СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Исторические источники"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

При изучении исторических источников можно применить этот мастер-класс.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Исторические источники"»

Раздаются карточки № 1.


1 слайд. Приветствие.


2 слайд. Мастер-класс «Исторические источники, как способ формирования представлений об эпохе».


3 слайд. Цель нашего мастер класса - формирование умения извлечения информации при работе с историческими источниками. Кроме того у мастер-класса есть ещё одна цель о которой я умолчу, но надеюсь, что в конце занятия вы поможете мне её озвучить.


4 слайд. Всех нас сейчас окружают предметы, которые могут когда-нибудь стать историческими источниками и рассказать потомкам о нашей жизни. Казалось бы, о чём может поведать немой предмет…(стол, стул, люстра). Интересно, о чем нам может поведать обложка учебника истории средних веков 6 класса? Целью нашей работы и будет извлечение информации из неписьменных исторических источников.


Итак, что вы видите на обложке? Можете задавать любые вопросы, пусть, на ваш взгляд, они могут показаться глупыми. Необходимо уточнить, конкретизировать то, что вы видите.


Какие у вас возникают ассоциации при просмотре данной миниатюры?


А можем ли мы по данному изображению понять, в какой части света находится замок?


Итак, мы установили по замку, что это Европа, благородные дамы вышли на прогулку, это происходит в эпоху Средневековья.


5 слайд. Сейчас ненадолго оставим учебник и обратимся к документальным источникам – фотографиям замка. Сейчас вы видите перед собой замок, представленный в трёх ракурсах. Ни зодчий, ни строители данного сооружения, ни современники использования этого здания по прямому назначению не планировали передавать нам знание об этом объекте, однако некоторую информацию об объекте мы можем получить, просто анализируя его изображение. (Работа по алгоритму, представленному на карточках) Итак, что мы можем сказать об этом замке по фотографиям?


  1. Что изображено на фотографиях?

  2. Место расположения объекта (часть света; центр или окраина государства). Почему вы так считаете?

  3. Когда данный объект был построен (Античность, Средневековье, Новое время)?

  4. Для чего предназначен объект? Из чего это следует?

  5. Состояние артефакта (Артефакт – любой культурный продукт человеческой деятельности, дошедший до нас из прошлого). Предположите, почему он в таком состоянии.

  6. С чем у вас ассоциируется данное изображение?


А теперь давайте проверим (раздаются карточки № 2), сравнивая наши гипотетические предположения с письменным историческим источником, достоверна ли добытая нами информация… (дети сверяют свои предположения с данными текста).


Информация во многом достоверна (не достоверна), потому что документальна и перепроверена письменным источником.



Мы с вами думали, что это Европа, а это Ближний Восток (Иерусалим), почему мы так думали, что нам помешало правильно определить месторасположение?

(Дети называют признаки, указывавшие, что это Европа)


Итак, почему мы ошиблись?

(потому что изображение художественное, а не документальное).


слайд 10. А что же являлось дополнительной целью мастер-класса, о которой я умолчал?

(Дети могут предположить, что дополнительной целью мастер-класса было развитие критического отношения к художественным историческим источникам).


слайд 11. Итак, вы научились извлекать информацию из неписьменных исторических источников? Подобными приёмами можно пользоваться при анализе любых артефактов.


Спасибо за внимание!