Начало урока, «Разминка»: Слово учителя: В образовании не ослабевает интерес к проблеме развития, совершенствования и обогащения речи обучающихся. Ей посвящали свои труды ученые, писатели, передовые учителя, авторы учебников, актеры и музыканты. Несомненно, велика роль книг о языке для взрослых и детей. Обратите внимание на выставку этих книг (перечислить, можно сказать несколько слов о них). Пафос этих книг в рассказе о живом как жизнь языке, о переменах в нем, в защите хорошей, грамотной, выразительной речи от канцелярской, жаргонной, необычно бедной, скудной речи, полной «сорняков». К сожалению, всё чаще и чаще звучат в обычных разговорах и даже в интервью случайные, но навязчивые и чуждые нашему языку формы. В настоящее время, в пору демократизации общества, особенно важны точность словоупотребления, культура речи, умение грамотно и чётко формулировать мысль. Язык – это духовный двойник человека, его второе «Я», и большая ценность человека… Поэтому мы должны с вами учиться умению убеждать, воздействовать на ум, сердце, поступки людей – без этого умения трудно представить себе руководителя, общественного деятеля, учителя и просто социально активную личность. Это умение и есть красноречие, ораторское искусство. Это и является темой нашего урока. 2) Прием «Осмысление эпиграфов»: Участникам предлагаются афоризмы, из которых они должны выбрать один, на их взгляд, наиболее полно отражающий суть поднятой проблемы. Школа обязана давать государству, прежде всего, благородно мыслящих и чувствующих людей, вполне владеющих устно и письменно одним из лучших даров человеческой природы- даром живого слова. В.П. Острогорский красноречию следовало бы считать неизбежным. А.П. Чехов Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ понятий. М.М. Сперанский Сила мысли – творческая сила. Во вселенной нет другой такой творческой силы, и если бы люди знали и пользовались ею, их эволюция была бы гораздо более быстрой, чем она есть на самом деле… Чтобы хорошо жить, надо хорошо мыслить. Н.К. Рерих Ф. Честерфилд. Речь, или Слово … есть сочинение, написанное по правилам риторики, назначенное для изустного произнесения и имеющее целью убедить слушателей в какой-либо истине, действуя на ум, воображение, чувство и волю их всеми средствами красноречия. Н.И. Греч Контрольно-подготовительный этап урока: Метод «ролевой дискуссии». Прием «согласен – не согласен»: Тема для обсуждения даётся следующая: «Умеют ли говорить наши школьники?» Участники получают определённую роль в дискуссии и стараются строить высказывания в соответствии с этой ролью: Инициатор - захватывает инициативу с самого начала и отстаивает свою точку зрения с помощью аргументов и эмоционального напора. Спорщик - встречает в штыки любые выдвинутые предложения и защищает противоположные точки зрения. Соглашатель - выражает своё согласие с любыми точками зрения и поддерживает все высказывания, поддакивая говорящему Оригинал - как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает какие-либо неожиданные предложения Организатор - стремится к тому, чтобы выступили все участники, побуждает их высказываться, задает уточняющие вопросы. Молчун – всячески избегает прямого ответа на вопрос, никто не должен понять какой точки зрения он придерживается. Деструктор – дело не в том, что он говорит, а в том, что он всё время нарушает плавное течение дискуссии (что-то роняет, не вовремя хихикает, громким шёпотом просит соседа подвинуться). Учитель строит диалог с участниками. Важно каждому выбрать позицию и обосновать её: 1.Согласен, 2. Совершенно согласен, 3. Не могу определиться; 4. Не согласен; 5. Совершенно не согласен. Учитель подводит итоги дискуссии, делает смысловой акцент, определяет эмоциональную кульминацию: Выступление – это разновидность ораторской прозы и задача выступающего - отстаивать свою точку зрения, склонять других к её принятию, убеждать в своей правоте. «Слово, - говорил А.Толстой, - выражение мысли, и может служить соединению и разделению людей» 2) Приём «Опрос-кроссворд» по терминам изучаемой темы: Учитель называет значение, а участники заполняют кроссворд понятиями. Красноречие (ораторская проза) – живая публичная речь, получившая художественную обработку. Формы красноречия: Торжественные, судебные и политические 2. проповеди, 3. поучения. Многие жанры радио – и телепублицистики (4. беседы, 5. интервью, 6. диспуты) являются своеобразными формами ораторской прозы. 7.Риторика – наука об ораторском искусстве и шире – о художественной прозе вообще. Состоит риторика из 5 частей: 8.нахождение материала; 9 расположение; 10.словесное выражение (учение о трёх стилях, о трёх средствах возвышенного стиля: отбор слов, сочетание слов, стилистика); 11.запоминание; 12.произнесение. 3) Приём «повтор с расширением» Исторический экскурс. Работа с энциклопедией «Кирилла и Мефодия» (работа в группах) 1 группа: Школа софистов. Коракс. Цицерон. Вопросы: - Какую задачу в обучении красноречию ставили перед собой софисты? - В чём состояло содержание риторики софистов? - Кому принадлежит первый трактат по риторике? - Какое определение красноречию даёт Коракс? - На какие части делит Коракс ораторскую речь? -Какова, по мнению Коракса, главная цель оратора? (Запишите её). - Какое средство в обучении красноречию Коракс считал главным? (Запомните его.) *Расскажите о мастере ораторского искусства Цицероне 2 группа: Горгий Леонтийский. Квинтилиан. - Чем был интересен, по словам Платона, ученик Коракса Горгий Леонтийский? - От чего, по мнению Горгия, зависит речь оратора? - В чем Горгий пошел дальше своего учителя? *Расскажите о мастере ораторского искусства – Квинтилиане. 3 группа: Аристотель. Ломоносов М.В. - Какова заслуга трудов предшественников Аристотеля, научно обосновавшего риторику? - Как Аристотель расширил область риторики? - На какие части Аристотель разделил свою «Риторику»? (Запишите это.) - Благодаря чему труд Аристотеля не утратил своего значения и для нашего времени? (Запишите это.) *Расскажите о мастере ораторского искусства – М.В.Ломоносове. Выступление групп: исторический экскурс (ответы на вопросы) знакомство с мастерами ораторского искусства. Слово учителя: Исторический экскурс показывает нам, что риторика – это наука, необходимая в жизни каждого цивилизованного человека. Риторика – это наука, которой необходимо учиться, чтобы преуспевать в жизни. Часто задают вопрос: «А можно ли научиться правильно и красиво говорить?» Мы теперь знаем, что можно. Цицерон говорил: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Так в путь! Создание ситуации «вызова»: Прием «Цель и цели»: Учитель сообщает основную цель урока и предлагает каждому сформулировать свои (важные для них лично) цели учебной деятельности (разобраться в сути проблемы, понять главное определение, составить опорный конспект и пр.) 4.Этап сотворчества 1) Практикум: Особенности ораторского искусства * Составьте коллективный опорный сигнал - кластер по теме и выполните практические задания: Необычное начало выступления – это отличный способ возбуждения интереса слушателей, но нужно уметь удерживать внимание и в течение выступления. Слушателей может заинтриговать полемическое начало, ссылка на телепередачу или на газетную статью; житейское, персонифицированное начало; поэтическое начало; начало в форме диалога; постановка острого, жизненно важного вопроса (быт, экология, политика и пр.) Предлагаю вам 13 способов привлечения внимания. (раздатка) средства для выражения мысли. Речевые ошибки допускаются из-за нарушения нормы в ударении и произношении, неверного выбора слова или формы слова и ошибочного построения синтаксической конструкции (орфоэпический минимум – в раздатке) Практическое задание №1: Поставьте ударение в следующих словах: Агент, агрономия, алфавит, афера, августовский, балованный, баловать, безудержный, без умолку, бензопровод, блокированный, буржуазия, бытие, валовой, вероисповедание, втридорога, втридешева, газированный, газопровод, гастрономия, гордиев узел, гравированный, двоюродный, еретик, житие, завидно,задолго, позвонить-позвонишь, знамение, зубчатый, изобретение, издавна, исподволь, клеить – клею – клеишь, мастерски, мизерный, нефтепровод, одолжить, свекла. Практическое задание №2: Исправьте предложения: Поскольку нигде не разъясняют о сроках сбора орехов, их чаще всего собирают преждевременно. Среди психологов широкое распространение получила точка зрения о творческом процессе как явлении психологическом. Он не оплатил за проезд в автобусе. Оратор, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение. По ком будем решать вопрос? Художник изобразил, как Петр I ведёт войска в бой, придерживаясь манеры Сурикова. Выступающий должен чутко относиться к звучащему слову. Оратор достигает большого эффекта, меняя темп, силу, высоту своего голоса в зависимости от содержания речи, т.е. избегая монотонности. Он должен обладать хорошей дикцией. Необходимы паузы для смысловых акцентов и облегчения дыхания. Голосом нужно уметь выражать те чувства, переживания, которые соответствуют речи. Практическое задание №3 Данные слова произнесите шепотом, но ясно и точно, так, чтобы рядом сидящие его хорошо слышали: Взяточничество, корреспонденция, предшествовавший, неистовствовать, вспомоществование, обусловливаемый, транспортируемая, катастрофический, взгромоздившийся, искренность, присутствие, усовершенствование, делопроизводство, университет, артиллерия, брошюра, фельдшер. Практическое задание №4 Ежедневно читайте по 10-12 скороговорок, четко проговаривая согласные и открывая рот на гласных звуках: Добыл бобов бобыль. Колпак на колпаке, под колпаком колпак. Дробью по перепелам да по тетеревам. От топота копыт пыль по полю летит. Клара-краля кралась с крокодилом к Ларе. Либретто Риголетто. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Осип охрип, Архип осип. Яшма в замше замшела. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Речь должна тщательно готовиться: необходимо определить тему, цель, название выступления с учетом состава слушателей и обстановки. Затем составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал, логически правильно построить выступление. Содержанием речи служат обычно три вопроса: что сказать? где сказать? и как сказать? Практическое задание №5: Охарактеризуйте приведенное ниже выступление (учитывая, что оно было произнесено профессором литературы в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны). Укажите цель вступления, адресата, место, особенности языка. Эйхенбаум попросил, чтобы ему дали микрофон. Он хотел говорить с немцами. Он сказал: «Я старый профессор, сын мой Дмитрий на фронте, зять умер, живу с женой, дочкой и внучкой в одной комнате. Пишу книгу о Толстом. Вы его знаете – он автор «Войны и мира». Я знаю, что вы боитесь Толстого, что вы читали эту книгу о победе после поражения. Я пришел сюда от своего стола с замерзшими чернилами, чтобы сказать вам, что вас презираю. Культуру можно опровергнуть только культурой. У нас тоже есть пушки – пушки не доказательство. Вы не разрушите нашу культуру, вы не войдете в наш город». Практическое задание №6: Прочитайте начало речи академика А.Д.Сахарова при присуждении ему Нобелевской премии. Как он формулирует основную мысль своего выступления? Найдите предложения, в котором она выражена? «Глубокоуважаемые члены Нобелевского комитета! Глубокоуважаемые дамы и господа! Мир, прогресс, права человека – эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть одной из них, пренебрегая другими. Такова главная мысль, которую я хочу отразить в этой лекции». Ораторская речь – монолог особого типа. Это речь одного, но выступающий как бы беседует со слушателями, т.е. происходит своеобразный диалог. Очень важно установить контакт с аудиторией, так называемый «эффект живой реакции». Скрытый диалог позволяет достичь эффекта сопереживания: интеллектуального и эмоционального. Эмоциональность речи создает стилистически окрашенная лексика. Важно использовать средства контакта – личные местоимения 1-го и 2-го лица, глаголы в форме 1-го и 2-го лица и в повелительном наклонении, обращения. риторические вопросы. Действуют на чувства слушателя, активизируют его мышление ассоциации. Они создаются при помощи тропов – словесной наглядности. Практическое задание №7: С какой целью Е.Н.Рерих использует в своей статье «Три ключа» аллегорию? В какой мера эта аллегория помогает понять основную мысль автора? «Дорогие и юные мои друзья! Эти три великие ключа хранятся не на других планетах, не в иных звездных мирах, а в самом себе. Но, овладевая ими, ты овладеваешь тем, что можно сравнить только с мирами. Именем своей любви к вам я напомню вам о путях, ведущих к овладению этими ключами. Имена их: Любовь, Красота и Знание». Практическое задание №8: Проверим на себе размышления об ассоциациях: Человек может ко всему привыкнуть; он может привыкнуть жить в любом климате – самом холодном или самом жарком; он может приучить себя, если будет к тому вынужден, жить впроголодь месяцами, а может быть и годами; он может не укрывать себя в самую жестокую стужу теплой одеждой; человек привыкает к любому труду, какой на первый взгляд кажется непосильным. Но к одному человек привыкнуть никогда не может, это – жить без любви, без той любви, при которой он никогда не чувствует себя одиноким в этом мире, затерянным в массе людей, или отверженными людьми, или не понятым ими, когда человеку и горе своё разделить не с кем, и некому раскрыть свою наболевшую душу, с её думами, мечтами, заботами. Сердце человека ищет и жаждет ласки и любви, человек хочет согреть свое сердце теплом этой любви. Разве всегда такая любовь сопровождает жизнь человека? Считают, что хорошая речь на добрую четверть воспринимается зрительным путем. Оратор должен хорошо выглядеть, быть безукоризненно, корректно одет. Огромную роль в воздействии на слушателей играет выражение лица оратора. Лицо выражает его мысль и эмоции, способствует установлению и поддержке контакта со слушателями. Жесты постоянно сопровождают нашу речь, воздействуя на слушателей. Основное требование к жестам – их естественность. Слова передают информацию, жесты усиливают речь, показывают отношение оратора к высказанной мысли, выражают эмоции. Выделяют жесты эмоциональные, описательные, указательные, подражательные, оценочные, актуализирующие. Слушатели воспринимают речь как целое. Поэтому необходимо следит, чтобы высказывание, мимика, поза и жесты соотносились между собой. Считается. Что с помощью сигналов глазами и передаются самые точные и открытые сигналы коммуникации. Как правило, доверием пользуются те люди,взглад которых встречается с глазами собеседника 60-70% времени общения. Практическое задание №9: Постарайтесь определить трактовку взгляда и сопутствующих движений – соедините правильно вариант взгляда и трактовку: Подъем головы и взгляд вверх ------------ понимаю, мне нечего добавить (3) Движение головой и насупленные брови ------ясно, понял, что тебе нужно (4) Улыбка, возможно, лёгкий наклон головы ------ не понял, повтори (2) Ритмичное кивание головой -----подожди минутку, подумаю (1) Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику ---- хочу подчинить себе (5) Взгляд в сторону -------страх и желание уйти (6) Взгляд в пол ----------- пренебрежение (7) Выступления групп с опорными сигналами – кластерами. 4) Заключительное слово учителя: Слово – это самый тонкий инструмент, которым мы должны умело прикасаться к сердцам людей. Овладеть этим инструментом прикосновения к сердцу человека, постижения истины, углубления в тайны мира – и есть наша первая задача. Рефлексия: Вернёмся к вашим целям. Какие из них удалось реализовать на сегодняшнем уроке? Как оцениваете свою работу? (предложены карточки трёх цветов) Оцените работу учителя (работа с карточками) Вывод учителя по результатам работы. Оценка работы групп, индивидуальные оценки. |