Мастер класс
«Использование приемов ТРИЗ в познавательной деятельности
учащихся начальной школы»
Цель: познакомить присутствующих с аспектами и приемами ТРИЗ – технологии, способствующими формированию творческого мышления у учащихся.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами ТРИЗ – педагогики, которые можно использовать на всех уроках в начальной школе, самообразование и самосовершенствование
Задачи мастер-класса: (модель Т-П-Т Теория –Практика-Теория)
актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы приёмов технологии решения изобретательских задач;
создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией решения изобретательских задач;
содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса, способствующей достижению более высоких результатов.
Фрагмент занятия по развитию речи во 2 классе
Тема: Алгоритм сочинения сказок.
Цели: 1.Научит детей сочинять сказку, следуя предложенному алгоритму. Познакомить с новым приёмом решения изобретательских задач «морфологический ящик» 2. Развивать творческое мышление и логику. 3.Воспитывать активность и положительное отношение к личному жизненному опыту, саморегуляцию и самоконтроль.
Актуализация
- Рада приветствовать вас, настроимся на позитивную волну и отправимся в мир приключений. Внимание на экран. (Демонстрация видеоролика о фильме «Вниз по волшебной реке»)
- Друзья, как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (О сказках)
Индукция
Постановка учебной задачи:
- Ребята, что для вас означает слово сказка?
- Вот как об это сказано в словаре Ожегова «СКАЗКА1 и, ж. 1. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.»
- Сказка, это, прежде всего встреча с чудом.
- Как вы думаете, может ли человек в реальной жизни встретиться со сказкой?
- Прежде всего, это может произойти, если человек поставит перед собой цель, и постарается достичь желаемого.
На слайде появляется картинка, например, чаще всего нам хочется купить новую вещь, побывать в заветном городе или стране, научиться играть на инструменте, выиграть в соревнованиях и многое другое. И по всем законам этого жанра, мы преодолеваем препятствия и наконец радуемся тому, чего достигли. (на слайде отрезок, на одном конце стоит человек, на другом объект желаемого , например, яблоко)
Тема: - Итак, о чём пойдёт речь на нашем занятии?( о сказке )
- Есть действующий герой, есть конечная цель, чего не хватает на нашем рисунке. (Не хватает действий, которые будет совершать наш герой)
Цель:-Какую цель вы поставите перед собой?
- Сочинить сказку, придумать события, которые будут происходить с героем.
Самоконструкция (постановка проблемы)
- У нас все есть для сочинения сказки? (Нам нужен волшебный предмет, положительные и отрицательные герои, задача для главного героя, которую он должен выполнить)
1) Пробное действие.
Использование приема технологии РТИЗ «Алгоритм сочинения загадок»
- Перед вами лежит таблица вопросов, вы должны догадаться о чём пойдет речь в загадке.
На что похоже? | Чем отличается? |
забор | нельзя перелезть |
пила | не пилит |
трава | не растёт |
зубная щётка | не чистит зубы |
- У нас получилась загадка :«Что это: как забор, но нельзя перелезть, как пила, но не пилит, как трава, но не растёт?»
- Достаньте из конверта картинку с ответом? (Это расчёска)
-А теперь попробуйте сочинить загадку сами про волшебный предмет для нашей сказки –Яблоко
На что похоже? | Чем отличается? |
солнышко | не светит |
мячик | не игрушка |
глаз | не видит |
орех | не маленький |
лук | не горький |
Последовательность работы:
1. Выбрать объект, записать;
2.Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: на что похоже?
3. Заполнить правую часть таблицы, ответив на вопрос: чем отличается от расчески?
4. Вставь слова связки «как…», «…но не…»
5.Составить загадку: «Что это: как солнышко, но не светит, как мячик, но не игрушка, как глаз, но не видит, как орех, но не маленький, как лук, но не горький?»
- Молодцы, вы сочинили загадку. Речь в нашей сказке пойдёт о яблоке. Назовём это яблоком знаний.
2) Панель – этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости
- Теперь нам предстоит описать героев сказки, их характер и действия. В этом нам поможет приём «Морфологический ящик», мы положим в него все названное и перемешаем всех героев и события.
В ТРИЗ-педагогике есть методики сочинения маленьких творческих произведений: загадок, творческих задач, фантастических рассказов. Этот приём помог ребятам сочинить экологические сказки. В основе - прием «Морфологический ящик»:
Сказку вам поможет сочинить фея Инверсия (это выразительное средство языка), придаст ей особую выразительность, необычной последовательностью слов в предложении.
Герои | Злодеи | Цели или желания | Волшебные предметы | Превращения героев | Волшебные места |
Три богатыря | Тугарин змей | Вернуть домой | Волшебные яблоки | В комара, муху, шмеля | Земля Русская |
Фиксики | Серый волк | Помочь другу | Цветик-семицветик | Умников и умниц | Страна изобретений |
Василиса Премудрая | Чёрный ворон | Найти волшебный предмет | Скатерть-самобранка | Понимать язык животных и птиц | Изумрудный город |
Волшебные яблоки примирения.
В некотором царстве, некотором государстве, на Земле Русской жили да поживали маленькие фиксики. Умели они превращаться в комаров да мух, чтобы помогать жителям Земли Русской новости быстрее узнавать. Но вот беда, появились Три Богатыря, стали они конкуренцию составлять, новостями с жителями делиться.
Стали фиксики думать, какпроблему решить Богатырей на свои сторону сманить. Пришли они к Тугарину совета просить. И рассказал он им, что помочь им могут только волшебные яблоки, которые Василиса Премудрая в Стане Изобретений охраняет. Яблоки эти непростые, волшебные, кто их попробует умнее станет и помогать станет.
Отправились фиксики за яблоками, скатерть самобранку с собой прихватили. Идут они, идут, а навстречу серый волк, съесть их хочет. Пришлось скатерть самобранку ему оставить. По пути зашли они в Изумрудный город, узнали фиксики о том, что появился новый способ новости получать – Цветик-Семицветик. Оторвёшь лепесток–узнаешь о том, что в странах соседних делается, оторвёшь другой – узнаешь другие новости. Так и узнали они где яблоки находятся.
Не хотела Василиса Премудрая яблоками делиться, да уж больно цветик семицветик ей по душе пришёлся. Обменялись они волшебными предметами. И стали фиксики путь домой держать. Встретились они на Земле Русской с тремя Богатырями, поговорили, яблок волшебных вместе отведали. И заключили союз мирный – новости рассылать во все уголки Земли Русской, да каждый по своему маршруту. Тут и сказки конец, а кто слушал , молодец!
- Так и появилась почта майлру!
Социализация (Рассказываю теорию)
В основе используемых в ТРИЗ - педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Г. С. Альтшуллеру.
Генрих СауловичАльтшуллер (15.10.1926 - 24.09.1998) (псевдоним - Генрих Альтов) автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель. В 1946-48 г.г. главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Главная идея теории Г. С. Альтшуллера заключается в том, что техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления.
Применение приёмов ТРИЗ - технологии способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:
5. Задействуем зал.
Пока выполняют задание сочиняют сказку рассказать о приеме.
Приём «Дихотомия» (сужение поля поиска).
Здесь нам поможет волшебник «Дели-Давай», ребенок проводит операцию анализа и синтеза. Вы смотрите вокруг, человеческий глаз имеет широкое поле зрения, а теперь попробуйте одеть волшебный бинокль. Что происходит? Он или приближает предмет и помогает разделить его на части, увидеть мелкие детали, или удаляет предмет и из множества мелких предметов появляется один крупный.
Чтобы получить один крупный предмет «Лес», мы видим мелкие предметы–грибочек, на нем хвоинка, удаляемся – видим цветы, траву, удаляемся, - видим кустарники, деревья, листву, удаляемся- видим голубое небо, яркое солнце. Получилась цельная картина «Летний день в лесу»
Пример, картинка «Девочка сидит на травке и рассматривает…» -Девочка – это крупный предмет начинаем приближать бинокль и….Какие части вы видите? делить ее на части – голубые глаза, маленькие пальчики, косички, бантик и т.д. Добавим звуки, запахи, что делал предмет до этого момента, что будет делать после? Происходит полное погружение в картину. Теперь детям нет никакого труда составить полный рассказ по картине. Дети с удовольствием занимаются этим видом деятельности.
Афиширование – представление результата деятельности участников мастер-класса.
- Читаем сказку.- Были ли затруднения в сочинении сказки? Что помогло вам в сочинении сказки?Продолжите фразу Рефлексия: - Теперь я знаю - Теперь я смогу….
6. Подводим итог.
На основе таблицы можно составить много вариантов сочетания элементов и сочинить сказку. Вывод: Сочинение сказок учит детей и фантазировать, а фантазия, как считал один из последователей и учеников Г.С.АльтшУллера, является одним из простейших приемов изобретательства.
Прием ТРИЗ помогает облегчИть трудное задание, сочинит предложение или текст по картинке. Дети с трудом подбирают слова и погружаются в мысль, амы погружаемся в картину, отвечая на вопросы: Кто? Что? Где? Какой? Что делают?
Предлагаю вашему вниманию фильм в котором используется прием дихотомии другими словами способность видеть малое в большом и большое в малом.
Человек - Микоркосмос и Макрокосмос. (в презентации)
- Особое значение в ТРИЗ технологии придаётся встрече с «чудом» под которым понимается получение сильного эмоционального впечатления при столкновении с загадкой, тайной, необычным явлением. Удивление , восторг, радость, испытанные при этом, пробуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю его жизнь. В своей жизни вы можете встретиться с чудом, для этого надо лишь остановиться, подумать, присмотреться, понять, чего вы хотите в данный момент своей жизни, поверить, что вы можете достигнуть своей мечты, а для этого нужно всего лишь представить в своём воображении, что все у вас уже получилось. Как сегодня вы сочинили эту увлекательную сказку. В память об этом событии я вручаю вам эмблемы.
Своё выступление я хочу завершить словами Л.Н. Толстого «Если ученик в школе не научился сам творить, то и в жизни он всегда будет только подражать…»
Учить детей ставить перед собой жизненные цели и разрабатывать план действий по достижению цели, используя при этом творческое мышление, испытывая положительные эмоции. Вот моя главная задача, учителя. И в этом мне помогает технологи решения изобретательскх задач.
3