Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.
Я хочу продемонстрировать один из методических приемов технологии развития критического мышления - кластер, который я использую на своих уроках. Мне очень хочется, чтобы вы нашли для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе.
Актуальность данной технологии обусловлена тем, что с введением новых образовательных стандартов важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Итак, что же представляет собой кластер? Давайте поближе познакомимся с этой технологией
Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.
Технология составления:
1. Ключевое слово;
2. Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом;
3. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;
4. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается:
1 этап - посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы. Выделяем центр – это наша тема.
2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. Учащиеся записывают слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой. От центра отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Можно сравнить этот приём с моделью солнечной системы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).
3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Разбивка на кластеры используется как на этапе актулизации знаний, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.
В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.
Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Рассмотрим, как можно использовать прием кластера на примере темы «ДРОБЬ».
В 5-ом классе перед изучением данной темы задаемся вопросом: «А что дети уже знают
по данной теме?» Конечно, можно обратиться к учителю начальных классов или почитать
учебник математики для 4 класса, но интереснее проверить, что знают и помнят по
теме сами ребята. Поэтому чертим на доске овал, пишем в центре «Дробь»
и предлагаем учащимся говорить все, что они знают. Вся эта
информация оформляется учителем на доске.
Получается первичный кластер.
Далее предлагаю расставить цифры, обозначив порядок сведений о дроби,
можно также что-то добавить, что-то с чем-то объединить. Получаем вторичный кластер.
Когда в 5-ом классе тема «Дробь» изучена, получены новые сведения, мы вновь возвращаемся к нашему кластеру и уже не на этапе
актуализации собственных знаний в начале урока, а на стадии повторения и обобщения
изученного по теме дорабатываем его. Получается следующее:
Виды кластеров на уроках математики
Наиболее популярным видом кластера на этапе изучения нового материала
является «Фишбоун» («Рыбий скелет»).
На листе бумаги или на доске формулируется основной вопрос, тезис или предмет, о
котором предстоит вести речь. Это голова «рыбы». Затем выстраивается «скелет»: по
просьбе учителя ребята в течение 1—2 минут фиксируют в тетраде все, что им известно о
данном понятии. Таким образом, составляем список идей, которые тем или иным способом
должны быть озвучены. Далее учащимся предлагается на основании взаимного обмена
знаниями, сведениями сделать определенные выводы или ответить на
вопрос, поставленный буквально «во главу». Ответ или вывод является хвостиком нашей
«рыбы».
На этапе закрепления и систематизации изученного материала самой
востребованной и продуктивной моделью кластера является « Планета и ее спутники». Ею
удобно воспользоваться также на этапе целеполагания, повторения изученного материала.
При организации групповой работы можно использовать кластер «Корзина
идей» на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у опыта и
знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме
урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все
то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по
следующей процедуре. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или
иной проблеме. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает
по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2
минуты). Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся
друг с другом известными знаниями (групповая работа). Время на обсуждение не более 3
минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны
выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли
разногласия. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,
при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). Все сведения кратко в
виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если
они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы,
понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в
сознания ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в
логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
На стадии рефлексии, после представленных учащимися работ, составляем такой кластер:
Эффективность приёма
Применение кластера имеет следующие достоинства:
• он позволяет охватить большой объем информации;
• вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
• дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать
неверное суждение.
А сейчас я предлагаю вам самим попробовать составить кластер по выбранной вами теме и защитить его.
предлагаю следующие темы: Дружба, Свободное время, Здоровый образ жизни, Школа (вытягивают тему, составляют кластер и защищают его)
Подводя итог, хочется узнать оправдались ли ваши ожидания в результатах нашего занятия? Я надеюсь, что ваши опасения были напрасны?
Таким образом, использование технологии развития критического мышления и в том числе методики составления кластера позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но, как и в любой методике, здесь есть особенности. А применять её или нет, это уже дело творчества учителя. В заключении желаю всем творческих успехов и напоминаю, что больше всего дети утомляются в бездействии.