Метод проблемного обучения
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе.
- Чтобы начать работу, предлагаю Вам познакомиться с некоторыми высказываниями об обучении и ответить, какое из высказываний противоречит всем остальным?
Приложение 1
1. Обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания.
2. Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.
3. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия.
4. Учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, такое обучение предполагает усвоение и воспроизведение знаний, и их применение в аналогичных ситуациях. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности.
5. Такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
-Итак, вы проанализировали предложенные вам высказывания. Прошу высказать ваши версии. Ответ на первый вопрос.
-Другие мнения есть? Все согласны? Хорошо!
-Предлагаю ответить на второй вопрос. Какие основные фразы или понятия объединяют остальные высказывания? В чём суть проблемного обучения?
Предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Ошибка дядюшки Ау».
- Как вы считаете, может ли этот отрывок стать проблемной ситуацией на уроке?
Это один из примеров создания проблемной ситуации на уроке, прием
( яркое пятно). Ребёнок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдёт за своим учителем искать эти же самые знания.
Дети учатся активно пользоваться доступными для них источниками информации, знают, где найти нужный материал, так как на первое место выходит развитие мышления, а не памяти.
Создать проблемную ситуацию значит создать противоречие, что вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
Значит, решить проблему – получить новое знание.
Вот поэтому, для того, чтобы мотивировать деятельность ребенка к получению нового знания, использую проблемную ситуацию.
Когда возможно использование метода проблемного обучения?
Итак, суть метода проблемного обучения заключается в умении создавать проблемные ситуации и находить способы их решения.
Самое сложное в этом методе — создать правильную проблемную ситуацию.
Во-первых, проблема, предлагаемая учащимся, должна быть доступной для детей этого возраста.
Во-вторых, проблема не должна разрешаться с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то есть должна побуждать к выдвижению новых идей и поиску новых знаний.
В-третьих, ситуация должна содержать в себе противоречие.
В-четвертых, ситуация должна вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.
Способы создания проблемной ситуации на уроке
В зависимости от чувства, которые испытывают ученики при знакомстве с проблемной ситуацией, в методике принято выделять два способа создания проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением. Рассмотрим приемы подробнее.
С удивлением
1. Учитель одновременно предлагает противоречивые факты, теории по теме.
Например, при изучении «Правописание безударной гласной в корне» детям можно предложить объяснить написание гласной в корне в паре словосочетаний.
Посидеть на скамейке-поседеть от горя
Запевать песню-запивать лекарство и т.п.
2. Ученикам предлагается вопрос или задание, при решении которого выявляются противоречивые мнения детей.
Составьте и запишите предложение со словом «шарик». Почему в одном предложении слово написано с маленькой буквы, а в другом – с заглавной?
3. Предложить задание или пример, содержащий ошибку, недостаточную информацию, переизбыток данных, противоречивые данные.
Например, на уроке математики в начальной школе при знакомстве с задачами предложить такую задачу: Ваня съел 5 яблок, а Маша съела больше яблок. Сколько яблок съела Маша?
С затруднением
1. Дается задание, отличающееся от тех, которые уже известны ученикам.
Например, на уроке математики при изучении темы внетабличное умножение и деление.
2. Предлагается практическая ситуация (из жизни), для решения которых у детей нет достаточных знаний.
Например, на уроке окр мира при изучении темы «Круговорот воды в природе» учитель задает вопрос: "Известно, что большинство рек впадают в моря и океаны. Почему же тогда океаны не переполняются и не затапливают сушу?".
В практике использую различные приёмы создания проблемных ситуаций.
Сейчас предлагаю вытянуть листочек с заданием и определить прием, который используется для создания проблемной ситуации.
Прием 1 .Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
Урок русского языка по теме «Склонение имён существительных»
- Прочитайте предложение:
Старая женщина волновалась о сестре и дочери. -О ком волновалась женщина?(о сестре , о дочери).
– К какой части речи относятся эти слова? (имя сущ.)
-Определите их род и падеж. (ж.р., П.п)
-Выделите окончания. (-е, -и)
-Что вас удивило?(слова одной части речи, одного рода и падежа, но с разными окончаниями) (Приём №1)
Приём 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Записать у доски предложение со словом шарик.
Приём 3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
Приём 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
Приём 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
Приём 6. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Доказать, что задание учениками не выполнено.
Урок русского языка по теме «Правописание «и» и «ы» после «ц».
На доске записаны слова: Зайцы, панцирь, цирк, цифра, скворцы, милиция, отцы, акация, ножницы.
–Какая буква объединяет все слова?(ц)
-Какая буква написана после «ц»? (и, ы)
-Какой звук слышится в этих словах после «ц»? (ы)
-Какой вопрос у вас возникает?(Приём №1)
Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных на конце слова»
Детям предлагается 2 картинки: лук и луг.
–Что изображено? Запишите эти слова в тетрадь.
–Запишите под каждой картиной слово на доске.(Возникает спор, т.к. дети по-разному написали слово «луг»).Кто из ребят прав?(Приём №2)
Урок русского языка по теме «Неизменяемые имена существительные»
На доске записаны слова: Кенгуру, кафе, меню, шимпанзе, шоссе, кофе. –Что объединяет эти слова? (часть речи – им. сущ.)
-Выделите окончания у этих имён существительных.
(Ученики выделяют в каждом слове последнюю букву, полагая, что она будет являться окончанием)
-Вспомните, как найти в слове окончание?(изменить форму слова) -Докажите, что вы правильно определили окончания, изменяя форму каждого слова и наблюдая за изменяющейся частью на конце.(Не получается изменить форму слова.) (Приём №3)
Урок математики по теме «Величина угла. Измерение углов» На доске изображены фигуры: отрезок, прямоугольник, угол. –Какие фигуры перед вами?
-Измерьте длину отрезка? Какой инструмент вам для этого понадобится?(линейка)
-Измерьте площадь прямоугольника. Что для этого надо сделать?(измерить длину и ширину прямоугольника) -Измерьте угол. (Выполнить не могут. Возникают попытки измерить стороны угла. Вспоминаем, что угол – это часть плоскости, расположенная между сторонами угла. В результате выполнить измерение угла не могут). (Приём №4)
•Урок математики по теме «Вычитание многозначных чисел» На доске: 358 – 126, 793 – 271, 489 – 273, 500 – 367
-Что объединяет числовые выражения? (действие вычитание; уменьшаемое и вычитаемое – трёхзначные числа)
-Найдите значение каждого выражения. (Легко выполняют все вычисления, кроме последнего.)
-В чём возникла трудность? Почему не можете выполнить вычитание? (Приём №5)
Урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих. Слова-исключения»
-Какую тему изучали на прошлом уроке?( Правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих)
-Что знаете по этой теме? (На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак)
-Среди данных слов найдите наречия и запишите их в тетрадь: колюч…, плач.., настеж…, доч…, навзнич…, рож… , сплош…, вскач… . –Какие слова выписали ? Как их написали? (настежь, навзничь, сплошь, вскачь. С мягким знаком. Потому что…). - Прочитайте предложение, записанное на доске: Нашей Маше замуж… невтерпёж… ..
–Найдите в нём наречия. Как бы вы их записали?(с «ь») - Посмотрите в учебнике. Как они пишутся. (без «ь») (Приём №6)
- Предлагаю каждой группе доказать соответствие выбранного ими приёма фрагменту урока.
Классификация методов проблемного обучения
В стратегии обучения через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения применяются следующие виды методов:
Частично-поисковой, или эвристический. Учитель сам формулирует проблему и путем постановки наводящих вопросов вовлекает учеников в обсуждение. Также учитель помогает организовать поиск решения поставленной проблемы. Помощь учителя ограничивает самостоятельность учеников, поэтому они участвуют только частично. Тем не менее, это наиболее действенный метод организации урока по методике проблемного обучения в начальных классах или таких классах, где только начинают применять проблемное обучение.
Репродуктивный метод. Уроки строятся по аналогии с образцами. Например, при постановке проблемной ситуации учитель сначала приводит примеры проблемных ситуаций и указывает, как находить противоречия. То же самое и с формой организации поиска — сначала приводится пример, объясняющий, что нужно делать, чтобы найти ответ на вопрос, к каким материалам обращаться и т.д.
Перед детьми гиря = 1 кг и пуховая подушка весом = 1 кг
У: Перед вами гиря и пуховая подушка. Что тяжелее?
Д: 1.Подушка больше она тяжелее 2. Гиря тяжелее, она металлическая.
У: Давайте проверим: взвешивание на весах (предъявление факта)
Д: Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)
У: Что вы сказали сначала? Д: Ответы детей
У: А как оказалось на самом деле? (Побуждение к осознанию противоречия)
У: Какой же будет тема занятия? (побуждение к формулированию проблемы)
Д: Вес. Масса (учебная проблема как тема занятия)
Метод проблемного изложения — это наиболее пассивный метод обучения. Главная роль принадлежит учителю: он сам ставит проблему, указывает на противоречие, сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. Ученики при этом играют лишь роль наблюдателей. Для осознания не решаемой ситуации, могут быть фразы: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?». Или «Почему не можем выполнить задание? Чем это задание не похоже на предыдущее?».
Но этот способ можно использовать при объяснении сложных тем, чтобы продемонстрировать детям ход рассуждения, логичность изложения материала, ход анализа.
Исследовательский метод — самый сложный способ организации уроков с использованием проблемного обучения. Здесь задача учителя сводится лишь к постановке проблемной ситуации. Увидеть противоречие, сформулировать проблему, найти способ ее решения — целиком самостоятельная работа учеников. Н-р, 1 кл «Органы чувств».
Очень часто бывают такие ситуации, когда слышим от детей неправильный ответ или неправильную формулировку. Согласитесь, мы часто говорим «нет» или «неправильно». А как бы надо поступить? (следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Вот это интересно! Кто может выразить мысль точнее?). Такие вопросы уместны для последнего действия.
Тем, кто не сможет справиться с заданием, заготавливаю заранее специальные карточки с инструкцией, которые предполагают различную меру помощи при выполнении задания, т.е. его индивидуализацию. При такой организации выполнения все ученики класса, даже наиболее слабые, используя различную помощь учителя, справляются с заданием.
Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения — достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.
Из недостатков методики можно выделить следующие:
• стратегию проблемного изучения сложно использовать для формирования практических навыков;
• требуется больше времени для усвоения нового материала (по сравнению с другими методами обучения);
• уроки по методике проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения;
• метод проблемного обучения действует только тогда, когда у детей уже есть база знаний.
Несмотря на перечисленные недостатки, технология проблемного метода обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых диалога на примерах.
Вернёмся к началу нашей деятельности, когда Вы определяли для себя цели.
- Предлагаю Вам совместно собрать весенний букет. Если цели, которые Вы для себя определили в ходе мастер-класса, были реализованы полностью, выберите и поставьте в вазу красный цветок, если частично – голубой, а если мастер-класс прошёл без пользы для Вас – белый.
Подведем итог.
Завершая наше общение, я хочу рассказать Вам одну притчу об учителе.
Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал:
— Завтра вы узнаете об этом.
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой. Ранним утром, ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к её подножию, у которого им раньше не приходилось бывать.
К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.
Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:
— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.
— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.
— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…
— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.
— Нет, — сказал мудрец — главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно.
-Желаю Вам выполнять свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать и подавать пример, и воспитывать в учениках человечность и доброту.