1) INSERT (аббревиатура) – интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления,один из приемов технологии развития критического мышления. (авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г). Название приема представляет собой аббревиатуру: I — interactive (интерактивная). N — noting (познавательная). S — system for (система). E — effective(для эффективного). R — reading (чтения). T — thinking (и размышления). 2) (Суть метода) В приёме задействованы специальными значки, с помощью которых дети проводят работу с текстом: «V» - информация мне была известна «+» - узнал что-то новое, материал является интересным; «-» - думал иначе «?» - не понял, есть вопросы, что-то неясно, возникло желание узнать больше. Эти значки используются в таблице, которую дети анализируют во время занятия при помощи учителя. Использование технологии ИНСЕРТ помогает: 1. Сформировать у детей навыки самостоятельной работы с материалом. 2. Сделать процесс освоения новой темы более осмысленным. 3. Подойти к освоению нового материала с учетом индивидуальности каждого ребенка. 4. Развить у учащихся навыки систематизации материала. 5. Воспитать внимательность ребят в освоении новой информации. 6. Выявить проблемы в освоении новой темы. 7. Выявить возможности индивидуального подхода к теме (в зависимости от того, какие аспекты выяснят дети дома самостоятельно, и что их заинтересует). 8. Использовать разнообразные методы в обучении, что способствует поддержанию интереса к процессу обучения. 3) (Как и где применять) Так как Инсерт является приёмом технологии критического мышления, то на основе неё берётся следующая конструкция, которая составляет базовую модель трех стадий организации учебного процесса: "Вызов - осмысление - рефлексии". фазы вызова: - актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом; - пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу; фазы осмысления: - помочь активно воспринимать изучаемый материал; - помочь соотнести старые знания с новыми; фазы рефлексии: - помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал; - помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. В начальной школе можно ограничиться только двумя пометками: “знаю” и “не знаю”, постепенно добавляя колонки. Чем раньше начнется применение приема на уроке, тем быстрее и эффективнее будет чтение. Самый простой способ работы в начальной школе – это с помощью картинок. Интересным и ярким помощником может быть Инфографика. Прием осуществляется в несколько этапов. 1 этап: Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом: «V» - информация мне была известна «+» - узнал что-то новое, материал является интересным; «-» - думал иначе «?» - не понял, есть вопросы, что-то неясно, возникло желание узнать больше. 2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производится в аудитории, при этом учитель может давать свои комментарии по ходу чтения. 3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу: V | + | — | ? | Я знаю | Узналновое | Думал иначе | Не понял | 4 этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Предложенные значки могут быть заменены другими символами по вашему усмотрению. Например, вместо «+» можно использовать «!». Главное – четкие критерии ранжирования информации Предметная область использования: учебные тексты с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Очевидно, что этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия. Нюансы применения Инсерт приёма: В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков. Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки. Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д. В начальной школе таблицу можно сократить до трех колонок: "Знаю", "Интересуюсь", "Узнал". Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах. Например, для использования приема инсерт на уроках английского языка при анализе большого текста, рекомендуется групповая работа. 4) (Что дети получат) Преимущества технологии Таким образом, технология развития критического мышления создает такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Используем для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. В процессе работы с использованием данного педагогического приема отмечается, что гораздо эффективнее (особенно на начальном этапе обучения) использовать метод ИНСЕРТ в группах с применением состязательной стратегии, ведь соревнование всегда пробуждает азарт и особый интерес как у детей, так и у взрослых, и, конечно, помогает активному вовлечению учащихся в процесс урока, где они становятся непосредственными участниками формирования своей ниши знаний |