Мастер-класс
«Методические подходы к организации самооценки и взаимооценки
в учебной деятельности»
Каргаполова Ирина Георгиевна,
Расторгуева Адена Юрьевна,
учителя русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 5»
Цель мастер-класса: показать эффективность применения методов самооценки и взаимооценки на уроках русского языка и литературы для повышения качества обучения.
Задачи:
Познакомить участников мастер-класса с методическими подходами к организации самооценки и взаимооценки в учебной деятельности.
2. Вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.
3. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования является перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на общеучебные умения, на развитие самостоятельности учебных действий, что повлекло за собой изменение системы оценивания в школе. Необходимы постоянный мониторинг учебных достижений школьника, фиксация результатов его продвижения.
Организовать любую деятельность, в том числе и учебную, невозможно без оценки, так как она является не только одним из ее компонентов, но и регулятором и показателем эффективности. В соответствии с требованиями стандарта в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимися своих достижений. При этом учащийся должен иметь возможность сопоставить свои результаты с оценкой учителя.
Формирующее оценивание является эффективным способом повысить образовательные достижения каждого обучающегося, сократить разрыв между успевающими и теми, кто испытывает серьезные затруднения в обучении.
Самооценка и взаимооценка - важнейшие составляющие оценочной деятельности на уроке, так как эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.
Самооценивание позволяет обучающемуся оценить собственные знания. Обеспечивает обратную связь между учеником и учителем, помогает выявить пробелы в знаниях для их дальнейшего исправления. Прием самооценки дает возможность довольно быстро научить детей вчитываться, всматриваться в то, что они пишут, вслушиваться в то, о чем говорят на уроке учитель и другие дети, понимать сказанное.
При взаимооценке учащийся оценивает работу рядом сидящего сразу же после выполнения самостоятельной работы, словарного диктанта, обосновывает свою отметку, указывает на недостатки. Другой вариант взаимооценки предполагает сначала оценивание себя, затем обмен тетрадями и оценивание в паре. Работа чаще всего происходит в парах: пересказ текста друг другу на уроке литературы, взаимоконтроль с последующей оценкой написанного за урок по русскому языку, кратковременные самостоятельные работы с проверкой по эталону, взаимодиктанты словарных слов с последующей проверкой по словарю.
Использование критериального самооценивания и взаимооценивания позволяет сделать образовательный процесс понятным и объективным.
Основным предметом контроля и оценки педагога может стать работа обучающихся с тематическими оценочными листами.
Оценочный лист - оперативная форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии.
В зависимости от активности класса критерии могут быть разработаны как учителем, так и подготовлены совместно с обучающимися. Когда ученики знают критерии, по которым предстоит оценивание их деятельности, они понимают, что от них требуется, ставят перед собой цель, к которой им необходимо стремиться. По отношению к ученику оценочный лист играет еще и мотивирующую роль. Ученик, используя критерии оценивания, может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной работе, после изучения темы.
Критериальный подход в оценивании удобно использовать на уроках русского языка. В начале урока проверяется домашнее задание по русскому языку. Читаем задание к упражнению и совместно формулируем критерии оценивания, которые заложены в задании к упражнению, они и станут предметом оценивания.
Одним из обязательных критериев всегда оставляем почерк (красивый, аккуратный, читаемый).
Практическая часть с участниками мастер-класса.
Упражнение «Почему кошки мурлычут?». (предлагается участникам разработать критерии оценивания, затем идет ознакомление с оценочным листом педагога).
Критерии оценивания:
1. Аккуратный почерк -1 балл.
2. Ответьте на вопрос заголовка -1 балл.
3. Объясните значение слова ЯЗЫК в этом тексте -1 балл.
4. Какие звуки могут издавать кошки? Что могут выразить кошки с помощью этих звуков? – 2 балла.
Участникам мастер-класса предлагается оценить свою работу по критериям (баллы переводятся соответственно в отметку). Поменялись тетрадями – провели взаимооценивание. Затем участники рассказывают о результатах оценивания, анализируют, какие трудности испытывали при выполнении задания.
На уроках литературы тоже активно используется критериальное оценивание, например, для проверки чтения стихотворения наизусть.
Участник-доброволец выходит и читает стихотворение Юрия Полякова «ЭСЭМЭСКА».
Урок…
Телефон завибрировал резко.
Наташе Петровой
Пришла эсэмэска.
А в той эсэмэске
От Мишки пять слов:
«Петрова, тИбя я люблю.
Иванов».
Петрова
Слегка покраснела:
«Ах, Мишка!
Какой он прикольный
И классный мальчишка!»
И шлёт эсэмэску –
Всего лишь три слова:
«Дурак Иванов! –
Ну, и подпись:
Петрова».
Давайте оценим прочтение:
- Легко ли Вам было выполнить оценивание? Почему?
- Какие ощущения были у чтецов, когда оценивали их прочтение? Почему?
- А теперь, используя критерии, оценим прочтение стихотворения Е. Степановой «Несправедливо!».
Какой напрашивается вывод? Во-первых, по критериям оценивать намного легче, оценивание будет объективнее. И у учеников не возникнет вопроса: почему за чтение кому-то поставили «4», а другому - «5». Во-вторых, представим себя на месте ученика, который должен выслушать чтение всех своих одноклассников, понятно, что это весьма утомительно и скучно: дети начинают отвлекаться, появляется посторонний шум… поэтому их нужно привлечь к оцениванию чтения наизусть. Каждый ученик, слушая выступление своих одноклассников, заполняет оценочный лист. Работая таким образом, учащиеся выступают в качестве экспертов, оценивая ответы одноклассников по определенным критериям, они учатся прогнозировать свой ответ, учитывая ошибки предшествующих выступлений. Процесс оценивания становится и интереснее, и проще. Приобретаются навыки самооценки.
Благодаря такой работе учитель получает несколько положительных моментов:
дисциплина, вовлеченность в процесс всех учеников;
осуществляется контроль знаний и умений учеников;
развиваются навыки самооценки.
Таким образом, знание критериев оценивания, понимание, что именно и как будет оцениваться при проверке той или иной работы, повышает мотивацию к обучению, а умение выполнить задание, соблюдая заданные критерии, готовит учащихся к итоговой аттестации.
Если учитель разрабатывает критерии оценивания на урок, он должен четко понимать, что дети должны знать в конце изученного урока (темы, раздела). Например:
6 класс. Раздел «Фразеологизмы» (3 часа). Составляют данный раздел 3 темы.
1. Фразеологизмы. 2. Пословицы и поговорки. 3. Афоризмы.
Учителю нужно четко определить, что должен знать и уметь обучающийся в конце изученного раздела.
1) Знать, что такое фразеологизмы, понимать их значение, применять их на практике, в своей речи.
2) Знать, что такое пословица и что такое поговорка. Понимать различие пословицы от поговорки. Уметь применять пословицы и поговорки на практике, в своей речи.
3) Знать, что такое афоризмы. Уметь использовать афоризмы на практике, в своей речи.
Затем учителем разрабатываются критерии оценивания на каждый урок.
Фрагмент урока 1. Фразеологизмы.
При планировании урока нужно учитывать, что эту тему обучающиеся уже изучали, поэтому нужно проверить, что они помнят и знают о фразеологизмах. Можно дать упражнение, где ученики должны найти фразеологизмы.
Задание для участников мастер-класса.
1. Найти все фразеологизмы в тексте
От нашей дачи до леса рукой подать. Пошли мы с другом за грибами. Зашли мы в лес, грибы собираем, природой любуемся. Вдруг впереди ветки затрещали. Мы подумали, что это медведь. Пора брать ноги в руки. Вдруг из-за кустов выскочил заяц. Не успели мы опомниться, а его и след простыл. Правду в народе говорят, у страха глаза велики.
Организуется работа с оценочными листами.
При организации учебной деятельности учащихся на уроке важно предусмотреть закрепление теоретических знаний на практике.
Выполнение задания из ВПР:
1) необходимо объяснить и записать значение фразеологизма;
2) используя не менее двух предложений, описать ситуацию, в которой будет уместно употребление фразеологизма;
3) включить фразеологизм в одно из предложений.
Критерий уже разработаны, они переносятся в оценочный лист. Участники мастер-класса расставляют баллы и ставят себе оценку за это задание.
Такое оценивание способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. Деятельность обучающихся становится более осмысленной.
Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения.
Подведение итогов мастер-класса. Рефлексия участников мастер-класса.
Используемая литература
1. Борисова А.Л. Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы.
2. Морозова Н.А. Критериальный лист оценивания. "Оценка выразительного чтения наизусть [https://infourok.ru/kriterialniy-list-ocenivaniya-ocenka-virazitelnogo-chteniya-naizust 2209322.html]