СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс Ментальные карты

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

мастер класс Ментальные карты

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс Ментальные карты»


Мастер-класс «Интеллект-карты, как способ визуализации мышления»

(1 слайд)

Добрый день, уважаемые коллеги.

Многие люди думают стандартно, шаблонами. Им так привычнее, удобней, когда на все есть готовый ответ. К этому придут и наши дети, если мы с вами не поможем им.

А наша задача, как учителей, сохранить индивидуальность каждого ребенка. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление.

Сократ сказал: “Я не могу научить никого ничему. Я могу только заставить их думать”. Вот и мы с вами попытаемся сегодня применить эту истину к себе. Заставим себя думать по-другому, сделаем первый шаг на пути к новому мышлению, постараемся взглянуть на привычные вещи с другой стороны.

В этом нам поможет сегодня “Метод интеллект-карт. Что такое интеллект-карта и как их применять на уроках вы узнаете из моего мастер-класса.

(2 слайд) Автором данного метода является британский психолог Тони Бьюзен. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Чаще всего используется термин "интеллект-карты".

(3 слайд) Преимущества этого уникального и простого метода обработки и запоминания информации, с помощью которого развиваются как познавательные, так и речевые способности детей, побудили меня адаптировать его и применить в своей педагогической деятельности.

(4 слайд) Психологи считают, что 82% населения земного шара – визуалы. Мои наблюдения и диагностика показали, что все мои девочки визуалы. Давайте немного поэкспериментируем. Я говорю «карандаш». Что возникает в голове образ (пауза) или слово? Если образ, значит вы тоже визуалы. Давайте мы углубимся сейчас в этот образ. Он находится в центре вашего сознания? Он находится по центру. Цветное изображение? Цветное. Т.е. мы представляем изображение строго по центру и цветное. Интеллект карта основана на том же принципе. Главный объект находится в центре и обязательно он должен быть цветным. А далее мы должны подключать свои ассоциации. Давайте попробуем это сделать.


- Карандаш по цвету бывает какой?

- А по форме..

- Как его можно использовать в своей деятельности?

- Из чего состоит карандаш?

- Какие действия можно с ним произвести?

- Каким по своим свойствам может быть карандаш?

- И по размеру карандаш может быть …


- Далее необходимо записать все ассоциации.

(5 слайд)В целях экономии времени я заранее записала ваши предположительные ответы. Теперь данные слова необходимо разбить на группы по смыслу и дать каждой группе названия. (СЛАЙД)В итоге получилось 7 групп слов.

А теперь на основе наших ассоциаций составим интеллект-карту.

  • (6 сл) В центре листа, расположенного горизонтально, красочно изображаем образ предмета и его название. Рисуем карандаш, так чтобы вокруг рисунка на листе бумаги оставалось место.

  • (7сл) В стороны от центрального объекта рисуем ветви, разным цветом – это могут быть стрелки, изогнутые или прямые линии, количество которых равно количеству групп слов, подписываем их.

  • (8 сл) Помещаем на каждую ветку те слова, которые она объединяет по смыслу. Для этого к каждой ветке добавляем необходимое количество ответвлений

  • (9сл) Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, смайлики и другую графику, ассоциирующуюся с ключевыми словами,

  • (10сл) Отделяем ветви друг от друга цветными блоками

  • Где это возможно показываем связь между блоками.

Блок назначение можно соединить с каким блоком? Раскрашиваем чем? – карандашами

Что можно сделать с деревянным карандашом? – поточить)

  • (11сл) Существующие связи показываем стрелочкой.


Карта читается по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Если задуман другой способ прочтения, то необходимо указать порядок цифрами.

Вот мы и составили нашу первую интеллект-карту.

В составлении интеллект-карты можно выделить 3 этапа.


Что мы сделали на I этапе? (представили карандаш)

(12 сл) Иными словами мы определили объект изучения, т.е. центральный образ карты.

-Какие действия были следующими? (мы называли различные свойства карандаша)

(13 сл)-Совершенно верно, т.е. мы называли ассоциации, пришедшие в голову при взгляде на центральный объект.


-Что мы делали на втором этапе, выдвинув ассоциации? (составляли ИК) (14 сл)

- И третий этап составления ИК это «Реконструкция и ревизия»


(16 сл) ИК используют функции и левого и правого полушария одновременно, то есть развивают все виды умственных способностей. Цель создания карты мыслей – получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Можно сказать, что по сути своей, интеллект - карта является упрощенным графическим отображением течения наших мыслей.


А сейчас я предлагаю поработать в группе. Вам предстоит самостоятельно составить интеллект –карту на тему «Треугольник» .Вы можете приступать к работе. А я продолжу свое выступление.

В чём я вижу результативность применения интеллект-карт?(17 сл)

В современном мире с большим потоком информации, данный метод может дать огромные положительные результаты в обучении школьников, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить и самостоятельно переносить приобретенные знания в новые ситуации.

Я думаю, группа готова представить свой результат. Вашей задачей было самостоятельно составить интеллект карт.

Вторая группа представьте, пожалуйста, свой результат.

А вот, что получилось у нас.(21 сл)

Спасибо, и вы замечательно справились со своей задачей.

Показался ли интересным вам данный метод?

Были ли трудности в овладении технологией создания интеллект - карты?

Считаете ли вы этот метод перспективным в работе с учениками?

- Я надеюсь, что мастер-класс оказался для вас полезен. Благодарю за участие.

(СЛАЙД)В интернете есть масса программ для построения интеллект- карт, большинство из них нужно устанавливать на свой компьютер, но есть и специальные онлайн-ресурсы, которые можно использовать для их построения.

Интеллект карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным. СЛАЙД

Составление интеллект карт как классный руководитель (Профессия,неделя английского языка)

Подводя итоги своего мастер-класса, хочется сказать, работа с интеллект-картами может показаться достаточно простым, но это очень эффективный метод, который активизирует мыслительную деятельность обучающихся и делает урок более занимательным.



А закончить свое выступление я хочу словами Я.А.Коменского: «Несомненно, что по правильно расположенным, крепким ступенькам можно кого угодно возвести на какую угодно высоту». Так давайте не стоять на правильном пути, а идти по нему!!!


Буклеты