МАСТЕР – КЛАСС
«Коммуникативные танцы, как одна из форм работы с детьми»
Музыкальный руководитель МБДОУ детского сада №3 г. Сычевки
Нечаева Елена Александровна
Пояснительная записка.
В работе по музыкальному воспитанию детей нужен разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого многообразия материала коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр? Во-первых, это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание. В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки. Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе. Актуальность коммуникативных танцев очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) — и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях. В настоящее время совместные праздники и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми.
Цель: повысить уровень коммуникативной культуры педагогов.
Перед собой ставлю следующие задачи:
- Создать положительный эмоциональный настрой.
- Вовлечь педагогов в игровое общение с коллегами.
- Способствовать сплочению коллектива педагогов.
- Формировать положительное отношение к коллегам.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА.
Уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер – класс по проблеме «Коммуникативные танцы, как одна из форм работы с детьми». Общение является важным условием психологического развития человека, формирования его личности, его социализации. Коммуникативные танцы-игры, которые я использую в своей педагогической практике, содержат несложные движения, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, танцевальные импровизации. В несложных, но веселых и подвижных танцах – играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми, нормализации социального климата в детской группе, решению поведенческих и личностных проблем. В коммуникативных танцах эффективно реализованы следующие направления работы: - развитие эмпатии, - сочувствие к партнеру, - развитие позитивного самоощущения.
Начнем практическую часть мастер – класса с коммуникативного танца «Веселые пары». В ходе разучивания танца будут использованы следующие методы и приемы:
Знакомство с мелодией
Показ и разучивание движений
Построение, перестроение
Исполнение Фигуры ВЕСЕЛЫЕ ПАРЫ
Музыкальное сопровождение — мелодия песни «Четыре таракана и сверчок» Задачи: развивать слуховое внимание, чувство ритма, способность различать части музыки, ориентировку в пространстве. В пляске участвует 16-24 ребенка. На вступление дети становятся в общий круг (каждый возле своей пары).
1фигура Музыка А. Дети, держась за руки, бегут по кругу. (Рис. 1). рис1. Музыка В 1-я фраза — на сильную долю все делают хлопок в ладоши, на слабую долю разводят руки в стороны и хлопают в ладоши соседей (всего 4 раза). 2-я фраза — держась за руки, делают 4 приставных шага вправо. 3-я фраза — повторение движений 1-й фразы. 4-я фраза — 4 приставных шага влево. 5-я фраза — на пружинке качают соединенными руками вниз-вверх. 6-я фраза — опираясь на носки, переводят пятки вправо-влево, слегка приседая, двигая тазом вправо-влево. Руки, согнутые в локтях, двигаются противоходом.
1 фигура 2 Музыка А. Дети бегут за ведущими по двум кругам. (Рис. 2). На проигрыш останавливаются и поворачиваются лицом к центру (подравняться в кругах).
3 Музыка В — повторение движений 1 фигуры. 5 рис2 3фигура Дети бегут за ведущими в четырех кругах (ориентируясь по углам зала). (Рис. 3). рис3 На проигрыш останавливаются лицом к центру кругов (ногами слегка пружинят в такт музыке).
Музыка В — повторение движений 1 фигуры. 4фигура Дети бегут парами по кругу. (Рис. 4). рис4 На проигрыш останавливаются лицом друг к другу (мальчик стоит спиной в круг, девочка — лицом).
Музыка В 1-я фраза — хлопки в ладоши друг к другу (любой вариант). 6 2-я фраза — меняются местами, двигаясь вправо приставным шагом (более простой вариант — кружение в парах шагом). 3—4-я фразы — повторение движений. 5-я фраза — попеременно тянут к себе соединенные руки (как «пила»). 6-я фраза — повторение движений 1 фигуры. 5фигура Музыка А — дети бегут врассыпную по одному, к концу музыки А находят любого партнера и становятся с ним в пару. (Рис. 5). рис5 Музыка Б. Повторение движений 4 фигуры. 6фигура Дети бегут врассыпную по одному. Заключение 1-й вариант — обнимаются.
Поскольку в работе с детьми есть постоянная потребность обновлять репертуар, вы можете самостоятельно моделировать танцы-игры, меняя музыкальное сопровождение и моделируя построение движений в зависимости от подготовленности детей. Для этого лучше использовать вариационную музыкальную форму (она позволяет варьировать и двигательные построения). Кроме того, в подобных танцах-играх есть возможность формировать двигательные навыки, закреплять некоторые более сложные движения, которые не сразу у всех детей получаются. В игровой форме при многократном повторения эти движения постепенно и незаметно для ребенка усваиваются. Таким образом, идет постепенное развитие двигательных способностей детей и подготовка к разучиванию более сложных танцев к праздникам и музыкальным спектаклям. В заключении хочется пожелать творчества, радости и удовольствия в работе с детьми!