СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс "Использование приёмов ТРИЗ в познавательной деятельности учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент занятия по  развитию  речи  во 2  классе

Тема: Алгоритм сочинения сказок.

 

Цели: 1.Научит детей сочинять сказку, следуя предложенному алгоритму. Познакомить с новым приёмом  решения изобретательских задач «морфологический ящик»  2. Развивать творческое мышление и логику. 3.Воспитывать активность и положительное отношение к личному жизненному опыту, саморегуляцию и самоконтроль.

 

  1. Актуализация

- Рада приветствовать вас, настроимся на позитивную волну и отправимся в мир приключений. Внимание на экран. (Демонстрация видеоролика о фильме «Вниз по волшебной реке»)

- Друзья, как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (О  сказках)

  1. Индукция

Постановка учебной задачи:

- Ребята, что для вас означает слово сказка?

- Вот как об это сказано в словаре Ожегова «СКАЗКА1 и, ж. 1. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.»

- Сказка, это, прежде всего встреча с чудом.

- Как вы думаете, может ли человек в реальной жизни встретиться со сказкой?

- Прежде всего, это может произойти, если человек поставит перед собой цель, и постарается  достичь желаемого.

На слайде появляется картинка, например, чаще всего нам хочется купить новую вещь, побывать в заветном городе или стране, научиться играть на инструменте, выиграть  в соревнованиях и многое другое. И по всем законам этого жанра, мы преодолеваем препятствия и наконец радуемся тому, чего достигли. (на слайде отрезок, на одном конце стоит человек, на другом объект желаемого , например, яблоко)

Тема: -  Итак, о чём пойдёт речь на нашем занятии?( о сказке )

- Есть действующий герой, есть конечная цель, чего не хватает на нашем рисунке. (Не хватает действий, которые будет совершать наш герой)

Цель:-Какую цель вы поставите перед собой?

- Сочинить сказку, придумать события, которые будут происходить с героем.

Просмотр содержимого документа
«лист пробного действия»

Лист пробного действия

1.Пробное действие.

Задание №1 Сочините загадку:

На что похоже?

Чем отличается?

забор

нельзя перелезть

пила

не пилит

трава

не растёт

зубная щётка

не чистит зубы


- У нас получилась загадка : «Что это: как забор, но нельзя перелезть, как пила, но не пилит, как трава, но не растёт?» Отгадка: ________________

2.Самостоятельная работа.

Задание №2 Придумаем название для сказки, сочинив загадку про волшебный предмет – яблоко.

На что похоже?

Чем отличается?

солнышко

не светит

мячик

не игрушка

глаз

не видит

орех

не маленький

лук

не горький

- У нас получилась загадка : __________________________________________________________________________Название сказки : ___________________________________________________________

3.Сочините сказку:

Задание №3 Перемешайте героев их цели и желания, превращения,

волшебные места. (Подсказка: восстановите последовательность

событий в сказке на примере уже готовой сказки).

Герои

Злодеи

Цели или желания

Волшебные предметы

Превращения героев

Волшебные места

Три богатыря

Тугарин змей

Вернуть домой

Волшебные

яблоки

В комара, муху, шмеля

Земля Русская

Фиксики

Серый волк

Помочь другу

Цветик-семицветик

Умников и умниц

Стана изобретений

Василиса Премудрая

Чёрный ворон

Найти волшебный предмет

Скатерть-самобранка

Понимать язык животных и птиц

Изумрудный город














4. Выступление. Задание №4 Прочитайте сказку выразительно, эмоционально.

5. Выводы. Чему учит эта сказка? Что вы научились делать?

6. Рефлексия.

На что вы опирались в сочинении сказки?

Какие затруднения испытывали?

  1. Теперь я знаю, как …. 2) Теперь я смогу использовать приёмы «морфологический ящик», «Алгоритм сочинения загадок» в…….

Просмотр содержимого документа
«мастер класс»


Мастер класс

«Использование приемов ТРИЗ в познавательной деятельности

учащихся начальной школы»

Цель: познакомить присутствующих с аспектами и приемами ТРИЗ – технологии, способствующими формированию творческого мышления у учащихся.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами ТРИЗ – педагогики, которые можно использовать на всех уроках в начальной школе, самообразование и самосовершенствование

Задачи мастер-класса: (модель Т-П-Т Теория –Практика-Теория)

  1. актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы приёмов технологии решения изобретательских задач;

  2. создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией решения изобретательских задач;

  3. содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса, способствующей достижению более высоких результатов.


Фрагмент занятия по развитию речи во 2 классе

Тема: Алгоритм сочинения сказок.


Цели: 1.Научит детей сочинять сказку, следуя предложенному алгоритму. Познакомить с новым приёмом решения изобретательских задач «морфологический ящик» 2. Развивать творческое мышление и логику. 3.Воспитывать активность и положительное отношение к личному жизненному опыту, саморегуляцию и самоконтроль.


  1. Актуализация

- Рада приветствовать вас, настроимся на позитивную волну и отправимся в мир приключений. Внимание на экран. (Демонстрация видеоролика о фильме «Вниз по волшебной реке»)

- Друзья, как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (О сказках)

  1. Индукция

Постановка учебной задачи:

- Ребята, что для вас означает слово сказка?

- Вот как об это сказано в словаре Ожегова «СКАЗКА1 и, ж. 1. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.»

- Сказка, это, прежде всего встреча с чудом.

- Как вы думаете, может ли человек в реальной жизни встретиться со сказкой?

- Прежде всего, это может произойти, если человек поставит перед собой цель, и постарается достичь желаемого.

На слайде появляется картинка, например, чаще всего нам хочется купить новую вещь, побывать в заветном городе или стране, научиться играть на инструменте, выиграть в соревнованиях и многое другое. И по всем законам этого жанра, мы преодолеваем препятствия и наконец радуемся тому, чего достигли. (на слайде отрезок, на одном конце стоит человек, на другом объект желаемого , например, яблоко)

Тема: - Итак, о чём пойдёт речь на нашем занятии?( о сказке )

- Есть действующий герой, есть конечная цель, чего не хватает на нашем рисунке. (Не хватает действий, которые будет совершать наш герой)

Цель:-Какую цель вы поставите перед собой?

- Сочинить сказку, придумать события, которые будут происходить с героем.


  1. Самоконструкция (постановка проблемы)

- У нас все есть для сочинения сказки? (Нам нужен волшебный предмет, положительные и отрицательные герои, задача для главного героя, которую он должен выполнить)

1) Пробное действие.

Использование приема технологии РТИЗ «Алгоритм сочинения загадок»

- Перед вами лежит таблица вопросов, вы должны догадаться о чём пойдет речь в загадке.

На что похоже?

Чем отличается?

забор

нельзя перелезть

пила

не пилит

трава

не растёт

зубная щётка

не чистит зубы

- У нас получилась загадка :«Что это: как забор, но нельзя перелезть, как пила, но не пилит, как трава, но не растёт?»

- Достаньте из конверта картинку с ответом? (Это расчёска)

-А теперь попробуйте сочинить загадку сами про волшебный предмет для нашей сказки –Яблоко

На что похоже?

Чем отличается?

солнышко

не светит

мячик

не игрушка

глаз

не видит

орех

не маленький

лук

не горький

Последовательность работы:

1. Выбрать объект, записать;

2.Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: на что похоже?

3. Заполнить правую часть таблицы, ответив на вопрос: чем отличается от расчески?

4. Вставь слова связки «как…», «…но не…»

5.Составить загадку: «Что это: как солнышко, но не светит, как мячик, но не игрушка, как глаз, но не видит, как орех, но не маленький, как лук, но не горький?»

- Молодцы, вы сочинили загадку. Речь в нашей сказке пойдёт о яблоке. Назовём это яблоком знаний.


2) Панель – этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости

- Теперь нам предстоит описать героев сказки, их характер и действия. В этом нам поможет приём «Морфологический ящик», мы положим в него все названное и перемешаем всех героев и события.

В ТРИЗ-педагогике есть методики сочинения маленьких творческих произведений: загадок, творческих задач, фантастических рассказов. Этот приём помог ребятам сочинить экологические сказки. В основе - прием «Морфологический ящик»:

Сказку вам поможет сочинить фея Инверсия (это выразительное средство языка), придаст ей особую выразительность, необычной последовательностью слов в предложении.

Герои

Злодеи

Цели или желания

Волшебные предметы

Превращения героев

Волшебные места

Три богатыря

Тугарин змей

Вернуть домой

Волшебные

яблоки

В комара, муху, шмеля

Земля Русская

Фиксики

Серый волк

Помочь другу

Цветик-семицветик

Умников и умниц

Страна изобретений

Василиса Премудрая

Чёрный ворон

Найти волшебный предмет

Скатерть-самобранка

Понимать язык животных и птиц

Изумрудный город













Волшебные яблоки примирения.

В некотором царстве, некотором государстве, на Земле Русской жили да поживали маленькие фиксики. Умели они превращаться в комаров да мух, чтобы помогать жителям Земли Русской новости быстрее узнавать. Но вот беда, появились Три Богатыря, стали они конкуренцию составлять, новостями с жителями делиться.

Стали фиксики думать, какпроблему решить Богатырей на свои сторону сманить. Пришли они к Тугарину совета просить. И рассказал он им, что помочь им могут только волшебные яблоки, которые Василиса Премудрая в Стане Изобретений охраняет. Яблоки эти непростые, волшебные, кто их попробует умнее станет и помогать станет.

Отправились фиксики за яблоками, скатерть самобранку с собой прихватили. Идут они, идут, а навстречу серый волк, съесть их хочет. Пришлось скатерть самобранку ему оставить. По пути зашли они в Изумрудный город, узнали фиксики о том, что появился новый способ новости получать – Цветик-Семицветик. Оторвёшь лепесток–узнаешь о том, что в странах соседних делается, оторвёшь другой – узнаешь другие новости. Так и узнали они где яблоки находятся.

Не хотела Василиса Премудрая яблоками делиться, да уж больно цветик семицветик ей по душе пришёлся. Обменялись они волшебными предметами. И стали фиксики путь домой держать. Встретились они на Земле Русской с тремя Богатырями, поговорили, яблок волшебных вместе отведали. И заключили союз мирный – новости рассылать во все уголки Земли Русской, да каждый по своему маршруту. Тут и сказки конец, а кто слушал , молодец!

- Так и появилась почта майлру!


  1. Социализация (Рассказываю теорию)

В основе используемых в ТРИЗ - педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Г. С. Альтшуллеру.

Генрих СауловичАльтшуллер (15.10.1926 - 24.09.1998) (псевдоним - Генрих Альтов) автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель. В 1946-48 г.г. главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Главная идея теории Г. С. Альтшуллера заключается в том, что техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления.

Применение приёмов ТРИЗ - технологии способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:


5. Задействуем зал.

Пока выполняют задание сочиняют сказку рассказать о приеме.

Приём «Дихотомия» (сужение поля поиска).

Здесь нам поможет волшебник «Дели-Давай», ребенок проводит операцию анализа и синтеза. Вы смотрите вокруг, человеческий глаз имеет широкое поле зрения, а теперь попробуйте одеть волшебный бинокль. Что происходит? Он или приближает предмет и помогает разделить его на части, увидеть мелкие детали, или удаляет предмет и из множества мелких предметов появляется один крупный.

Чтобы получить один крупный предмет «Лес», мы видим мелкие предметы–грибочек, на нем хвоинка, удаляемся – видим цветы, траву, удаляемся, - видим кустарники, деревья, листву, удаляемся- видим голубое небо, яркое солнце. Получилась цельная картина «Летний день в лесу»

Пример, картинка «Девочка сидит на травке и рассматривает…» -Девочка – это крупный предмет начинаем приближать бинокль и….Какие части вы видите? делить ее на части – голубые глаза, маленькие пальчики, косички, бантик и т.д. Добавим звуки, запахи, что делал предмет до этого момента, что будет делать после? Происходит полное погружение в картину. Теперь детям нет никакого труда составить полный рассказ по картине. Дети с удовольствием занимаются этим видом деятельности.

  1. Афиширование – представление результата деятельности участников мастер-класса.

- Читаем сказку.- Были ли затруднения в сочинении сказки? Что помогло вам в сочинении сказки?Продолжите фразу Рефлексия: - Теперь я знаю - Теперь я смогу….


6. Подводим итог.

На основе таблицы можно составить много вариантов сочетания элементов и сочинить сказку. Вывод: Сочинение сказок учит детей и фантазировать, а фантазия, как считал один из последователей и учеников Г.С.АльтшУллера, является одним из простейших приемов изобретательства.

Прием ТРИЗ помогает облегчИть трудное задание, сочинит предложение или текст по картинке. Дети с трудом подбирают слова и погружаются в мысль, амы погружаемся в картину, отвечая на вопросы: Кто? Что? Где? Какой? Что делают?

Предлагаю вашему вниманию фильм в котором используется прием дихотомии другими словами способность видеть малое в большом и большое в малом.

Человек - Микоркосмос и Макрокосмос. (в презентации)

- Особое значение в ТРИЗ технологии придаётся встрече с «чудом» под которым понимается получение сильного эмоционального впечатления при столкновении с загадкой, тайной, необычным явлением. Удивление , восторг, радость, испытанные при этом, пробуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю его жизнь. В своей жизни вы можете встретиться с чудом, для этого надо лишь остановиться, подумать, присмотреться, понять, чего вы хотите в данный момент своей жизни, поверить, что вы можете достигнуть своей мечты, а для этого нужно всего лишь представить в своём воображении, что все у вас уже получилось. Как сегодня вы сочинили эту увлекательную сказку. В память об этом событии я вручаю вам эмблемы.


Своё выступление я хочу завершить словами Л.Н. Толстого «Если ученик в школе не научился сам творить, то и в жизни он всегда будет только подражать…»

Учить детей ставить перед собой жизненные цели и разрабатывать план действий по достижению цели, используя при этом творческое мышление, испытывая положительные эмоции. Вот моя главная задача, учителя. И в этом мне помогает технологи решения изобретательскх задач.





3


Просмотр содержимого документа
«сказка»

Волшебные яблоки примирения.

В некотором царстве, некотором государстве, на Земле Русской жили да поживали маленькие Фиксики. Умели они превращаться в комаров да мух, чтобы помогать жителям Земли Русской новости быстрее узнавать. Но вот беда, появились Три Богатыря, стали они конкуренцию составлять, новостями с жителями делиться.

Стали фиксики думать, как проблему решить Богатырей на свои сторону сманить. Пришли они к Тугарину совета просить. И рассказал он им, что помочь им могут только волшебные яблоки, которые Василиса Премудрая в Стане Изобретений охраняет. Яблоки эти непростые, волшебные, кто их попробует умнее станет и помогать станет.

Отправились Фиксики за яблоками, скатерть самобранку с собой прихватили. Идут они, идут, а навстречу серый волк, съесть их хочет. Пришлось скатерть самобранку ему оставить. По пути зашли они в Изумрудный город, узнали Фиксики о том, что появился новый способ новости получать – Цветик-Семицветик. Оторвёшь лепесток –узнаешь о том, что в странах соседних делается, оторвёшь другой – узнаешь другие новости. Так и узнали они где яблоки находятся.

Не хотела Василиса Премудрая яблоками делиться, да уж больно цветик семицветик ей по душе пришёлся. Обменялись они волшебными предметами. И стали Фиксики путь домой держать. Встретились они на Земле Русской с тремя Богатырями, поговорили, яблок волшебных вместе отведали. И заключили союз мирный – новости рассылать во все уголки Земли Русской, да каждый по своему маршруту. Тут и сказки конец, а кто слушал , молодец!


Просмотр содержимого презентации
«мастер класс»

Мастер - класс   «Использование приемов ТРИЗ в познавательной деятельности учащихся начальной школы» Учитель начальных классов МОБУ СОШ № 7 пгт Прогресс Амурской области  Водолагина Елена Юрьевна

Мастер - класс

«Использование приемов ТРИЗ в познавательной деятельности

учащихся начальной школы»

Учитель начальных классов МОБУ СОШ № 7

пгт Прогресс Амурской области Водолагина Елена Юрьевна

Фильм

Фильм

Сказка

Сказка

Лист пробного действия      1.Пробное действие. Задание №1 Сочините загадку: На что похоже? Чем отличается?  забор нельзя перелезть пила не пилит трава не растёт зубная щётка не чистит зубы  2.Самостоятельная работа. Задание №2 Придумаем название для сказки, сочинив загадку про волшебный предмет – яблоко. На что похоже? солнышко Чем отличается? мячик не светит глаз не игрушка орех не видит лук не маленький не горький  3.Сочините сказку:

Лист пробного действия  

1.Пробное действие.

Задание №1 Сочините загадку:

На что похоже?

Чем отличается?

забор

нельзя перелезть

пила

не пилит

трава

не растёт

зубная щётка

не чистит зубы

2.Самостоятельная работа.

Задание №2 Придумаем название для сказки, сочинив загадку про волшебный предмет – яблоко.

На что похоже?

солнышко

Чем отличается?

мячик

не светит

глаз

не игрушка

орех

не видит

лук

не маленький

не горький

3.Сочините сказку:

Задание №3   Перемешайте героев их цели и желания,  превращения, волшебные места.   Вам поможет фея Инверсия.   Герои Злодеи Три богатыря Тугарин змей Фиксики Цели или желания Волшебные предметы Василиса Премудрая Вернуть домой Серый волк Чёрный ворон Волшебные Помочь другу Превращения героев яблоки Цветик-семицветик Найти волшебный предмет В комара, муху, Волшебные места шмеля Скатерть-самобранка Земля Русская Умников и умниц Страна изобретений Понимать язык животных и птиц Изумрудный город

Задание №3 Перемешайте героев их цели и желания, превращения, волшебные места. Вам поможет фея Инверсия.

Герои

Злодеи

Три богатыря

Тугарин змей

Фиксики

Цели или желания

Волшебные предметы

Василиса Премудрая

Вернуть домой

Серый волк

Чёрный ворон

Волшебные

Помочь другу

Превращения героев

яблоки

Цветик-семицветик

Найти волшебный предмет

В комара, муху,

Волшебные места

шмеля

Скатерть-самобранка

Земля Русская

Умников и умниц

Страна изобретений

Понимать язык животных и птиц

Изумрудный город

Волшебник Дели-Давай

Волшебник Дели-Давай

Задание №3 Перемешайте героев их цели и желания, превращения, волшебные места.   Герои Злодеи Три богатыря Тугарин змей Фиксики Цели или желания Серый волк Волшебные предметы Василиса Премудрая Вернуть домой Волшебные Чёрный ворон Превращения героев Помочь другу яблоки Волшебные места В комара, муху, Найти волшебный предмет Цветик-семицветик шмеля Земля Русская Скатерть-самобранка Умников и умниц Понимать язык животных и птиц Страна изобретений Изумрудный город

Задание №3 Перемешайте героев их цели и желания, превращения, волшебные места.

Герои

Злодеи

Три богатыря

Тугарин змей

Фиксики

Цели или желания

Серый волк

Волшебные предметы

Василиса Премудрая

Вернуть домой

Волшебные

Чёрный ворон

Превращения героев

Помочь другу

яблоки

Волшебные места

В комара, муху,

Найти волшебный предмет

Цветик-семицветик

шмеля

Земля Русская

Скатерть-самобранка

Умников и умниц

Понимать язык животных и птиц

Страна изобретений

Изумрудный город

Человек - это синтез микро и  макрокосмоса   Фильм. Человек - это синтез микро и макрокосмоса .

Человек - это синтез микро и  макрокосмоса

Фильм. Человек - это синтез микро и макрокосмоса .

творить изобретать действовать цель

творить

изобретать

действовать

цель

Изобретай, твори, верь, что у тебя всё получится.

Изобретай, твори, верь, что у тебя всё получится.