СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса «Информатика» для 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих документов:
Цель программы
Приобретение учащимися учебной ИКТ-компетентности, что позволит сформировать у учащихся предметные и универсальные учебные действия, а также опорную систему знаний, обеспечивающие продолжение образования в основной школе.
Задачи программы
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
Планируемые результаты обучения информатике и ИКТ
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
Содержание учебного курса
Моделирование как метод познания. ТБ и организация рабочего места: модели и моделирование (модель, моделирование, натурная (материальная модель), информационная модель); этапы построения информационной модели (формализация); классификация информационных моделей (знаковые модели, образные модели, смешанные модели). (1 ч.).
Знаковые модели. Знакомство с системой автоматизированного проектирования (САПР) Компас-3D: словесные модели (словесные модели); математические модели (математические модели, логические модели); компьютерные математические модели (компьютерные математические модели, имитационные модели). (1 ч.).
Графические модели. Практическая работа №1: «Построение графических моделей в системе автоматизированного проектирования (САПР) Компас-3D»: многообразие графических информационных моделей (схема, карта, чертеж, график, диаграмма); графы (вершина графа, ребро графа, взвешенный граф, цепь, цикл, сеть, семантическая сеть, дерево, корень, листья); использование графов при решении задач (примеры задач, решающих с помощью графов). (1 ч.).
Табличные модели. Практическая работа №2: «Построение табличных моделей»: представление данных в табличной форме (типы таблиц: «объект-свойство», «объект-объект»); использование таблиц при решении задач (примеры задач, решающих с помощью таблиц, весовая матрица). (1 ч.).
База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. Практическая работа №3: «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы»: информационные системы и базы данных (информационные системы, база данных, иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных); реляционные базы данных (реляционная база данных, запись, поле, типы полей: числовой, текстовый, логический, дата). (1 ч.).
Система управления базами данных. Практическая работа №4: «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере»: что такое СУБД (система управления базами данных (СУБД), возможности СУБД); интерфейс СУБД (объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты); создание базы данных (указания мастера базы данных, таблица, форма, сортировка); запросы на выборку данных (условия выбора – простые логические выражения, условия выбора – сложные логические выражения). (1 ч.).
Контрольная работа №1 по пройденной главе: «Моделирование и формализация». (1 ч.).
Решение задач на компьютере: этапы решения задачи на компьютере (этапы решения задачи на компьютере: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка-тестирование, выполнение расчетов); задача о пути торможения автомобиля (задача о пути торможения автомобиля, решенная с помощью всех этапов). (1 ч.).
Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Практическая работа №5: «Написание программ, реализующих алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов»: описание массива (описание массива на примере языка программирования Pascal); описание массива (описание массива на примере языка программирования Pascal); вывод массива (вывод массива на примере языка программирования Pascal). (1 ч.).
Вычисление суммы элементов массива. Практическая работа №6: «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива»: вычисление суммы элементов массива (вычисление суммы элементов массива на примере языка программирования Pascal). (1 ч.).
Последовательный поиск в массиве. Сортировка в массиве. Практическая работа №7: «Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве и сортировку массива»: последовательный поиск в массиве (типовые задачи поиска: найти наибольший элемент массива, найти элемент массива, значение которого равно заданному значению; последовательный поиск в массиве на примере языка программирования Pascal); сортировка массива (сортировка (упорядочение) массива, неубывающий элемент массива, невозрастающий элемент массива, сортировка выбора, вложенный цикл, сортировка массива на примере языка программирования Pascal). (1 ч.).
Конструирование алгоритмов: последовательное построение алгоритма (метод разработки «сверху вниз» (нисходящий метод, метод пошаговой детализации)); разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот (система команд исполнителя (СКИ), разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот на примере языка программирования Pascal); вспомогательные алгоритмы (вспомогательный алгоритм, формальные параметры, фактические параметры, рекурсивный алгоритм). (1 ч.).
Запись вспомогательных алгоритмов на языке Pascal. Процедуры. Практическая работа №8: «Написание вспомогательных программ (процедур)»: процедуры (процедура, процедура на примере языка программирования Pascal); функции (функция, функция на примере языка программирования Pascal, последовательность Фибоначчи). (1 ч.).
Вспомогательные алгоритмы. Рекурсия. Алгоритмы управления. Практическая работа №9: «Написание вспомогательных программ (функций)»: управление (управление, кибернетика, управляемый объект, управляющий объект, алгоритм управления, обратная связь). (1 ч.).
Контрольная работа №2 по пройденной главе: «Алгоритмизация и программирование». (1 ч.).
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы: интерфейс электронных таблиц (строка заголовка, строка меню, панель инструментов, рабочая область, столбец, строка, ячейка, табличный курсор, строка ввода, диапазон, строка состояния, текст, книга); данные в ячейках таблицы (текст, формула, арифметические операции); основные режимы работы электронных таблиц (основные режимы работы электронных таблиц: режим форматирования таблицы, режим отображения таблицы, режим выполнения вычислений). (1 ч.).
Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки: относительные, абсолютные и смешанные ссылки (относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка). (1 ч.).
Практическая работа №10: «Вычисления в электронных таблицах». (1 ч.).
Встроенные функции. Логические функции: встроенные функции (основные встроенные функции (СУММ, МИН, МАКС), мастер функций); логические функции (основные логические функции (НЕ, И, ИЛИ), условная функция (ЕСЛИ)). (1 ч.).
Практическая работа №11: «Использование встроенных функций». (1 ч.).
Сортировка и поиск данных: сортировка и поиск данных (сортировка по возрастанию, сортировка по убыванию, основные способы выполнения сортировки (СЧЕТЕСЛИ); построение диаграмм (диаграмма, график, круговая диаграмма, гистограмма, ярусная диаграмма, ряд данных, категория). (1 ч.).
Практическая работа №12: «Сортировка и поиск данных». (1 ч.).
Контрольная работа №3 по пройденной главе: «Обработка числовой информации в электронных таблицах». (1 ч.).
Локальные и глобальные компьютерные сети: передача информации (сообщение, канал связи, компьютерные сети, пропускная способность); что такое локальная компьютерная сеть (локальная компьютерная сеть, одноранговая сеть, сеть с выделенным сервером, сервер, клиенты, сетевой адаптер, витая пара, оптоволоконный кабель, беспроводное соединение Wi-Fi); что такое глобальная компьютерная сеть (глобальная компьютерная сеть (Интернет), канал связи, узел, абонент, провайдер). (1 ч.).
Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера. Практическая работа №13: «Работа в локальной сети»: как устроен Интернет (Интернет, протокол); IP-адрес компьютера (IP-адрес, задача на нахождение IP-адреса). (1 ч.).
Доменная система имён. Протоколы передачи данных: доменная система имен (доменная система имен, имена доменов верхнего уровня); протоколы передачи данных (пакет, маршрутизация, протокол IP, протокол TCP, протокол TCP/IP). (1 ч.).
Всемирная паутина. Файловые архивы: всемирная паутина (всемирная паутина (WWW), сервисы, авторизация, логин, пароль, web-страница, web-сайт, адрес документа в Интернете, протокол HTTP); файловые архивы (файловые архивы, протокол FTP). (1 ч.).
Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. Практическая работа №14: «Работа с электронной почтой»: электронная почта (электронная почта (e-mail), почтовый ящик, почтовый сервер, адрес электронной почты, протокол SMTP, протокол POP3, почтовый клиент, web-интерфейс, сервис мгновенного обмена сообщениями); сетевое коллективное взаимодействие (телеконференция, модератор, web-форум, чат, социальные сети); сетевой этикет (сетевой этикет). (1 ч.).
Технологии создания сайта: технологии создания сайта (язык гипертекста HTML, теги, HTML-редакторы, web-дизайнер). (1 ч.).
Содержание и структура сайта. Практическая работа №15: «Разработка содержания и структуры сайта»: содержание и структура сайта (содержание сайта, структура сайта, навигация). (1 ч.).
Оформление сайта. Практическая работа №16: «Оформление сайта»: оформление сайта (главная (домашняя) страница, шаблон страницы сайта, рекомендации наполнения страниц сайта). (1 ч.).
Размещение сайта в Интернете. Практическая работа №17: «Размещение сайта в Интернете»: размещение сайта в Интернете (хостинг). (1 ч.).
Итоговое повторение. (1 ч.).
Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. (1 ч.).
Место учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 33 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю, в соответствии с учебным планом школы, предусматривающем 33 учебные недели.
Тематическое планирование
№ главы |
Название главы |
|
Примерные сроки |
|||
Место проведения |
Количество часов |
Практические работы |
Контрольные работы |
Примерные сроки |
||
1. |
«Моделирование и формализация» |
Центр «Точка роста» |
7 |
4 |
1 |
1-7 неделя |
2. |
«Алгоритмизация и программирование» |
Центр «Точка роста» |
8 |
5 |
1 |
8-15 неделя |
3. |
«Обработка числовой информации в электронных таблицах» |
Центр «Точка роста» |
8 |
3 |
1 |
16-23 неделя |
4. |
«Коммуникационные технологии» |
Центр «Точка роста» |
9 |
5 |
- |
24-32 неделя |
Итоговое повторение |
Центр «Точка роста» |
1 |
- |
1 |
33 неделя |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата проведения |
Тема урока |
Количество часов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 1: «Моделирование и формализация». |
7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
|
Моделирование как метод познания. ТБ и организация рабочего места. |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
|
Знаковые модели. Знакомство с системой автоматизированного проектирования (САПР) Компас-3D. |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
|
Графические модели. Практическая работа №1: «Построение графических моделей в системе автоматизированного проектирования (САПР) Компас-3D». |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
|
Табличные модели. Практическая работа №2: «Построение табличных моделей». |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
|
База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. Практическая работа №3: «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы». |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
|
Система управления базами данных. Практическая работа №4: «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере». |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
|
Контрольная работа №1 по пройденной главе: «Моделирование и формализация». |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 2: «Алгоритмизация и программирование». |
8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
|
Решение задач на компьютере. |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
|
Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Практическая работа №5: «Написание программ, реализующих алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов». |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. |
|
Вычисление суммы элементов массива. Практическая работа №6: «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива». |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. |
|
Последовательный поиск в массиве. Сортировка в массиве. Практическая работа №7: «Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве и сортировку массива». |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. |
|
Конструирование алгоритмов. |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. |
|
Запись вспомогательных алгоритмов на языке Pascal. Процедуры. Практическая работа №8: «Написание вспомогательных программ (процедур)». |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. |
|
Вспомогательные алгоритмы. Рекурсия. Алгоритмы управления. Практическая работа №9: «Написание вспомогательных программ (функций)». |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. |
|
Контрольная работа №2 по пройденной главе: «Алгоритмизация и программирование». |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 3: «Обработка числовой информации в электронных таблицах». |
8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. |
|
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотр содержимого документа
|
«Согласовано» Руководитель МО /Зеткина Г. Н./ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР /Зеткина Г. Н./ | «Утверждаю» Директор МОУ Хмельниковская СОШ /Мироненко Т. В./ |
(подпись) Протокол №129 от «1» сентября 2022 г. | (подпись) «1» сентября 2022 г. | (подпись) Приказ по школе №129 от «1» сентября 2022 г. |
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 9 класса
основного общего образования
Составил: учитель информатики
Строителев С. Н.
2022-2023 уч. год.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса «Информатика» для 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 02.07.2021 г.).
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 11.12.2020 г.).
Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. №28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»».
Примерная образовательная программа учебного предмета «Информатика» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования от 18.03.2022 г. № 1/20.
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета Информатика и ИКТ в 2022-2023 учебном году в общеобразовательных учреждениях».
Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и имеющих государственную аккредитацию, на 2022/2023 учебный год.
Авторская программа курса информатики для 5-9 классов основной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для основной школы: 5-6, 7-9 классы». Босовой Л.Л., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 г.
Цель программы
Приобретение учащимися учебной ИКТ-компетентности, что позволит сформировать у учащихся предметные и универсальные учебные действия, а также опорную систему знаний, обеспечивающие продолжение образования в основной школе.
Задачи программы
Показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире.
Показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека.
Включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.
Создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов.
Организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование широкого спектра умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.
Создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений);
создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений;
создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты:
формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Планируемые результаты обучения информатике и ИКТ
Выпускник научится:
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
оценивать мощность множеств, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
определять количество элементов в множествах, полученных из двух базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути) и деревьями (корень, лист, высота дерева);
описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);
выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
пользоваться различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
записывать на изучаемом языке программирования (Pascal) алгоритмы решения простых задач обработки одномерных числовых массивов;
анализировать алгоритмы для исполнителей Робот, Черепаха, Чертежник;
использовать основные способы графического представления числовой информации (графики, круговые и столбчатые диаграммы);
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
использовать приемы безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
развить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
соблюдать этические нормы при работе с информацией и выполнять требования законодательства Российской Федерации в информационной сфере.
Выпускник получит возможность:
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;
познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элемента массива и др.);
научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
Содержание учебного курса
Моделирование и формализация. (7 ч.).
Моделирование как метод познания. ТБ и организация рабочего места: модели и моделирование (модель, моделирование, натурная (материальная модель), информационная модель); этапы построения информационной модели (формализация); классификация информационных моделей (знаковые модели, образные модели, смешанные модели). (1 ч.).
Знаковые модели. Знакомство с системой автоматизированного проектирования (САПР) Компас-3D: словесные модели (словесные модели); математические модели (математические модели, логические модели); компьютерные математические модели (компьютерные математические модели, имитационные модели). (1 ч.).
Графические модели. Практическая работа №1: «Построение графических моделей в системе автоматизированного проектирования (САПР) Компас-3D»: многообразие графических информационных моделей (схема, карта, чертеж, график, диаграмма); графы (вершина графа, ребро графа, взвешенный граф, цепь, цикл, сеть, семантическая сеть, дерево, корень, листья); использование графов при решении задач (примеры задач, решающих с помощью графов). (1 ч.).
Табличные модели. Практическая работа №2: «Построение табличных моделей»: представление данных в табличной форме (типы таблиц: «объект-свойство», «объект-объект»); использование таблиц при решении задач (примеры задач, решающих с помощью таблиц, весовая матрица). (1 ч.).
База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. Практическая работа №3: «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы»: информационные системы и базы данных (информационные системы, база данных, иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных); реляционные базы данных (реляционная база данных, запись, поле, типы полей: числовой, текстовый, логический, дата). (1 ч.).
Система управления базами данных. Практическая работа №4: «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере»: что такое СУБД (система управления базами данных (СУБД), возможности СУБД); интерфейс СУБД (объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты); создание базы данных (указания мастера базы данных, таблица, форма, сортировка); запросы на выборку данных (условия выбора – простые логические выражения, условия выбора – сложные логические выражения). (1 ч.).
Контрольная работа №1 по пройденной главе: «Моделирование и формализация». (1 ч.).
Алгоритмизация и программирование. (8 ч.).
Решение задач на компьютере: этапы решения задачи на компьютере (этапы решения задачи на компьютере: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка-тестирование, выполнение расчетов); задача о пути торможения автомобиля (задача о пути торможения автомобиля, решенная с помощью всех этапов). (1 ч.).
Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Практическая работа №5: «Написание программ, реализующих алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов»: описание массива (описание массива на примере языка программирования Pascal); описание массива (описание массива на примере языка программирования Pascal); вывод массива (вывод массива на примере языка программирования Pascal). (1 ч.).
Вычисление суммы элементов массива. Практическая работа №6: «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива»: вычисление суммы элементов массива (вычисление суммы элементов массива на примере языка программирования Pascal). (1 ч.).
Последовательный поиск в массиве. Сортировка в массиве. Практическая работа №7: «Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве и сортировку массива»: последовательный поиск в массиве (типовые задачи поиска: найти наибольший элемент массива, найти элемент массива, значение которого равно заданному значению; последовательный поиск в массиве на примере языка программирования Pascal); сортировка массива (сортировка (упорядочение) массива, неубывающий элемент массива, невозрастающий элемент массива, сортировка выбора, вложенный цикл, сортировка массива на примере языка программирования Pascal). (1 ч.).
Конструирование алгоритмов: последовательное построение алгоритма (метод разработки «сверху вниз» (нисходящий метод, метод пошаговой детализации)); разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот (система команд исполнителя (СКИ), разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот на примере языка программирования Pascal); вспомогательные алгоритмы (вспомогательный алгоритм, формальные параметры, фактические параметры, рекурсивный алгоритм). (1 ч.).
Запись вспомогательных алгоритмов на языке Pascal. Процедуры. Практическая работа №8: «Написание вспомогательных программ (процедур)»: процедуры (процедура, процедура на примере языка программирования Pascal); функции (функция, функция на примере языка программирования Pascal, последовательность Фибоначчи). (1 ч.).
Вспомогательные алгоритмы. Рекурсия. Алгоритмы управления. Практическая работа №9: «Написание вспомогательных программ (функций)»: управление (управление, кибернетика, управляемый объект, управляющий объект, алгоритм управления, обратная связь). (1 ч.).
Контрольная работа №2 по пройденной главе: «Алгоритмизация и программирование». (1 ч.).
Обработка числовой информации в электронных таблицах. (8 ч.).
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы: интерфейс электронных таблиц (строка заголовка, строка меню, панель инструментов, рабочая область, столбец, строка, ячейка, табличный курсор, строка ввода, диапазон, строка состояния, текст, книга); данные в ячейках таблицы (текст, формула, арифметические операции); основные режимы работы электронных таблиц (основные режимы работы электронных таблиц: режим форматирования таблицы, режим отображения таблицы, режим выполнения вычислений). (1 ч.).
Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки: относительные, абсолютные и смешанные ссылки (относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка). (1 ч.).
Практическая работа №10: «Вычисления в электронных таблицах». (1 ч.).
Встроенные функции. Логические функции: встроенные функции (основные встроенные функции (СУММ, МИН, МАКС), мастер функций); логические функции (основные логические функции (НЕ, И, ИЛИ), условная функция (ЕСЛИ)). (1 ч.).
Практическая работа №11: «Использование встроенных функций». (1 ч.).
Сортировка и поиск данных: сортировка и поиск данных (сортировка по возрастанию, сортировка по убыванию, основные способы выполнения сортировки (СЧЕТЕСЛИ); построение диаграмм (диаграмма, график, круговая диаграмма, гистограмма, ярусная диаграмма, ряд данных, категория). (1 ч.).
Практическая работа №12: «Сортировка и поиск данных». (1 ч.).
Контрольная работа №3 по пройденной главе: «Обработка числовой информации в электронных таблицах». (1 ч.).
Коммуникационные технологии. (9 ч.).
Локальные и глобальные компьютерные сети: передача информации (сообщение, канал связи, компьютерные сети, пропускная способность); что такое локальная компьютерная сеть (локальная компьютерная сеть, одноранговая сеть, сеть с выделенным сервером, сервер, клиенты, сетевой адаптер, витая пара, оптоволоконный кабель, беспроводное соединение Wi-Fi); что такое глобальная компьютерная сеть (глобальная компьютерная сеть (Интернет), канал связи, узел, абонент, провайдер). (1 ч.).
Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера. Практическая работа №13: «Работа в локальной сети»: как устроен Интернет (Интернет, протокол); IP-адрес компьютера (IP-адрес, задача на нахождение IP-адреса). (1 ч.).
Доменная система имён. Протоколы передачи данных: доменная система имен (доменная система имен, имена доменов верхнего уровня); протоколы передачи данных (пакет, маршрутизация, протокол IP, протокол TCP, протокол TCP/IP). (1 ч.).
Всемирная паутина. Файловые архивы: всемирная паутина (всемирная паутина (WWW), сервисы, авторизация, логин, пароль, web-страница, web-сайт, адрес документа в Интернете, протокол HTTP); файловые архивы (файловые архивы, протокол FTP). (1 ч.).
Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. Практическая работа №14: «Работа с электронной почтой»: электронная почта (электронная почта (e-mail), почтовый ящик, почтовый сервер, адрес электронной почты, протокол SMTP, протокол POP3, почтовый клиент, web-интерфейс, сервис мгновенного обмена сообщениями); сетевое коллективное взаимодействие (телеконференция, модератор, web-форум, чат, социальные сети); сетевой этикет (сетевой этикет). (1 ч.).
Технологии создания сайта: технологии создания сайта (язык гипертекста HTML, теги, HTML-редакторы, web-дизайнер). (1 ч.).
Содержание и структура сайта. Практическая работа №15: «Разработка содержания и структуры сайта»: содержание и структура сайта (содержание сайта, структура сайта, навигация). (1 ч.).
Оформление сайта. Практическая работа №16: «Оформление сайта»: оформление сайта (главная (домашняя) страница, шаблон страницы сайта, рекомендации наполнения страниц сайта). (1 ч.).
Размещение сайта в Интернете. Практическая работа №17: «Размещение сайта в Интернете»: размещение сайта в Интернете (хостинг). (1 ч.).
Итоговое повторение. (1 ч.).
Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. (1 ч.).
Место учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 33 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю, в соответствии с учебным планом школы, предусматривающем 33 учебные недели.
Тематическое планирование
№ главы | Название главы | | Примерные сроки | ||||||||
Место проведения | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы | Примерные сроки | |||||||
1. | «Моделирование и формализация» | Центр «Точка роста» | 7 | 4 | 1 | 1-7 неделя | |||||
2. | «Алгоритмизация и программирование» | Центр «Точка роста» | 8 | 5 | 1 | 8-15 неделя | |||||
3. | «Обработка числовой информации в электронных таблицах» | Центр «Точка роста» | 8 | 3 | 1 | 16-23 неделя | |||||
4. | «Коммуникационные технологии» | Центр «Точка роста» | 9 | 5 | - | 24-32 неделя | |||||
Итоговое повторение | Центр «Точка роста» | 1 | - | 1 | 33 неделя |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Количество часов | |
Глава 1: «Моделирование и формализация». | 7 | |||
1. |
| Моделирование как метод познания. ТБ и организация рабочего места. | 1 | |
2. |
| Знаковые модели. Знакомство с системой автоматизированного проектирования (САПР) Компас-3D. | 1 | |
3. |
| Графические модели. Практическая работа №1: «Построение графических моделей в системе автоматизированного проектирования (САПР) Компас-3D». | 1 | |
4. |
| Табличные модели. Практическая работа №2: «Построение табличных моделей». | 1 | |
5. |
| База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. Практическая работа №3: «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы». | 1 | |
6. |
| Система управления базами данных. Практическая работа №4: «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере». | 1 | |
7. |
| Контрольная работа №1 по пройденной главе: «Моделирование и формализация». | 1 | |
Глава 2: «Алгоритмизация и программирование». | 8 | |||
8. |
| Решение задач на компьютере. | 1 | |
9. |
| Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Практическая работа №5: «Написание программ, реализующих алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов». | 1 | |
10. |
| Вычисление суммы элементов массива. Практическая работа №6: «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива». | 1 | |
11. |
| Последовательный поиск в массиве. Сортировка в массиве. Практическая работа №7: «Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве и сортировку массива». | 1 | |
12. |
| Конструирование алгоритмов. | 1 | |
13. |
| Запись вспомогательных алгоритмов на языке Pascal. Процедуры. Практическая работа №8: «Написание вспомогательных программ (процедур)». | 1 | |
14. |
| Вспомогательные алгоритмы. Рекурсия. Алгоритмы управления. Практическая работа №9: «Написание вспомогательных программ (функций)». | 1 | |
15. |
| Контрольная работа №2 по пройденной главе: «Алгоритмизация и программирование». | 1 | |
Глава 3: «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | 8 | |||
16. |
| Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. | 1 | |
17. |
| Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | 1 | |
18. |
| Практическая работа №10: «Вычисления в электронных таблицах». | 1 | |
19. |
| Встроенные функции. Логические функции. | 1 | |
20. |
| Практическая работа №11: «Использование встроенных функций». | 1 | |
21. |
| Сортировка и поиск данных. | 1 | |
22. |
| Практическая работа №12: «Сортировка и поиск данных». | 1 | |
23. |
| Контрольная работа №3 по пройденной главе: «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | 1 | |
Глава 4: «Коммуникационные технологии». | 9 | |||
24. |
| Локальные и глобальные компьютерные сети. | 1 | |
25. |
| Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера. Практическая работа №13: «Работа в локальной сети». | 1 | |
26. |
| Доменная система имён. Протоколы передачи данных. | 1 | |
27. |
| Всемирная паутина. Файловые архивы. | 1 | |
28. |
| Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. Практическая работа №14: «Работа с электронной почтой». | 1 | |
29. |
| Технологии создания сайта. | 1 | |
30. |
| Содержание и структура сайта. Практическая работа №15: «Разработка содержания и структуры сайта». | 1 | |
31. |
| Оформление сайта. Практическая работа №16: «Оформление сайта». | 1 | |
32. |
| Размещение сайта в Интернете. Практическая работа №17: «Размещение сайта в Интернете». | 1 | |
Итоговое повторение. | 1 | |||
33. |
| Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. | 1 |
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства:
Компьютер (ноутбук) – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру (ноутбуку), видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и компьютерная мышь (разнообразные устройства аналогичного назначения).
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденнуюи созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Акустические колонки – устройство для воспроизведения звука, состоит из акустического оформления и вмонтированных в него излучающих головок (обычно динамических).
Программные средства:
Операционная система (Widows 7).
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа (Dr. Web).
Клавиатурный тренажер (Руки солиста).
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый процессор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций, электронные таблицы, базы данных (Libre Office, Microsoft Office).
Браузеры (Google Chrome, Mozilla Firefox).
Программа для распознавания текстов (ABBYY FineReader).
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Учебно-методическое обеспечение:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 г.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 г.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 г.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 г.
Цифровые образовательные ресурсы:
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 9 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.): https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7.php
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
Сетевые компьютерные практикумы по курсу «Информатика»: http://window.edu.ru/
Сайт Константина Полякова: http://kpolyakov.narod.ru
Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках: http://www.klyaksa.net/
Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/subject/19/
© 2023, Строителев Сергей Николаевич 486 2