Добрый день! (представление) Я рада приветствовать Вас на мастер-классе «Методы и приемы постановки звука Ш»
В настоящее время педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у детей, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонетических процессов, у детей возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок»-«подросток»-«взрослый».
Цель коррекционного обучения – коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи с помощью специальных логопедических приемов и методов.
- Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по постановке звука Ш. Я предлагаю вам побывать на логопедическом занятии и поучаствовать в нем. Но прежде чем приступить к постановке звука, мы научимся правильно делать выдох, так как при произнесении звука Ш выдох должен быть сильным, продолжительным.
- Наберите воздух носом и сделайте выдох через рот. (выдох должен быть длительным и плавным, плечи не поднимать, обязательно нужно следить за тем, чтобы не надувались щеки – для начала их можно придерживать руками)
Поиграем в игру «Футбол», загони мяч в ворота. (упражнения на длительный выдох), теперь будем дуть по язычку.
Далее мы должны сформировать речедвигательные умения и навыки. Формирование движений органов артикуляционного аппарата, осуществляется посредством артикуляционной гимнастики.
- Сейчас я вас попрошу сделать вместе со мной ряд артикуляционных упражнений.
«Вкусное варенье» (улыбнитесь, откройте рот, широким язычком оближите верхнюю губу сверху вниз – достаточно 5 раз)
«Маляр» (улыбнитесь, приоткройте рот и кончиком языка «покрасить» небо вперед-назад - делаем 10 раз)
«Лошадка» (улыбнитесь и пощелкайте язычком)
«Чашечка» (улыбнитесь, широко откройте рот, высуньте широкий язык и слегка приподнимите его кончик – удерживайте язык в таком положении под счет до 10)
«Подуй на цветочек» - Спасибо. Молодцы.
- А теперь мы переходим, непосредственно к постановке звука Ш. Постановка звука достигается путем применения технических приемов. Выделяются три способа постановки звука: по подражанию, с механической помощью и смешанный. Выбор способа постановки звука зависит от возможностей ребенка. Но начинаем, конечно же, ставить звук по подражанию.
Обязательно показываю ребенку профиль звука, объясняю правильное произнесение звука.
- Я попрошу вас поднять язык к верхней губе, с силой, но равномерно выдыхайте воздух, контролируя тыльной стороной ладони поток воздуха. Как только почувствовали теплый воздух, переведите язычок за верхние зубки, прикоснувшись к небу. Ротик приоткрытый, губки слегка вытянуты, зубы сближены, но не сомкнуты.
- А сейчас я произнесу звук, а теперь вы. (Вызвать желающего из зала) Здесь ребенок видит визуально правильность своего произношения.
Затем ребенок произносит сам звук. Слушая ребенок понимает, правильно ли он произносит звук.
Но не у всех детей, получается, правильно произнести звук, поэтому переходим к следующему приему постановки звука, на базе звука Т.
- Произнесите, пожалуйста, звук Т с периодичностью в 2сек. А теперь постучите язычком не по зубкам, а по альвеолам. Округлите губки и вытяните их вперед, а язычок поднимите вверх. Боковые края языка прижмите к коренным зубам. Теперь, проговаривая звук Т, мы сможем плавно перейти к произношению звука Ш.
Ставим механическим путем на основе звука С с помощью логопедического зонда. Следует подложить под язык зонд и предлагаем ребенку протяжно произнести С, а учитель прижимает передний края языка к небу и слегка отодвигает его назад. Пальцами руки слегка надавливает на щечки, чтобы губки выдвинулись вперед.
- Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось.
После того как звук поставлен мы приступаем к автоматизации звука, сначала автоматизируем изолированный звук (показать Водопад), затем в слогах (в прямом слоге, между гласными, в обратной позиции, стечением согласных). Далее автоматизируем в словах, словосочетаниях, и только после этого вводим звук в связную речь. (показать автоматизацию звука в программе «Живой звук»)
- Уважаемые педагоги, я продемонстрировала вам вариативность использования разнообразных способов и приёмов постановки звука Ш. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они эффективны, хочу заметить, что работа над постановкой звука – это процесс нелегкий и небыстрый, а требует огромного количества времени и терпения.
Благодарю Вас за сотрудничество! Желаю успехов. До свидания.
Мастер – класс
«Методы и приемы постановки звука Ш»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/29/s_5c9da85169836/1126233_1.png)
Учитель-дефектолог
МАОУ «Ишимская школа-интернат»
О.П.Лукашова
2017год