Мастер - класс
«Искусство чтения: читать бегло и читать вдумчиво –
альтернатива или содружество?»
Свой мастер – класс я начну с просмотра видеоролика «Ералаш» (Ералаш №3 «Интересная книга»)
Предположите, о чем мы с Вами поговорим.
СЛАЙД Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет».
Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникает из-за неумения ученика понимать прочитанное.
Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов.
Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.
Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:
СЛАЙД технику чтения; понимание текста.
Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: усовершенствование техники чтения облегчает понимание прочитанного. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придаётся его технике, на последующих – пониманию текста.
Рассмотрим некоторые типы и приемы чтения
-Вспомните, как Вы читаете газеты. С чего начинаете? (с просмотра)
Итак, первый тип: просмотровое чтение - это общее знакомство с любым текстом.
-Просмотрите нашу районную газету «Заря». Что интересного есть в этом номере? (Ответы)
СЛАЙД -Хорошо, тогда познакомимся с приёмом «Ассоциативный куст». Я даю ключевое слово. В нашем случае это название первой притчи «Книга» назовите все возможные ассоциации с этим словом.
(Книга, мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература)
СЛАЙД -А сейчас послушайте притчу «Книга» и скажите, чем можно дополнить наш ряд ассоциаций.
Притча «Книга»
Ученик спросил старца:
-Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал её?
Спросил и старец:
-А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера?
-Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, - пожал плечами ученик.
- Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть, - ответил старец.
- Какая еще ассоциация со словом книга?
СЛАЙД Ещё одна ассоциация со словом книга - духовная пища.
Этот приём позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
СЛАЙД - Следующий тип чтения - ознакомительное чтение.
СЛАЙД - Предлагаю вам прочитать притчу «Ведро с яблоками» по цепочке. (зеленые листочки)
Притча «Ведро с яблоками»
Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.
Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»
СЛАЙД При работе с данной притчей можно использовать приём «Верно ли, что…»
- Предлагается ряд утверждений по прочитанной притче, из которых необходимо выбрать те, которые соответствуют содержанию.
Например:
- Купил себе человек новый дом. (Да)
- Рядом в большом особняке жил сосед. (Нет)
- Сосед постоянно пытался испортить настроение. (Да)
- Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором. (Да)
- Человек вернул ведро с мусором соседу. (Нет)
СЛАЙД Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление.
СЛАЙД -А сейчас внимательно прочитайте следующую притчу «Два волка». (голубые листочки) (Участники читают про себя).
Притча «Два волка»
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
СЛАЙД При знакомстве с данной притчей используем приём «Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.
- Назовите ключевые слова в притче «Два волка» (добро и зло)
СЛАЙД Вы просто большие молодцы. За вашу работу я хочу сегодня наградить. Награждаю вас билетом на просмотр фильма «Жизнь в Детстве». Билет перед вами, ваша задача понять сможем ли мы посетить этот киносеанс.
Так, пожалуйста…. Сможем ли пойти на киносеанс.
Куда пойдём? (адрес указан)
Куда сядем в зале? (место указано)
А мы пойдем в 6 вечера?(не можем этого сказать)
Так сможем пойти? (нет)
Этот прием «Неполная информация» нацелен непосредственно на внимательном чтении.
СЛАЙД Итак, использование этих и других приёмов помогает нам:
-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
-находить в тексте требуемую информацию;
-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;
-читать внимательно и вдумчиво.
Такая работа также нацелена на подготовку к написанию изложений и сочинений в старших классах, учащиеся легко находят ключевые слова в текстах, кроме того выделяют главную мысль, извлекают информацию из текста для осознанного построения речевого высказывания.
СЛАЙД Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело. К.Д. Ушинский
Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать метапредметные умения учеников. Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.
Рефлексия:
Работа в группах
- Я предлагаю вам прочитать текст (белые листочки) и заполнить пропуски в нем. Один прочитает, а остальные проверят свои записи
Текст
Ученые давно выяснили, как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут.
Ученые давно выяснили, как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно ___________ свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво __________. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для ___________. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от _____________ или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше __________.
Долгой и счастливой жизни вам, уважаемые коллеги. Спасибо за внимание!
4