СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Информационно-коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер -класс по теме "Информационно-коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы"

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Информационно-коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы»»


Мастер-класс «Информационно-коммуникативные технологии

на уроках русского языка и литературы»

Цель:  оказать педагогам теоретическую и методическую помощь в осмыслении ИКТ технологии.

Задачи:

  • осмысление педагогами основ ИКТ и путей реализации данной технологии при организации учебной и внеучебной деятельности;

  • совершенствование педагогического опыта учителя в условиях современных требований к образовательному процессу;

  • совместная отработка методических приемов в решении проблемы использования ИКТ на уроках русского языка и литературы

Размышления о педагоге и его компетенциях (презентация).

(Содержание презентации)

Концепция модернизации российского образования акцентирует особое внимание на необходимости формирования информационно-коммуникативной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Компетентность в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из приоритетных целей образования. Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью школьника и педагога в информационной компьютерной среде. Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Учитель сегодня должен обладать теоретической (образовательно-информационной), мотивационной и творческой готовностью к реализации компетентностного подхода в образовании, получению дисциплинарных, метапредметных и личностных результатов обучения обучающихся.

На уроках русского языка и литературы нами используются различные виды компьютерных программ:

1.Учебные программы - при объяснении нового материала для максимального его усвоения.

2.Контролирующие программы – для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

3.Программы-тренажеры – для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Используются эти программы, когда теоретический материал обучающимися уже усвоен.

4.Демонстрационные программы – для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты).

5.Мультимедиа-учебники – комплексные программы, которые сочетают в себе большинство элементов перечисленных видов программ.

6.Информационно-справочные программы – для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии помогают существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Формула успеха педагога, использующего ИКТ на уроке

(выступления участников мастер-класса ,показываются образцы применения ИКТ в разных предметных областях).

  Приемы информационно-коммуникационных технологий, которые я применяю в своей педагогической деятельности.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности.

Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость.

Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.

Внедрение новых информационных компьютерных технологий (ИКТ) меняет традиционный взгляд на образование, помогает преодолеть противоречие между активным использованием различных педагогических технологий и недостаточным ростом эффективности обучения.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трёх вариантах:

 как «проникающая» (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач);

основная (определяющая, наиболее значимая из используемых технологий);

 монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Я применяю компьютерные технологии как «проникающие» при подготовке и проведении уроков, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в методической и воспитательной работе. Владение компьютером оказывает мне существенную помощь в работе над самообразованием.

Мультимедиа позволяет мне готовить к урокам разные продукты: тесты, разноуровневые задания, стихотворения и прозу для анализа и сопоставительного анализа, проекты, исследования, рефераты, доклады, небольшие сообщения, буклеты, презентации.

На уроках русского языка и литературы использую следующие варианты применения ИКТ: создание слайдов с текстовым изображением, компьютерные тесты, электронные учебники и электронные конспекты уроков, снабжённые анимацией, речью диктора, мультимедийными эффектами.

На моих уроках литературы ученики выполняют задания творческого характера (сочинения, статьи, рисунки, фотографии, исследовательские работы). Например, оформление сборника стихов любимого поэта с использованием технологий обработки информации исследовательского характера, создают проекты, составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, выступают в различных ролях (фотографа, режиссёра видеоматериала, художника); на уроках русского языка готовят слайды по следующим разделам: словарно-орфографическая работа; изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование), а также по литературе – обзор творчества поэта, писателя; работа с литературоведческой статьёй.

РЕФЛЕКСИЯ участников мастер-класса: упражнение «Ладошка». Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце пишет все качества педагога, ориентированного на применение ИКТ на уроках. Потом каждая ладошка вывешивается на доску, и все педагоги могут прочитать и сравнить качества педагога, компетентного в ИКТ.

Литература

1.Беляков Е.В. Понятие информационно-коммуникационных технологий и их роль в образовательном процессе //Литература в школе. – 2008.-№ 3.- С. 28-31.

2. Мочалова Н.А. Использование компьютера на уроках русского языка и литературы // Русский язык в школе. – 2007.- № 4.-С. 15-17.

3. Поташник М.М. Требования к современному уроку. ­–М.: Центр педагогического образования, 2008