бода, дова, вода
- какой – кокой, кокай, кокат, кайок, какой, какои
- чашка – чащка, качаш, чакаш, чашка, шкача, чашка, чащка
«Найди и подчеркни»
д л р л д т д и л
л м д т п н д л л
д ч д л п р и т з
л д т д л г м л л (л - зачеркивать, д – подчеркивать)
«Письмо по-древнерусски»
Слова записываем только буквами согласных звуков, обозначая буквы гласных черточками:
Отважный Миша бежит от мыши.
- тв-жн-й М-ш - б-ж-т -т м-ш-
Слова записываем только буквами гласных звуков, обозначая буквы согласных черточками:
Отважный Миша бежит от мыши.
О- -а- -ы- -и-а -е-и- о- -ы-и
«Арабское письмо»
Письмо слов с правой стороны строчки (слова пишутся наоборот), то есть при чтении (справа налево) они читаются нормально.
Отважный Миша бежит от мыши.
ишым то тижеб ашим йынжавто
Списывая предложения, работай так:
- Прочитай предложение столько раз, чтобы стал понятен его смысл.
- Если все-таки какое-то слово оказалось непонятным, узнай его значение в толковом словаре или спроси у взрослых.
- Прочитай все слова по слогам, повтори предложение орфографически проговаривая слова.
- Пиши, диктуя себе каждое слово орфографически.
- Прочитай записанное предложение. Сравни его с печатным текстом.
Игры на тему «Звуки и буквы»
Почему гласные буквы так назвали?
Они состоят только из голоса.
Их можно протянуть и воздух проходит легко, не встречая препятствий.
Почему согласные звуки так назвали?
Они состоят из голоса и шума. Воздух, проходя, встречает на своём пути препятствия: язык, зубы, губы. Их нельзя пропеть и протянуть.
Кот в мешке
Найди ошибку
Найди ошибку
(уч`ит`ел`н`ица)
(уч`ит` э л`н`ица)
Шарады
На первом стоит часовой
Второе – в лесу зеленеет,
Но в целое, только стемнеет,
Ты ляжешь, и кончен
Твой день трудовой.
Пост - ель
Шарады
Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты И прибавишь –
И стану птицей я лесной.
Волга - иволга
- «Пишем буквы разным цветом»
- Можно использовать такие методы, как: запись только гласных слова;
_ о_о_а (корова)
_ _е_ (снег)
С А П О Г К О НЬК И
В О Р О Н А
запись гласных красной ручкой;
- запись слов тремя ручками (гласные – красной,
- твёрдые согласные – синей, мягкие согласные – зелёной).
З И М А
- Восстанови слова, добавив гласные.
кмд, двн, ктнк
натамок
торкашка
зиркона
- Какие слова спрятались в словах
молоко, бумага, вдруг
- Прочитай и узнай скороговорку – перевертыш:
укшус аласос и ессош оп ашас алш
КОМНАТА
КАРТОШКА
КОРЗИНА
маг
кол
друг
шла саша по шоссе и сосала сушку