СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Храни меня, мой талисман..."(Кукла-оберег Курской области)

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке показана технология создания куклы-оберег из ткани, в народном костюме на основе традиционных приёмов: скручивание, присборивание, соединение деталей с помощью ниток( без сшивания).

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Храни меня, мой талисман..."(Кукла-оберег Курской области)»

МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №4»









МАСТЕР-КЛАСС

«ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ТАЛИСМАН…»

(Кукла-оберег Курской области)














Разработала: учитель начальных классов

Винидиктова Ю.Н.













г.Рыльск,2018г



Тема занятия: «Храни меня, мой талисман…» (кукла-оберег Курской области. )

Изделия: кукла-оберег Курской области.

Цель: создание куколы-оберег с использованием традиционных технологий курских        мастеров.

Задачи:

формировать представление о красоте и простоте конструкции кукол-оберегов и деталей их наряда;

обучать приемам выполнения куклы из ткани в народном костюме на основе традиционных приемов: скручивание, присборивание, соединения деталей с помощью ниток (без сшивания);

  расширять и закреплять понятия и представление о традиционной русской кукле-обереге;

  развивать творческое воображение учителей на основе решения художественных задач разного типа: повтор, вариация и импровизация в создании игрушки по мотивам народной куклы;

   воспитывать любовь к искусству.

Планируемые результаты.
Личностные результаты:
уметь осуществлять ценностную оценку и мотивацию к деятельности;
осуществлять совместную практическую деятельность;
анализировать свою деятельность; слушать учителя.
Предметные результаты:
понимать предметную задачу урока и стремиться её выполнить; осваивать способы работы с лоскутом; применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:
определять тему урока и собственную цель;
выявлять собственные затруднения;
находить способы выхода из затруднений;
организовывать свою деятельность;
контролировать и анализировать собственную деятельность.
Познавательные УУД:
конструировать новое знание;
применять знание на практике;
способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.

Коммуникативные УУД:
умение вести познавательный диалог по теме урока; анализировать изделие;
уметь отстаивать свою позицию.


Оборудование.

Для учителей: домашние поэтапные заготовки, наглядность, ткань (красная, белая, цветная),  тесьма, ленточка, нитки, презентация к уроку.


Х о д   у р о к а.

  1. Организационное начало урока

- Здравствуйте, гости дорогие, доброго вам дня! Сегодня мы собрались, как раньше в давние времена сходились на посиделки наши бабушки и прабабушки – рукодельничали, разговоры вели, да делились друг с другом секретами своего мастерства.

Давайте сядем все рядком, да поговорим ладком. А о чем будет наша беседа – угадайте.

Слайд№2

  1. Самоопределение к деятельности.

В сундук я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды одевать.

Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь? (кукла)

(Учительница достает тряпичную куклу в костюме Курской губернии XIXв.)

«Из цветного лоскуточка появилась моя дочка.
Куколка тряпичная, очень симпатичная!»

Слайд №4 (кукла)

Слово «кукла» в русском языке имеет несколько значений. Слайд №5

Первое-детская игрушка в виде фигурки человека.

Второе -в театральном представление фигура человека или животного, сделана из разных материалов и управляемая актером.

Третье-фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С.И. Ожегова)

  Слайд №6

В старину существовали народные куклы трех видов: игровые,

обрядовые, обережные.

«Кто в куклы не играл, тот счастья не знал» - гласит русская поговорка.

Сейчас перед нами выступит детский, фольклорный, образцовый ансамбль «Родничок» со своей композицией и мы увидим, как дети в старину играли с куклами, которые им делали мамы и бабушки.

- Это были игровые куклы.

  1. Актуализация знаний

О кукле-обереге сейчас Вам расскажу,

А если Вам понравиться,- как сделать покажу.

Слайд №7

В глубокой языческой древности куклы-обереги были человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. На несколько деревень могла существовать единственная мастерица, умеющая их делать из соломы, травы, кусочков ткани. Для их изготовления нужно было знать специальные приёмы, начитывать особые молитвы. Обереги никогда не продавались. Каждая куколка создавалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления.

Слайд №8 Какие они куклы-обереги?

Слайд №9

Пеленашка- или кукла «младенчик», оберегала новорожденного до его крещения. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубашкой ребенка.

Слайд №10

Кукла «Неразлучники» - символ и оберег крепкого семейного союза. Её дарили молодоженам на свадьбе.

Слайд №11

Кукла «Кубышка-травница» – подвешивали ее над колыбелью ребенка. Она наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит болезни.

Слайд №12

Кукла «Крупеничка» (или «Зернушка»,) – это оберег на сытость и достаток в семье. Чаще всего ее наполняли гречкой или пшеницей.

Слайд №13

Кукла «Девка-баба» (или «Перевертыш», «Вертушка») – это оберег мира, красоты, радости и, с другой стороны, оберег своих детей и семейного покоя.

Слайд №14

«День-ночь» -куклы-обереги жилища. Они оберегают смену дня и ночи. Днем выставляют светлую, а ночью – темную. Куколка День - хозяйка дня, следит, чтобы в будние дни люди работали, трудились, а в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка Ночь - хозяйка ночи, следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.кукла дарит сон и оберегает его.

Слайд №15

Кукла «Колокольчик» – это кукла добрых вестей, приносит в дом радость и веселье, оберег хорошего настроения.

Слайд №16

Познакомимся с правилами по изготовлению куклы-оберега:

  • куклы были без лица (безликие), наши предки считали, что через глаза может вселиться злой дух;

-нельзя было пользоваться иголкой, т.к. куклу нельзя было уколоть или поранить, поскольку она несет в себе тепло и заботу;

  • у мастерицы должно быть хорошее настроение, ведь образ будущей куклы впитывает в себя частичку того, кто ее изготавливает;

  • такого рода рукоделием занимались исключительно женщины, мужчинам не дозволялось даже наблюдать за процессом; Слайд №17

  • неподходящими днями для изготовления были пятница, воскресенье и крупные праздники;

  • к тому же считалось, что смастерить куколку важно за один день.

Курские мастерицы надевали на куклу яркую поневу, вышитую рубаху и головной убор «сорока».  Сделанная с любовью своими руками она, будет предметом гордости ее мастерицы.

А ремесло по изготовлению кукол, широко распространенное в старину, развивалось и совершенствовалось как во всей Руси, так и в нашем Курском крае до появления в жизни фабричной куклы.

Слайд №18

Кукла –оберег – распространенный экспонат на выставках – ярмарках Курского края. У нас в Рыльске живёт мастерица преподаватель совхоз –колледжа Марченко Елена Юрьевна, которая делится своими секретами по изготовлению куклы-оберега с нашими детьми, показывает мастер –классы на Курской Коренской ярмарке.


  1. Планирование работы.

Кукла просто загляденье,

Учителям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Слайд№19

Кукла Берегиня – защитница дома от злого духа и сглаза, приносит в дом достаток. Она несёт в дом энергию солнца и плодородия, способна противостоять негативным мыслям, очищает пространство в доме. Вешается над входом, выше головы, так, чтобы она могла видеть входящих в дом.

Этот оберег можно сделать с детьми, еще не владеющими навыками шитья. Для ее изготовления понадобятся только кусочки ткани и нитки.

(Изготовление из ткани разновидности куклы–оберега «Берегиня» – куклы скрутки с использованием традиционных технологий курских мастериц.)

V.   Практическая часть – выполнение изделия по намеченному плану.

- А теперь, используя инструкционные карты, которые лежат на каждом столе, начинаем вместе со мной изготавливать курскую куклу «Берегиню» .

Инструктаж выполнения работы.

1. Возьмите два прямоугольных лоскута белой ткани. Размер их должен быть разным.

2. Меньший лоскут 10×10 см скатайте жгутом и перевяжите нитками по краям. Это   руки куклы.

3. Большой лоскут 30×20см скатайте жгутом, сложите его пополам. Отступив от верхнего края 2 см, перевяжите нитками. Это будет голова и туловище куклы.

4.Поместите руки под головой куклы, перевяжите куклу в поясе.

5.Сделайте из ниток обереговый крест на груди.

6.   Нарядите куклу в костюм, который носили женщины Курской губернии XIXв. (Будничный костюм замужней женщины Курской губернии состоял из рубахи, поневы, пояса, платка. Поневы были глухие (все полотнища сшиты между собой) и распашные (чаще встречались). Носились «с подтыком» - заправляли за гашник (шнур, на котором носилась понева) спереди один или оба края поневы, или «кульком» - заправлялись оба края поневы за гашник сзади. Тогда на виду оказывался подол рубахи и видна внутренняя сторона поневы, что вызывало необходимость в дополнительном украшении этих частей костюма. Для отделки понев использовали полосы кумача, металлическую тесьму и кружево, вышивку, аппликации, блестки.

 Поверх поневы женщины надевали густо украшенные вышивкой, лентами, тесьмой, кружевами «завески» - длинные передники.  Головной убор для женщин был обязателен глухой, т.е. полностью скрывавший волосы, лишь молодые незамужние девушки могли носить ленты, открывающие макушку. Головной убор курской крестьянки был одним из наиболее сложных: он мог включать до 18 предметов. В будние дни женщины могли прятать волосы под платком.)

          VI.  Итог урока.

  1. Выставка работ. Скрутили куклу ладную, обережную, нарядную.

Наши предки брали такую куклу-берегиню, три раза оборачивались против часовой стрелки  и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».

-Давайте и мы встанем и произнесем эти слова.


VII.Рефлексия.

- Чему научились, что нового узнали на уроке нам покажет тест. Выполните, его, пожалуйста.

Тест

1. Из каких материалов делали кукол-берегинь:

а. шелк;

б. солома;

в. ткань.

2. Почему кукла была без лица:

а. не умели красиво рисовать;

б. боялись ,что может вселиться злой дух;

в. чтобы не путать с ребенком.

3. Кто изготавливал куклу-оберег:

а. дети;

б. дедушки;

в. женщины.

4 . Кому дарили куклу-неразлучницу:

а. на свадьбу молодоженам;

б. детям на праздник;

в. старикам на день рождение.

5. Неподходящими днями для изготовления куклы-оберега были:

а. понедельник, среда, пятница;

б. пятница, воскресенье и крупные праздники;

в. суббота, воскресенье.

Сверка по эталону. (1б,в; 2б; 3в; 4а; 5б)

-     Закончить наш мастер-класс хочется притчей «О мудреце и хитреце».

Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу.

- Скажи мне, о мудрейший, что у меня в кулаке?

- Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.

- Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая? – спросил хитрец и подумал: “Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её.

Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:

- Всё в твоих руках.

Действительно, все в наших руках, которые сегодня прекрасно потрудились. Если Вам понравилась кукла-оберег, то свои знания и умения, которые получили на мастер-классе, можете передать своим ученикам.

К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать”
А. Б. Салтыков

-То что мы с Вами и сделали.


Спасибо вам за внимание, доброжелательное отношение.