Мастер-класс
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка»
Здоровье- не все, но все без здоровья- ничто. (Сократ)
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
В мире, где всё меняется, неизменно ценными остаются только здоровье и человеческая жизнь. Ведь нового здоровья взамен потерянного, как и другой жизни, человеку не дано.
Что такое здоровье?
Ещё в 1946 г. Всемирная Организация Здравоохранения дала такое определение здоровья:
здоровье – это состояние полного физического, психического и нравственного благополучия при отсутствии болезней и дефектов.
Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Сейчас уделяется большое внимание вопросу сохранения психологического здоровья школьников.
Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на уроках продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей.
Исследования последних лет показывают, что у многих детей за время обучения в школе состояние здоровья ухудшается в 3-4 раза. С каждым годом увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, слабой нервной системой и повышенной утомляемостью. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших школьников к старшим.
Поэтому, одна из приоритетных задач образования сегодня- это сбережение и укрепление здоровья учащихся и формирование у них установки на здоровый образ жизни. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы увеличивается. По новым ФГОС, учитель должен владеть здоровьесберегающими технологиями: смена видов деятельности, чередование видов активности, включение песен, игр, стихов итд.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет важное значение. Английский язык в школе - серьёзный и сложный предмет, дети должны усвоить массу нового материала (лексический, грамматический). Им приходится много читать, писать, запоминать, слушать и поэтому учитель должен уделить особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка способствуют различные приемы. Это песни, игры, ролевые игры, пальчиковые игры, загадки, физкультминутки.
Физкультминутка- это один из главных элементов урока в начальной школе. Цель физкультминутки – предупреждения утомления и умственного напряжения у детей, профилактика нарушений осанки. Проводить их нужно на 15-20 минуте урока, длительность физминуты - 1-5 минут. Проведение музыкальных физминуток один из моих любимых приемов на уроке, остановимся именно на них.
Физкультминутки на уроках английского языка помогут не только развлечь детей, дать им возможность отдохнуть, но и ввести и закрепить лексику по различным темам:
части тела
части лица
цвета
глаголы движения
виды спорта
животные
числительные
Во время проведения физкультминуток необходимо проговаривать и демонстрировать то, что мы говорим.
Начинаем с простейших стишков во 2 классе.
Stand up! Clap! Clap!
Hands up! Clap! Clap!
Step! Step! Hands down!
Clap! Clap! Sit down!
Затем усложняем:
Stand up!
Hands down!
Hands on your hips!
Sit down!
Stand up!
Hands to the sides!
Bend left!
Bend right!
Stand still!
All right!
Новую лексику по теме «Части лица» можно ввести, показывая движения следующей физкультминутки:
Touch your nose. Touch your knees
Touch your ears. Touch your toes
Touch your mouth. Touch your eyes
Touch your hair. Touch your head
Touch your shoulders,
Закрепить лексику по теме «Части тела» и названия действий помогут следующая динамическая пауза:
Head and shoulders, knees and toes,
Knees and toes, knees and toes!
Head and shoulders, knees and toes,
Eyes, ears, mouth and nose!
Физкультминутка для закрепления лексики по теме «Цвета»:
Red, red, touch your head.
Black, black, touch your neck.
Blue, blue, touch your shoe.
Green, green, touch your chin.
Brown, brown, touch the ground
Физкультминутка по теме «Животные»
Let’s fly like a bee.
One, two, three.
Let’s swim in the sea.
One, two, three.
Let’s jump like a frog.
One, two, three.
Let’s run like a dog.
One, two, three!
Закрепить лексику по теме «Числительные" помогут следующая физкультминутка:
One, two – tie your shoe! (Try to tie shoes)
Three, four – mop the floor! (Move as you mop the floor)
Five, six – pick up bricks! (Make an imaginary wall)
Seven, eight – wash a plate! (As you wash plates with a duster)
Nine, ten – begin again!
Физкультминутки на повторение глаголов и выражения «I can».
I can hop like a rabbit. (прыгаем как кролик)
I can jump like a frog. (прыгаем как лягушка)
I can fly like a bird. (летаем как птичка)
I can run like a foх. (бегаем как лисичка)
I can walk like a duck. (ходим как уточка)
I can swim like a fish. (плаваем как рыбка)
And be still as good children — (и становимся хорошими детками)
as still as this. (вот так)
Вот примеры некоторых физкультминуток, с успехом используемых мною на уроках.
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями, преодолеть трудности, учителю же - сделать урок интереснее и продуктивнее.
Используемая литература:
Приложение к журналу «Иностранный язык в школе» Методическая мозаика № 5, 2005 год, стр. 15 – 19.
Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002
Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., АПКРО, 2002.
Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Н.И. Дереклеева, Москва 2004