СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Как хорошо уметь читать!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер - класс знакомит с различными упражнениями по развитию творческих способностей детей, навыков осознанного, правильного,беглого чтения. А также показывает пути совершенствования уроков чтения.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Как хорошо уметь читать!"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Кирсанова Тамбовской области











Мастер – класс

для учителей начальных классов

по теме:


«Как хорошо уметь читать!»

(Пути совершенствования уроков чтения)






Составила:

учитель начальных классов

Егоркина Светлана Валентиновна


















2018 г.

ПРОГРАММА МАСТЕР – КЛАССА


Вступительное слово: Здравствуйте, дорогие гости!

Ведущей педагогической идеей работы над совершенствованием навыков осознанного, беглого, правильного, выразительного чтения является построение учебно–воспитательного процесса, посредством сотрудничества педагога и обучающегося. Основная мысль моей работы предусматривает вариативность форм осмысленного, вдумчивого чтения, которое способствует интеллектуальному развитию ребенка, его творческих способностей и интереса к чтению.

Мне всегда хотелось найти ответы на вопросы, которые меня волнуют:

- как учить без принуждения;

- как развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их поиске

через самостоятельное чтение;

- как сформировать желание пополнять знания, умения и навыки.


Тема мастер – класса «Как хорошо уметь читать! (пути совершенствования уроков чтения)»(слайд №1)

Цель мастер – класса: Оптимальная эффективность обучения чтению для успешной самореализации в выборе видов деятельности, расширения объема знаний, умений и навыков .

Для реализации данной цели занятия мастер – класса мы будем решать следующие задачи:

Дидактические: искать пути развития интереса к книге и стремления к чтению.

Развивающие: развивать память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие возможности и умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.

Воспитательные: формировать самостоятельность, волю, сотрудничество, коллективизм и определенные нравственные, эстетические и мировоззренческие позиции.

Социализирующие: приобщать к нормам и ценностям общества, адаптации к условиям среды, обучать общению.( слайд №2)

Формирование УУД.

  1. Регулятивные

- умение организовывать свою деятельность: ставить цель, планировать, получать результат.

2. Познавательные.

- умение добывать, преобразовывать и представлять информацию.

3. Личностные.

- умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности.

4.Коммуникативные.

- умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща.

Алгоритм технологии мастер – класса

1.Презентация учителем – мастером

2.Представление системы учебных занятий

3.Проведение имитационной игры:

- учебное занятие со слушателями

-демонстрация эффективных приемов работы с обучающимися

4.Моделирование:

- выполнение самостоятельной работы по конструированию собственной модели в режиме технологии учителя – мастера.

- обсуждение и консультирование по итогам работы слушателей.

5.Рефлексия:

- дискуссия по результатам совместной деятельности учителя - мастера и слушателей.


Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки, энциклопедия.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса познакомятся с новыми приемами и методами работы над чтением учащихся, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Содержание занятия

Еще раз, здравствуйте, дорогие коллеги! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.


Владимир Солоухин (русский советский писатель и поэт) писал, что у человека всё предназначено для самого себя.. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Пусть это занятие принесет вам радость общения.


И с помощью улыбок я хотела бы увидеть ваше настроение. Очень приятно! Сели поудобнее, глубоко вдохнули и выдохнули ваши вчерашние хлопоты, заботы, переживания.

Сегодняшнее занятие мастер – класса я проведу в форме необычного тренировочного урока. Я буду выступать в роли учителя, а вы будете одновременно играть две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов.

Каждый учитель мечтает о том, чтобы уроки чтения находили живой отклик в детях, нравились им. Как сделать так, чтобы урок был интересным? Где найти «изюминку»? Что нужно сделать для того, чтобы на этих уроках дети не смотрели в окно, а всей душой полюбили чтение?

Почему многие дети не любят читать? Процесс чтения для них очень трудоемкий, требующий больших временных затрат, а более легких источников получения информации сегодня очень много. Поэтому очень важно в работе учителя развивать у учащихся интерес к содержанию чтения и к самому чтению.

Я коротко расскажу вам о том, что я использую на своих уроках для того, чтобы привить учащимся навыки чтения и сформировать желание читать с удовольствием.

И я думаю, что и вы поделитесь со мной своими наработками, приемами.

Для того чтобы учащиеся читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали навыками чтения, работа должна вестись поэтапно (от простого к сложному).


Учитель – мастер предлагает присутствующим

разноцветные мини – зонтики, которые по цветам соответствуют разным возрастным категориям учащихся.


Вы сами, того не подозревая, разделились на группы по классам;

Желтый цвет - 1 класс;

Оранжевый цвет - 2 класс;

Фиолетовый цвет - 3 класс;

Красный цвет - 4 класс.

1 класс

Учителя первых классов неизбежно испытывают сложности в работе на уроках чтения из-за того, что дети имеют разный уровень подготовки: одни уже бегло читают, другие только научились складывать слоги в слова, третьи знают только несколько букв.

Чтобы увлечь всех детей и добиться хороших результатов необходимо на каждом уроке работать над артикуляцией, разучивать скороговорки, а также использовать разнообразные упражнения.

На первых уроках особое внимание уделяется гласным звукам, их образованию, артикуляции, произнесению, умению выделять ударный слог силой голоса. При работе над звуками можно использовать игровые моменты:

  1. Доктор смотрит горло (А-а-а-)

  2. Игра в «паровоз» (У-у-у)

  3. Ауканье в лесу (Ау!Ау!)

  4. Плач маленького ребенка (Уа!Уа!)

  5. Летела муха около уха: ж-ж-ж

Летела оса около носа: с-с-с.

Летел комар и звенел: з-з-з.

Сел на лоб, а мы его хлоп!

И поймали (кулачок прижимают к уху: з-з-з-з- пусть летит!(слайд №4)

В начале урока и не только очень эффективно и интересно проводить с детьми дыхательные упражнения и чтецкие пятиминутки.

Цель: выработка полноценного навыка чтения: правильности, беглости, осознанности и выразительности.

  1. «Погаси свечу»

  2. «В цветочном магазине»

  3. Игра «Медвежата». «Мам, меду б нам» (на выдохе) или В зимний холод всякий молод.

  4. «Работа с таблицей согласных» (дети делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных).

  5. «Чтение по таблице –треугольнику» (учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги или смотрят на заданную цифру) (слайд №5)

Одним из заданий, носящих творческий характер, являются загадки. Младшие школьники с удовольствием решают эту творческую задачу. Урок оживляется, дети соревнуются. Загадки способствуют формированию интеллектуальных качеств. Дети упражняют свой ум, рассуждают , доказывают.

Активно на уроках используются скороговорки. У каждой скороговорки своя игра звуков, которая не повторяется. Ребенку необходимо прислушаться

к произносимым словам и уметь самому их произнести. Таким образом, в детях воспитывается внимание, память, любознательность, которые очень

необходимы для усвоения учебного материала.

Прочти скороговорку :

1.Жук упал, и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

2.Дом у дуба, дуб у дома.

3.Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

4.Малашка с Дуняшкой ела кашку-малашку.

5 Марфушка с Прошкой-вареную картошку.(слайд №6)


Составь чистоговорку: За – за – за – на горе стоит коза

Ло-ло-ло- на улице тепло.

\ Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

Ул-ул-ул- у нас сломался стул.

Оль-оль-оль – мы купили соль. (слайд №7)

Вот такие чистоговорки составили мы со своими первоклашками.

Также в 1 классе большое внимание уделяется разгадыванию ребусов, составлению слов из отдельны х букв и слогов, также дети учатся рифмовать

слова.

Например: Олень-лень-тюлень

Орех-смех-всех

Клен-лен-бульон.

Во втором полугодии 1 класса при работе с текстами на уроках чтения используются упражнения, которые помогают увеличить скорость и улучшить качество чтения учащихся.

1.«Очередь». Сначала читает учитель, затем дети

2.«Буксир»

А) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

Б) учитель читает вслух изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем.

3.«Ловушка». Учитель читает текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену


2 класс

Переходим во второй класс.

Задания (для второго класса)

Со 2 класса можно проводить игру «Будь поэтом». Детям предлагается сочинить стихотворение по данной рифме:

Не обижаю…..приглашаю……угощаю……играю……..

На каждом уроке можно отвести 5 минут для тихого чтения своих любимых книг, в эти минуты дети готовятся к выразительному чтению понравившихся отрывков, совершенствуется навык чтения.

  • «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.

  • «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.

  • Назови буквы в алфавитном порядке

(слайд №8)

ПОБУКВЕННЫЕ ПОИСКОВЫЕ ТАБЛИЦЫ

А

Д

Ё

З

Й

В

М

Е

Ж

Г

И

Л

К

Б

Н


Ф

Ь

Ч

О

Р

Щ

Ц

Х

Т

Ш

Ъ

Ю

Ы

П

У

С

Э

Я



  • Упражнение 1. «Пол-арбуза»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

(слайд №9)


Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки. (слайд №10)

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?


(слайд №11)

  • Книжн... полочка.


  • Нов... футболочка.


  • Больш... ложка.


  • Рыж... кошка.


  • Еще вот такую фразу:


  • Бобик все котлеты съел,


  • Он делиться не .......


  • И еще вот такие:


  • Ом-ом-ом — мы построим .......


  • Юк-юк-юк — поломался наш ......

  • Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет.


Упражнение 4. «Шерлок» (слайд №12)

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:


рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак


Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения и скорость чтения.

(слайд №13)

  • Прочти текст, используя «Золотые правила быстрого чтения»


- РАЗВИВАЙ СВОЕ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ.

- НЕ ДОПУСКАЙ ВОЗВРАТНОГО ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ.

- ЧИТАЙ БЕЗ ПРОГОВАРИВАНИЯ.

- ЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО, ПОСТАРАЙСЯ ПОНЯТЬ, О ЧЕМ ЧИТАЕШЬ


3 класс


Задания (для третьего класса)


Важное место на уроках занимает работа на развитие воображения, игры

на основе словесного рисования.( слайд №14)

Игра «Помоги Карандашу» В развитии речи ребенка, его творческого мышления , развитии интереса к чтению большое значение имеет эта игра. На уроке в гости к детям приходит веселый Карандаш с плакатом, на котором записаны слова. Карандаш задумывается, как ему лучше нарисовать картину. Дети помогают Карандашу, они составляют рассказ, используя слова, данные на плакате.

Затем совершается чудо-Карандаш нарисовал картину. (плакат переворачивается другой стороной).(слайд №15)

Словесное рисование также хорошо использовать при работе с лирическим произведением.

В 3 классе при повторном прочитывании текста или стихотворного произведения обыгрывала такой вид работы.

Упражнение 5. «Зазеркалье» (слайд №16)

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. .

При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.


Упражнение 6. «Непослушная книга» (слайд №17)

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.


Упражнение 7. «Птицы прилетели»(слайд №18)

Покажите ребенку фразу «Птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;

  • радостно;

  • громко;

  • тихо;

  • грустно;

  • с раздражением;

  • со страхом

  • выразительно.

Дети учатся передавать голосом чувства и эмоции.

С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.


Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»(слайд №19)

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуть-чуть отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее. Естественно, повышается интерес к чтению.

Все эти упражнения развивают внимание, глазодвигательную активность.

Благодаря использованию этих приемов повышается интерес к процессу чтения. Урок проводится оживленно, эмоционально, интересно.


4 класс

Задания (для четвертого класса)


К 4 классу детей еще сложнее заставить читать. Родители жалуются, что ребенка сложно усадить за книгу. Часто обращаются к учителю и просят давать детям задания по чтению Здесь очень важна помощь родителей. .Они должны помочь формировать привычку ежедневного чтения у ребенка, создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение.

Можно предложить детям на месяц или два (в зависимости от объема) большое произведение для самостоятельного чтения. Чтобы проверить результат можно использовать кроссворды. Один раз в месяц можно на 15 минут раздать кроссворды и выставить оценки.

В результате такой работы дети становятся более внимательными к произведению, у них развивается логическое мышление, появляется интерес к большим произведениям, повышается техника чтения.

(слайд №20)

  • Прочти скороговорку, каждый раз увеличивая темп

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.


  • Прочти текст по памятке “Учись правильно читать».(слайд №21)


  1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке..

  2. Следи за дыханием, читай на выдохе..

  3. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его..

  4. При чтении будь внимательным к каждому слову

  5. Старайся понять о чем читаешь

  6. Читай ежедневно вслух и «про себя»..


  • Подбери рифму и закончи стихотворение о весеннем празднике

С цветами ……………….. и солнечным лучом.

Весенний ……………. вновь приходит в дом.

Пусть он добро, ………, …………. принесет

……………….. будет этот день и целый год!



Сегодня на занятии вы увидели далеко не все методы и приемы по совершенствованию уроков чтения. Я приготовила вот такие брошюрки по чтению

Эту творческую мастерскую вы можете пополнить своими видами работы.

Научить читать конечно же трудно, но труднее научить детей любить читать. Педагогу необходимо поддерживать интерес учащихся к ежедневному чтению: обсуждать прочитанное, проводить викторины, раз в неделю подводить итог и оценивание, можно каждую четверть награждать грамотой «Самый читающий ученик» отличившимся. Акция «Поделись книгой» также помогает в этой работе Дети приносят прочитанные ими дома книги и должны представить эти книги так, чтобы другим захотелось их прочесть. Помимо повышения интереса к книге, улучшается техника чтения, дети учатся навыкам общения.


Работая над этой проблемой, пришла к выводу. Что только системное применение различных методов, подобранных специально для определенной группы детей, поможет в ее разрешении. Чтение активизирует процессы мышления, внимания, памяти и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.

Таким образом, используемые мною на уроках литературного чтения методы и приёмы применяемы на практике, полезны, т.к позволяют активизировать познавательный интерес у учащихся, отрабатывать навыки переработки информации и развивать творческое мышление учащихся, что ведёт к положительным результатам в образовательном процессе.


Представленные приёмы и методы можно использовать и на других уроках, изменяя задания. В каждой развивающей технологии таких приёмов очень много. Главное – эти приёмы и методы очень эффективны, потому что не только ученики могут достигать высоких результатов в своём развитии, но и мы педагоги, стараясь сделать наш урок максимально развивающим, совершенствуемся и растём профессионально.


Итог занятия. Рефлексия

-В конце нашего занятия я хочу предложить вам написать синквейн по теме «Мастер класс». Его структура на слайде. Синквейн – это быстрый мощный инструмент для рефлексирования, синтеза, обобщенных понятий, информации и развития речи. Он позволяет школьников излагать личное отношение к изучаемой теме.

(Зачитываются работы)

-Спасибо за внимание. - Дорогие коллеги! В своём мастер – классе я хотела показать, как проявить у детей интерес к чтению. Я благодарна вам за поддержку и активное участие. Хочу пожелать вам здоровья, счастья, успехов, активных, умных, хороших учеников!



Список использованной литературы

1.Быстрова Н.Л., (Из опыта работы), Белгород, 1995

2.Кларк Л., Изучаем скорочтение.–World Wide Printing, Duncanville USA, 1997

3.Савинова С.В., Гугучкина Е.Е., Нестандартные уроки в начальной школе. Издательство «Учитель», 2003

4.Лазарева В.А., Литературное чтение в современной школе: дополнительные материалы к курсу лекций. – М. Педагогический Университет «Первое сентября», 2005

5.Лазарева В.А., Дополнительные материалы к лекции 4. Анализ лирических произведений.– М. Педагогический Университет «Первое сентября».

6.Уроки скорочтения: Эффективная методика. – М.: Мой Мир ГмбХ, 2006.