Мастер – класс «Кинезиология – что это и в чём её смысл?»
учителя, Козлова Г.Л.
Дата: 23.12.20
Цель: Повысить компетентность педагогов по использованию кинезиологических упражнений, для развития различных систем координации движений и психофизических функций.
Приветствие. Добрый день! 1 слайд
- Я попрошу вас повторить за мной такие движения. Выполнять можно стоя или сидя. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Повторяется это упражнение от 4 до 8 раз.
Ну вот, мы приступили к Кинезиологии, выполнив упражнение «Перекрестные шаги». Смысл этого упражнения – в интеграции правого и левого полушарий головного мозга, когда включается логический (левое полушарие) и образный, интуитивный (правое полушарие) способ мышления. Упражнение можно делать под музыку и без нее. Это упражнение улучшает внимание и координацию движений, синхронизирует работу обоих полушарий мозга. Максимально эффективно это упражнение действует в комплексе с другими при ежедневном выполнении. А с какими именно, я вас познакомлю на своем мастер-классе.
2 слайд
Так что же такое Кинезиология?
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
3 слайд
Кинезиология (др.-греч. κίνησις «движение» + λόγος «знание») — наука о движении человека, научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.
Существуют различные виды кинезиологии: прикладная, психотерапевтическая, образовательная, целебное прикосновение, клиническая и т. д.
Основателем современной прикладной кинезиологии является Джордж Гудхардт, американский ученый (1964). Он создал теорию, в основе которой лежит мышечный тест, который определяет и уточняет эмоциональные травмы, которые привели к проблемам.
Основателями Образовательной кинезиологии являются американские педагоги Пол Деннисон и Гейл Деннисон. В начале 1990-х гг. в рамках этого направления они создали программу «Гимнастика Мозга».
Образовательная кинезиология в основном применяется в педагогических целях для улучшения обучения, в частности чтения, письма, математики, запоминания и пр. Она оказывает помощь, как детям, так и взрослым, в ситуациях, требующих ясного мышления или связанных с проблемными областями. В этом методе уделяется особое внимание восстановлению взаимодействия и координации между правым и левым полушариями, а затем между другими частями мозга.
4 слайд
Кинезиологические упражнения это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, действие на определенные зоны головного мозга, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.
5 слайд Сходство полушарий
Для того чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое и правое.
По исследованиям физиологов правое полушарие – гуманитарное, образное, творческое, отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое воспроизведение.
Левое полушарие – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое, отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело соединяет два полушария головного мозга, позволяет делиться одному полушарию с другим. Его функция поддержание интеллектуальной деятельности.
6 слайд «Руки являются вышедшим наружу головным мозгом» И. Кант
- Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Учеными доказано положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, мышления, памяти, внимания, восприятия. Развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Занятия гармонизируют работу головного мозга, позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширяют границы его возможностей.
7 слайд
Кинезиологические упражнения:
развивают мозолистое тело;
синхронизируют работу полушарий мозга;
улучшают мыслительную деятельность;
способствуют улучшению и памяти;
облегчают процесс чтения и письма;
повышают стрессовоустойчивость;
развивают мелкую моторику;
улучшают эмоциональное состояние, повышает настроение.
укрепляют физическое здоровье
Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей и профилактику отклонений в их развитии.
8 слайд
Виды кинезиологических упражнений.
растяжки,
дыхательные упражнения,
глазодвигательные упражнения,
телесные упражнения,
упражнения для развития мелкой моторики,
упражнения на релаксацию и массаж.
- Мы сейчас с вами попробуем проделать некоторые упражнения каждого вида. Эти упражнения можно проводить на любом этапе урока. Либо это будет подготовка к мыслительной деятельности, физминутка для снятия напряжения и усталости, релакс и т.д.
9 слайд
Растяжки
Нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
«Снеговик» Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
«Сорви яблоки» Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.
Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
«Перекрестные движения». Выполняем перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем делаем то же самое левой рукой и правой ногой. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот.
«Дерево»
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
10 слайд
Глазодвигательные упражнения
Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и насыщают энергией организм. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.
«Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный педагогом.
«Подвижность глаз» движение глаз по схеме.
«Восьмерки» - сначала выполняем движение глаз по траектории вертикальной восьмерки, затем - по горизонтальной, начиная с центра делаем
11 слайд
Упражнения на развитие мелкой моторики (нарушение пространственных представлений, координацию движений, графических навыков, чтения) Синхронизируют работу полушарий, повышают устойчивость внимания.
Не все кинезиологические упражнения для школьников легкие. Они развивают мелкую моторику рук, таким образом, больше образовывается нервных связей между разными отделами мозга.
«Симметричные рисунки»
«Колечки»
«Ухо-нос»
«Капитанское»
«Кулак – ребро»
«Ладонь – ребро – кулак»
«Буква – рука»
«Колечко» Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
«Кулак – ребро – ладонь» На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
«Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.
«Зеркальное рисование» Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
«Ухо – нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
«Змейка» Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
- А сейчас я приглашаю желающих следующего упражнения «Совпадения» Попробуйте в такт музыки положить руки по схеме «ладонь-кулак», движения выполняются пока звучит музыка.
12 слайд
Дыхательные упражнения. (при нарушении речевого развития, при нарушении пространственного гнозиса и праксиса)
Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Упражнения для школьников не трудные, но очень полезные.
«Свеча»
«Дыхание с задержкой на вдохе»
«Дыхание через левую (правую) ноздрю»
«Сова»
«Цветочный магазин»
«Ныряльщик»
«Надуй шар»
«Свеча». Исходное положение – сидя за партой или столом. Представьте, что перед вами большая свеча. Сделайте глубокий вдох и выдохните на пальчики, изображающие горящую свечу. Постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте, что перед вами 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. «Дыхание только через одну, затем другую ноздрю»
«Сова» - сидя или стоя. Быстрый вдох через нос, поворот головы в сторону и выдох через рот, короткими выдохами, возвращая голову в исходное положение.
«Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный.
«Ныряльщик» - Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
«Надуй шар». Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.
13 слайд
Телесные упражнения
«Мельница» Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
«Маршировка» Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.
«Перекрестное марширование» Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
«Паровозик» Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.
«Робот» Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
14 слайд
Упражнения для релаксации:
Способствуют расслаблению, снятию напряжения и мышечных зажимов.
Помогает сконцентрировать внимание на прослушивании, улучшает кратковременную память, расслабляет лицевую мускулатуру.
«Лето и зима». «Лето!», дети активно выполняют различные движения. Во время команды «Зима!», ребенок замирает, сильно напрягая все свои мышцы. Повторить до 8 раз.
«Крюки». Чтобы снять напряжение, успокоить нервную систему, сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие - необходимо сесть на стул, скрестить ноги, положив лодыжку левой ноги на лодыжку правой ноги. Затем скрестить руки, положив запястье правой руки на запястье левой руки, после чего соединить пальцы в замок, так, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки. Вывернуть соединенные в замок руки перед грудью «наизнанку», чтобы сцепленные пальцы были направлены кверху. Смотреть прямо, взгляд вверх, кончик языка прижат к верхнему нёбу (можно на вдохе прижимать к твердому нёбу кончик языка, расслабляя его на выдохе). Посидеть в этой позе 1—5 минут до появления зевка либо до ощущения достаточности.
«Дирижер». Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка). Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями, и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
«Путешествие на облаке» Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
«Энергетизатор». Это упражнение расслабляет мышцы корпуса тела. Чтобы выполнить это упражнение, положите руки на стол перед собой. Наклоните подбородок к груди. Ощутите растяжение мышц спины и расслабление плеч. С глубоким вдохом запрокиньте голову назад, прогните спину и раскройте грудную клетку. Затем сделайте выдох, снова расслабьте спину и опустите подбородок к груди. Это еще одно незаменимое упражнение при работе за компьютером.
Массаж
Помогает сконцентрировать внимание на прослушивании, улучшает кратковременную память, расслабляет лицевую мускулатуру.
«Думающий колпак»
Массаж лба. Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.
Массаж рук. Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.
«Массаж ушей». Массируйте мочки ушей большими и указательными пальцами рук, пока не ощутите легкое потепление ушных раковин. Лучше всего расположить большой палец с тыльной стороны мочки, указательный - спереди уха. Вслед за массажем слегка оттягивайте мочку уха назад, пока не почувствуете натяжение тканей. Повторите несколько раз. Это упражнение способствует развитию памяти, помогает вспомнить нужную информацию. Простое действие физического стимулирования тактильных рецепторов наружного уха пробуждает весь механизм слухового восприятия. В ушной раковине расположены 148 точек, которые соответствуют различным частям тела. Ноги соответствуют точкам на верхушке уха, голова - на мочке, поскольку ушная раковина напоминает эмбрион человека.
Горячие ладошки. Растирание ладоней до горяча.
«Коньки» Средний палец скользит по внутренней стороне ладони до запястья, изображение скольжение на коньках по льду.
«Рубанок» Ширканье рук друг о дружку с тыльной стороны рук.
«Замок» Сцепление пальцев в замок, затем удерживая пробовать расцепить, расцепить.
«Касание лба». Дотроньтесь пальцами обеих рук до выступов лобной кости над бровями. Закройте глаза и надавливайте на эти точки, пока не ощутите учащение пульса. После этого сделайте глазами круговые вращательные движения.
Это упражнение рекомендуется делать несколько раз в течение дня, так же, как и следующее: положите одну ладонь себе на лоб, другую - на шею сзади, ближе к затылку. И держите так, слегка сжимая голову, 1-2 минуты. При эмоциональных нагрузках постукивайте пальцем по центрам бровей. Это упражнение расслабляет и снимает тревогу.
В целом, как показывает опыт, разумное использование средств образовательной кинезиологии имеет хорошие перспективы и может внести существенный вклад в дело гармонизации развития ребенка и преодоления имеющихся у него нарушений.
15. слайд
Упражнение – визуализация «Радуга».
Цель: релаксация, снятие напряжения, расслабление.
Давайте немного отдохнем. Предлагаю вам поочередно представить цвета радуги. Закройте глаза, сядьте поудобнее.
Начнем с красного цвета. Это очень красивый красный цвет. Красный цвет спелого яблока, сочного и хрустящего. Пусть этот красный цвет заполнит все ваше поле зрения. Красный цвет всюду.
Оранжевый цвет. Лучистый, живой. Если вы чувствуете, что ваше внимание рассеивается, направьте его на оранжевый цвет. Оранжевый.
Желтый цвет. Желтый, как солнце. Золотистый и теплый. Почувствуйте тепло солнца в своем теле. Мягкое и ласковое тепло струится по всему вашему телу. Особенно в тех его частях, что требуют внимания и заботы, болят. Желтый.
Зеленый цвет. Зеленый как огромный луг на солнце. Сочный и шелестящий на ветру, спокойный. Зеленый.
Голубой цвет. Голубой, как чистое небо. Легкий, высокий. Кажется, что если взмахнуть руками, то можно взлететь. Голубой.
Темно-синий. Прекрасный синий. Вглядитесь в него, как в глубокое озеро. С легким шелестом прохладные воды набегают на берег, унося тревоги. Синий.
Фиолетовый. Фиолетовый – это гармоничный цвет. Он даёт вам полное расслабление. Дышите свободно. Расслабьтесь. Фиолетовый забирает ваши страхи и волнения. Дарит покой и комфорт. Фиолетовый.
Погрузитесь в эти приятные ощущения, которые наполнили ваше тело и загадайте желание.
Откройте глаза.
- Я хочу чтобы вы унесли с собой лучики радуги, но они с сюрпризом. Чтобы узнать, что вас ждёт в следующем году, вам нужно сложить пазл, используя полученные знания на сегодняшнем мастер-классе.
16 слайд
Спасибо за работу!