Мастер - класс
«Использование технологии «Синквейн» в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ.»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению приёма технологии Синквейн. (слайд 2)
Задачи:
познакомить педагогов с инновационной технологией Синквейн;
обучать последовательности действий, использованию приемов Синквейна;
создать условия для самореализации и стимулирование роста творческого потенциала педагогов на примере составления Синквейна в процессе проведения мастер – класса;
способствовать речевому, интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов;
применять технологию педагогики сотрудничества.
Адресная группа: учителя-логопеды, учителя начальных классов.
Адресная группа: учителя-логопеды, учителя.
Оборудование:
Мультимедийная презентация.
Карандаши и бумага для самостоятельной работы.
Синквейн, разрезанный на отдельные слова, для отработки приёма «Мозаика».
Памятки по составлению синквейна.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемое жюри, коллеги!
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.
У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается замедленный темп речевого развития, поздно формируются звуки, запаздывает развитие связной речи. У детей младшего школьного возраста с ОВЗ часто наблюдается несформированность всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики), т.е. массированное нарушение речи, что затрудняет общение со сверстниками и взрослыми, неблагоприятно сказывается на усвоении школьной программы. Уровень сформированной языковой компетенции определяется по лексическому запасу ребенка, умению актуализировать слова в самостоятельной речи. Дети с ограниченными возможностями здоровья, даже не имеющие нарушений звукопроизношения, медленно актуализируют слова, долго их вспоминают, у них происходит сужение значения слов, замена названия частей предмета названием целого предмета, утрачиваются слова, обозначающие предметы и явления, которых в данный момент уже не наблюдают.
Эффективным методом в моей работе стал синквейн.
Итак, что же такое «синквейн»?
Синквейн – эффективный приём интерактивного обучения, объективный способ измерения результатов, сформированных компетенций, который активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо.
(Слайд 3)
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — с французского языка переводится как «пять строк». Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: (Слайд 4)
1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;
2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна;
4 строка- фраза, предложение, пословица, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме; (слайд 5)
5 строка- слово или 2-3 слова – вывод по теме, ассоциация, личное отношение к предмету. (слайд 6)
Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным. Вот несколько примеров довольно удачных синквейнов моих учеников:
Яблоко (слайд 7)
1. Что это?
Яблоко
2. Какое яблоко?
Круглое, красное
3. Что делает яблоко?
Висит, зреет, растёт
4. Составьте предложение.
Я люблю сочное яблоко.
5. Подберите синоним.
Фрукт
1. Кукла. (слайд 8)
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.
1. Машина. (слайд 9)
2. Быстрая, мощная.
3. Едет, обгоняет, тормозит.
4. Я люблю кататься.
5. Транспорт.
1. Дождь. (слайд 10)
2. Мокрый, холодный.
3. Капает, стучит, льется.
4. Я не люблю дождь.
5. Вода.
Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В первом классе!
Мы начали в 1 классе с устного составления синквейна по вопросам. Это были синквейны по сказкам.
(Слайд 11)
Давайте рассмотрим для примера сказку «Репка». О ком, о чём будет наш синквейн? (о дедушке) Какая, какие, какой этот предмет? ( трудолюбивый, хозяйствееный) Что он делал, что он сделал? Или что мы с ним сделали? (сажает, поливает, ухаживает). Давайте вспомним какую-нибудь пословицу или придумаем предложение по теме синквейна. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда). Ну и наконец, как мы можем назвать деда, если он такой хозяйственный и трудолюбивый? (Молодец)
(Слайд 12) Вывод: При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль сказки или определять характеристику героев, отвечать на вопросы и по определённому алгоритму создавать свои устные нерифмованные стихотворения.
(Слайд 13) Ещё использовала такой приём, как коррекция и совершенствование готового синквейна.
Сейчас, предлагаю послушать слушать готовый синквейн, а вы попробуйте разобраться, всё ли здесь правильно?
Шарик Воздушный, квадратный.(красный) Держим, подбрасываем, ловим. С ним очень весело играть. Радость. | Зайчонок. Белый, плюшевый. Сидит, лежит, лает. (смотрит) Это моя любимая игрушка. Детство. (Слайд 14) |
Вопросы: Какие ошибки вы нашли? Исправьте их.
- Как вы думаете, это задание помогает развивать умение вслушиваться в обращённую речь, думать и быстро подбирать нужные слова?
(Слайд 15) Вывод: Данный вид работы активизирует словарный запас детей. Учит детей быть внимательными и формирует лексическую готовность в подборе слов.
Можно предложить детям для анализа неполный синквейн.
(Слайд 16)
Например, вот синквейн без указания темы, первой строки.
–На основе существующих строк необходимо её определить. (Машина)
____________.
Едет, перевозит.
Большая, грузовая, пластмассовая.
Ею управляет шофёр.
Транспорт.
( Слайд 17) Вывод: Синквейн уточняет содержание понятий. Развивает не только речь, но и способствует развитию внимания, памяти, мышления.
Этот приём я использую в начале урока.
Например, когда мы изучали по литературному чтению произведения о маме, я зачитывала синквейны, которые дети сочиняли в прошлом году.
(Слайд 18)
…..
Добрая, красивая.
Заботится, ухаживает, любит.
При солнышке тепло, а при матери добро.
Мой самый любимый человек.
…..
Добрая, умная.
Работает, зарабатывает, целует.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Самая хорошая.
- Ребята, какое слово должно стоять первым во всех синквейнах? (мама) Значит, кому будет посвящено стихотворение, которое мы сегодня будем учиться читать? (маме)
Если ребята испытывают затруднения (у детей младшего школьного возраста ещё не очень велик словарный запас), то можно предложить дополнять словами недописанный синквейн.
(Слайд 19)
Ученик
аккуратный, … .
читает, … , ... .
Он всё успел сделать.
Радость!
Ещё один приём работы с синквейном – «Мозаика».
(Слайд 20)
Детям даётся карточка с пятью строчками, задание - составить синквейн из напечатанных и разрезанных слов, наклеить на карточку. Для детей с ОВЗ каждая строка синквейна напечатана определённым цветом, первое слово наклеено на карточку, остальные слова дети подбирают самостоятельно, опираясь на дополнительную цветовую подсказку.
(Слайд 12)
Ещё одним видом работы с синквейнами является составление синквейна по прочитанному художественному произведению.
(Слайд 13)
Как нельзя лучше этот приём можно использовать создания характеристики героя.
(Раздать ручки, листочки)
Сейчас мы составим синквейны о героях сказки Л. Пантелеева «Две лягушки». Вспоминайте, это история о двух лягушках, которые упали в кувшин со сметаной. Одна сразу сдалась и утонула, а другая – боролась за жизнь, спахтала масло и выбралась из кувшина.
Будем работать в группах. Первая группа будет составлять синквейн о первой лягушке, вторая - о второй.
Итак, первое строка у всех какая? (лягушка). Пишите.
Вторая строка – два прилагательных. Лягушка какая? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Если возникают затруднения, можно новодящими вопросами помочь ребёнку или, если одно прилагательное есть, пусть найдёт синонимы в словаре. (учимся работать со словарём)
упорная, нерешительная
Третья строка – три действия предмета. Здесь, можно уточнить, что иногда эти слова есть в самой сказке.
барахталась, не сдалась, спаслась, выпрыгнула;
сдалась, утонула, проиграла.
Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна, т. е. к лягушке. В данном случае под личным отношением могут подразумеваются эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты, связанные с темой синквейна. Очень часто мои дети для четвёртой строки используют подходящие по смыслу пословицы.
И, наконец, последняя строка – вывод в одно-два слова. Тут можно перечитать получившийся синквейн, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее.
Давайте поделимся с коллегами своими маленькими шедеврами.
(Зачитываются синквейны)
(Слайд 14)
Рефлексия
А теперь попробуем составить ещё один синквейн на тему «Мастер – класс». Когда вы будете подбирать те единственные прилагательные, глаголы, афоризмы, то вы почувствуете насколько ближе, роднее и понятней стал для вас синквейн. Пожалуйста, напишите, мне очень интересно посмотреть на оценку моих коллег проведённого мной мастер – класса. (Пишут, зачитываем) А теперь посмотрите на экран. Слайд 10
Замечательный, интересный, поучительный.
Учит, развивает, сближает.
Дело мастера боится.
Праздник.
Заключительная часть
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа.
Выводы о синквейне слайд 11
Синквейн - это французское пятистишие
Синквейн помогает пополнить словарный запас.
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Уважаемые коллеги, я искренне благодарю Вас. Я думаю, что использованные мною методы станут изюминкой в работе с детьми. Буду очень рада, если вы получили заряд бодрости и пополнили свой педагогический опыт по развитию творческих способностей учащихся. Мне хотелось бы, чтобы вы использовали технологию «синквейн» в своей работе для оценки знаний своих учеников.
Я хочу закончить свой мастер- класс такими словами. Слайд 12
Я держу в ладошках солнце.
Я дарю его друзьям.
Улыбнитесь.
Улыбнитесь.
Лучик солнца – это Вам!