«МБОУ Воротынская средняя школа»
«Кооперативное обучение как основа формирования коммуникативных навыков»
Докладчик:
Маракова Елена Николаевна,
учитель начальных классов
2019
Кооператив
?
Это слово пришло в русский язык из немецкого ещё в 19 веке и означает «СОТРУДНИЧЕСТВО».
- Кооперативное обучение (КО) заключается в сотрудничестве учащихся в группе, в соединении всех форм урока с целью активизации работы каждого ученика.
- Кооперативное обучение - это подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися.
- Кооперативное обучение - это структурированная учебная деятельность малых групп, члены которых работают совместно (кооперируются), для достижения максимальной эффективности обучения.
Основные элементы технологии кооперативного обучения:
- Положительная взаимосвязь обучаемых
2. Взаимодействие
«лицом к лицу»
3. Индивидуальная отчётность
4. Навыки работы в группе
5. Рефлексия (обсуждение хода работы группы)
Результативность
Повышение уровня сформированности умений:
- приходить к общему мнению при решении учебных задач,
- распределять работу в группе,
- согласовывать усилия по достижению общей цели.
Приём 1: «Три шага»
Этапы
Деятельность учащихся
Первый шаг
«Подумай»
Самостоятельная работа учащихся
Второй шаг
«Поделись с партнером»
Учебный диалог: Ученик-ученик,
Третий шаг
обсуждение результатов индивидуальной работы
«Представь результат»
Представление результата работы группы
Приём 2: «Мозаика»
Подумай!
Класс разбивается на группы по несколько человек (3-5) .
B1
B2
A2
A1
C2
C1
A3
B3
C3
A1
A2
A3
B2
B1
B3
C1
C2
C3
Поделись!
Члены групп расходятся по экспертным группам, где готовят сообщения.
B1
A1
C1
A3
B3
A2
B2
C3
C2
Представь!
Эксперты, вернувшись в свою группу, обучают каждого. Итоговая проверка освоения.
7
Denis Rochev
Приём 3: «Слоёный пирог»
Этапы
Деятельность учащихся
Первый шаг
«Подумай»
Восприятие информации из источника.
Второй шаг
«Поделись с партнером»
Обмен мнениями, записями, выяснение непонятных моментов в группах.
Третий шаг
«Представь результат»
Фронтальное выяснение оставшихся непонятных вопросов.
Приём 4: «Placemat»
Шаг 1. Каждый учащийся в группе из 4 человек обдумывает ответ на вопрос и записывает кратко свои размышления в свой угол на листе. 1 мин.
Шаг 2. Обсуждение в парах. 2 мин.
Шаг 3. Каждая пара обсуждает вопрос с парой напротив. 4 мин.
Шаг 4. Результаты работы группы тезисно записываются в центр листа. 2 мин.
Шаг 5. Представление результатов группами. 1 мин. на группу.
Трудности реализации
попытки отдельных учеников выполнять всю работу в группе
риск отвлечься от учебной задачи, перейти в общение на посторонние темы
неуверенность и пассивность слабых учеников
!!!
риск «увязнуть» в теме, не понимая, куда и как двигаться дальше
Условия успешного кооперативного обучения
- Работа в маленьких группах
- Безопасность и редукция страха
- Рефлексия способов индивидуальной и групповой работы
Задачи, которые решает кооперативное обучение
коммуникативные УУД
- развивает коммуникативные умения помогает установлению эмоциональных контактов
- развивает коммуникативные умения
- помогает установлению эмоциональных контактов
познавательные УУД
- обеспечивает обучающихся информацией
- обеспечивает обучающихся информацией
- развивает общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, целеполагание, рефлексия)
- развивает общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, целеполагание, рефлексия)
регулятивные
УУД
- приучает работать в команде способствует формированию собственного отношения
- приучает работать в команде
- способствует формированию собственного отношения
личностные
УУД
С мастер-класса я бы взял(а) в свой методический багаж…
Я хотел(а) бы больше узнать о…
Спасибо за внимание!