Применение учебного проектирования на всех этапах обучения в дошкольных и школьных учреждениях стало велением времени. Это и интеграция, и погружение в тему, и детализация её составляющих, и деятельность ученика, направленная на познание. Деятельность, предполагающая определённую свободу: выбора подтемы, ролевого участия.
В современном мире необходимо мыслить на перспективу и ближайшее будущее, анализировать пройденное. Одним из методов применяемый мной во внеурочной деятельности является проектный метод. Во внеурочной деятельности есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.
Все мы помним этапы работы методом проектов (СЛАЙД 3)
- погружение в проект (деятельность по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач предстоящей деятельности);
- организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, выбор формы и способа презентации);
- осуществление деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации);
- презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности).
Школьный возраст является основным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В этот период закладывается ряд ценностных установок, которые влияют как на сформированность волевой сферы, так и на сформированность значимости деятельности, направленной на самообучение и саморазвитие.
Почему еще я выбираю проектную деятельность во внеурочной деятельности?
Применение метода проектов во внеурочной деятельности по информатики продиктовано особенностью предмета: всегда есть компьютер и выполнение различных задач становится неотъемлемой частью занятия.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Это, с одной стороны, совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания различных областей. С другой стороны это – способ организации процесса познания. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Я применяю метод проектов ориентировано на групповую самостоятельную деятельность учащихся, которую учащиеся выполняют в течение определенного количества времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. способ реализации зависят от ученика и его возможностей.
Проектная технология является одним из приоритетных направлений в современном образовании. Но при ее применении учителя сталкиваются с рядом проблем, затруднений. В своем мастер-классе я хочу показать, как можно преодолеть некоторые из этих проблем.
Определение темы проекта (СЛАЙД 4)
Первая трудность, с которой сталкивается педагог это выбор темы. Учитывая темпы и условия современной жизни, для учащихся средних классов наиболее актуальны дизайнерские проекты. Дизайнерские практико-ориентированные проекты нацелены на социальные интересы самих участников проекта, конечный продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, села, района.
Одним из инструментов для воплощения дизайнерских идей обучающимися является редактор «Photoshop». При изучении этого редактора я преследую цель - каждый ученик должен пройти всю технологическую цепочку ( задумка – выбор инструментария - воплощение результата - презентация проекта (продажа, использование). Работа в «Photoshop» рассчитана на определенную степень самостоятельности и творчества детей, и поэтому здесь очень важно обсудить с детьми, что и как они будут делать, помочь им понять смысл работы, выбрать основную идею, объяснить непонятные моменты, показать, как выполняются сложные приемы работы в редакторе.
Вопрос: Хотели бы вы сделать подарок школе, друзьям, родным подарок своими руками?
Ответ: да.
Вопрос: А что мы можем сделать сами, изучая наш редактор?
Ответ: календарь, плакат, фото
Итог: На данном этапе мы определились с направлением проекта.
Ввод проекта на учебном занятии (СЛАЙД 5 )
Вторая трудность: как сделать так, чтобы учащиеся захотели работать над проектом. Понятно, что необходим какой-то яркий момент. Это может плакат, презентация.
Я родилась и выросла в городе Канске, Красноярского края. Город наш небольшой, но очень красивый. Поэтому с изображением достопримечательностей и пейзажей города создается очень много плакатов, календарей, посуды, подарочных аксессуаров.
Я собрала фото красивых мест города и сделала несколько подарочных календарей.
Эти календари я показываю учащимся (ДЕМОНСТРАЦИЯ примеров на слайде).
Вопрос: А вы хотите научиться делать календари с изображением села, района, окружающей природы?
Ответ: да.
Итог: На данном этапе мы с ребятами утвердили свое желание участвовать в проектной деятельности.
Выбор форм и способов уществления деятельности (СЛАЙД 6)
На следующем этапе – следующая трудность. Необходимо определить в какой форме мы будем представлять результаты работы в редакторе.
Давайте с вами подумаем и составим список вариантов, а потом составим некий план нашей деятельности.
Учителя говорят, а я пишу на доске все предложенные варианты.
Итог: А у нас с ребятами получился следующий план реализации нашего проекта (СЛАЙД 7):
- Подготовка макета календаря, определение размера, цвета, состава.
- Сбор фотографий, рисунков, определения инструментария.
- Оформление собранной информации – создание календарей.
- Подготовка презентаций. Публичная защита (представление) своего календаря.
Завершением проекта стал выпуск сборника «календари 2017» (СЛАЙД 8)
Мы с вами в рамках мастер-класса проработали основные этапы реализации проектов на учебном занятии
Если у вас есть вопросы, я постараюсь на них ответить.
Спасибо за внимание!
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс « метод проектов во внеурочной деятельности по информатики»»