СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 9 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного курса «Информатика» для 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 02.07.2021 г.).
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.12010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 11.12.2020 г.).
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. №28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  4. СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»».
  5. Примерная образовательная программа учебного предмета «Информатика» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования от 18.03.2022 г. № 1/20.
  6. Методическое письмо «О преподавании  учебного предмета Информатика и ИКТ в 2022-2023 учебном году в общеобразовательных учреждениях».
  7. Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и имеющих государственную аккредитацию, на 2022/2023 учебный год.
  8. Авторская программа курса информатики для 5-9 классов основной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для основной школы: 5-6, 7-9 классы». Босовой Л.Л., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 г.

 

Цель программы

Приобретение учащимися учебной ИКТ-компетентности, что позволит сформировать у учащихся предметные и универсальные учебные действия, а также опорную систему знаний, обеспечивающие продолжение образования в основной школе.

 

 

Задачи программы

  • Показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире.
  • Показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека.
  • Включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.
  • Создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • Организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов.
  • Организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование широкого спектра умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.
  • Создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Личностные результаты:

  • наличие представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

 

Метапредметные результаты:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
  • умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений);
  • создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений;
  • создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

 

Предметные результаты:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
  •  развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
  • развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

 

Планируемые результаты обучения информатике и ИКТ

 

Выпускник научится:

  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
  • оценивать мощность множеств, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
  • определять количество элементов в множествах, полученных из двух базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
  • использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути) и деревьями (корень, лист, высота дерева);
  • описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);
  • выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
  • пользоваться различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
  • записывать на изучаемом языке программирования (Pascal) алгоритмы решения простых задач обработки одномерных числовых массивов;
  • анализировать алгоритмы для исполнителей Робот, Черепаха, Чертежник;
  • использовать основные способы графического представления числовой информации (графики, круговые и столбчатые диаграммы);
  • использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов;
  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
  • использовать приемы безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
  • развить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • соблюдать этические нормы при работе с информацией и выполнять требования законодательства Российской Федерации в информационной сфере.

 

Выпускник получит возможность:

  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
  • познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;
  •  познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
  • научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними;
  • исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элемента массива и др.);
  • научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
  • расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
  • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

 

Содержание учебного курса

 

    1. Моделирование и формализация. (7 ч.).

 

Моделирование как метод познания. ТБ и организация рабочего места: модели и моделирование (модель, моделирование, натурная (материальная модель), информационная модель); этапы построения информационной модели (формализация); классификация информационных моделей (знаковые модели, образные модели, смешанные модели). (1 ч.).

Знаковые модели. Знакомство с системой автоматизированного проектирования (САПР) Компас-3D: словесные модели (словесные модели); математические модели (математические модели, логические модели); компьютерные математические модели (компьютерные математические модели, имитационные модели). (1 ч.).

Графические модели. Практическая работа №1: «Построение графических моделей в системе автоматизированного проектирования (САПР) Компас-3D»: многообразие графических информационных моделей (схема, карта, чертеж, график, диаграмма); графы (вершина графа, ребро графа, взвешенный граф, цепь, цикл, сеть, семантическая сеть, дерево, корень, листья); использование графов при решении задач (примеры задач, решающих с помощью графов). (1 ч.).

Табличные модели. Практическая работа №2: «Построение табличных моделей»: представление данных в табличной форме (типы таблиц: «объект-свойство», «объект-объект»); использование таблиц при решении задач (примеры задач, решающих с помощью таблиц, весовая матрица). (1 ч.).

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. Практическая работа №3: «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы»: информационные системы и базы данных (информационные системы, база данных, иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных); реляционные базы данных (реляционная база данных, запись, поле, типы полей: числовой, текстовый, логический, дата). (1 ч.).

Система управления базами данных. Практическая работа №4: «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере»: что такое СУБД (система управления базами данных (СУБД), возможности СУБД); интерфейс СУБД (объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты); создание базы данных (указания мастера базы данных, таблица, форма, сортировка); запросы на выборку данных (условия выбора – простые логические выражения, условия выбора – сложные логические выражения). (1 ч.).

Контрольная работа №1 по пройденной главе: «Моделирование и формализация». (1 ч.).

 

    1. Алгоритмизация и программирование. (8  ч.).

 

Решение задач на компьютере: этапы решения задачи на компьютере (этапы решения задачи на компьютере: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка-тестирование, выполнение расчетов); задача о пути торможения автомобиля (задача о пути торможения автомобиля, решенная с помощью всех этапов). (1 ч.).

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Практическая работа №5: «Написание программ, реализующих алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов»: описание массива (описание массива на примере языка программирования Pascal); описание массива (описание массива на примере языка программирования Pascal); вывод массива (вывод массива на примере языка программирования Pascal). (1 ч.).

Вычисление суммы элементов массива. Практическая работа №6: «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива»: вычисление суммы элементов массива (вычисление суммы элементов массива на примере языка программирования Pascal). (1 ч.).

Последовательный поиск в массиве. Сортировка в массиве. Практическая работа №7: «Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве и сортировку массива»: последовательный поиск в массиве (типовые задачи поиска: найти наибольший элемент массива, найти элемент массива, значение которого равно заданному значению; последовательный поиск в массиве на примере языка программирования Pascal); сортировка массива (сортировка (упорядочение) массива, неубывающий элемент массива, невозрастающий элемент массива, сортировка выбора, вложенный цикл, сортировка массива на примере языка программирования Pascal). (1 ч.).

Конструирование алгоритмов: последовательное построение алгоритма (метод разработки «сверху вниз» (нисходящий метод, метод пошаговой детализации)); разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот (система команд исполнителя (СКИ), разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот на примере языка программирования Pascal); вспомогательные алгоритмы (вспомогательный алгоритм, формальные параметры, фактические параметры, рекурсивный алгоритм). (1 ч.).

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Pascal. Процедуры. Практическая работа №8: «Написание вспомогательных программ (процедур)»: процедуры (процедура, процедура на примере языка программирования Pascal); функции (функция, функция на примере языка программирования Pascal, последовательность Фибоначчи). (1 ч.).

Вспомогательные алгоритмы. Рекурсия. Алгоритмы управления. Практическая работа №9: «Написание вспомогательных программ (функций)»: управление (управление, кибернетика, управляемый объект, управляющий объект, алгоритм управления, обратная связь). (1 ч.).

Контрольная работа №2 по пройденной главе: «Алгоритмизация и программирование». (1 ч.).

 

    1. Обработка числовой информации в электронных таблицах. (8 ч.).

 

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы: интерфейс электронных таблиц (строка заголовка, строка меню, панель инструментов, рабочая область, столбец, строка, ячейка, табличный курсор, строка ввода, диапазон, строка состояния, текст, книга); данные в ячейках таблицы (текст, формула, арифметические операции); основные режимы работы электронных таблиц (основные режимы работы электронных таблиц: режим форматирования таблицы, режим отображения таблицы, режим выполнения вычислений). (1 ч.).

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки: относительные, абсолютные и смешанные ссылки (относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка). (1 ч.).

Практическая работа №10: «Вычисления в электронных таблицах». (1 ч.).

Встроенные функции. Логические функции: встроенные функции (основные встроенные функции (СУММ, МИН, МАКС), мастер функций); логические функции (основные логические функции (НЕ, И, ИЛИ), условная функция (ЕСЛИ)). (1 ч.).

Практическая работа №11: «Использование встроенных функций». (1 ч.).

Сортировка и поиск данных: сортировка и поиск данных (сортировка по возрастанию, сортировка по убыванию, основные способы выполнения сортировки (СЧЕТЕСЛИ); построение диаграмм (диаграмма, график, круговая диаграмма, гистограмма, ярусная диаграмма, ряд данных, категория). (1 ч.).

Практическая работа №12: «Сортировка и поиск данных». (1 ч.).

Контрольная работа №3 по пройденной главе: «Обработка числовой информации в электронных таблицах». (1 ч.).

 

    1. Коммуникационные технологии. (9 ч.).

 

Локальные и глобальные компьютерные сети: передача информации (сообщение, канал связи, компьютерные сети, пропускная способность); что такое локальная компьютерная сеть (локальная компьютерная сеть, одноранговая сеть, сеть с выделенным сервером, сервер, клиенты, сетевой адаптер, витая пара, оптоволоконный кабель, беспроводное соединение Wi-Fi); что такое глобальная компьютерная сеть (глобальная компьютерная сеть (Интернет), канал связи, узел, абонент, провайдер). (1 ч.).

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера. Практическая работа №13: «Работа в локальной сети»: как устроен Интернет (Интернет, протокол); IP-адрес компьютера (IP-адрес, задача на нахождение IP-адреса). (1 ч.).

Доменная система имён. Протоколы передачи данных: доменная система имен (доменная система имен, имена доменов верхнего уровня); протоколы передачи данных (пакет, маршрутизация, протокол IP, протокол TCP, протокол TCP/IP). (1 ч.).

Всемирная паутина. Файловые архивы: всемирная паутина (всемирная паутина (WWW), сервисы, авторизация, логин, пароль, web-страница, web-сайт, адрес документа в Интернете, протокол HTTP); файловые архивы (файловые архивы, протокол FTP). (1 ч.).

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. Практическая работа №14: «Работа с электронной почтой»: электронная почта (электронная почта (e-mail), почтовый ящик, почтовый сервер, адрес электронной почты, протокол SMTP, протокол POP3, почтовый клиент, web-интерфейс, сервис мгновенного обмена сообщениями); сетевое коллективное взаимодействие (телеконференция, модератор, web-форум, чат, социальные сети); сетевой этикет (сетевой этикет). (1 ч.).

Технологии создания сайта: технологии создания сайта (язык гипертекста HTML, теги, HTML-редакторы, web-дизайнер). (1 ч.).

Содержание и структура сайта. Практическая работа №15: «Разработка содержания и структуры сайта»: содержание и структура сайта (содержание сайта, структура сайта, навигация). (1 ч.).

Оформление сайта. Практическая работа №16: «Оформление сайта»: оформление сайта (главная (домашняя) страница, шаблон страницы сайта, рекомендации наполнения страниц сайта). (1 ч.).

Размещение сайта в Интернете. Практическая работа №17: «Размещение сайта в Интернете»: размещение сайта в Интернете (хостинг). (1 ч.).

 

Итоговое повторение. (1 ч.).

 

Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. (1 ч.).

 

Место учебного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 33 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю, в соответствии с учебным планом школы, предусматривающем 33 учебные недели.

 

Тематическое планирование

№ главы

Название главы

 

Примерные сроки

Место проведения

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

Примерные сроки

1.

«Моделирование и формализация»

Центр «Точка роста»

7

4

1

1-7 неделя

2.

«Алгоритмизация и программирование»

Центр «Точка роста»

8

5

1

8-15 неделя

3.

«Обработка числовой информации в электронных таблицах»

Центр «Точка роста»

8

3

1

16-23 неделя

4.

«Коммуникационные технологии»

Центр «Точка роста»

9

5

-

24-32 неделя

Итоговое повторение

Центр «Точка роста»

1

-

1

33 неделя

 

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Глава 1: «Моделирование и формализация».

7

1.

 

Моделирование как метод познания. ТБ и организация рабочего места.

1

2.

 

Знаковые модели. Знакомство с системой автоматизированного проектирования (САПР) Компас-3D.

1

3.

 

Графические модели. Практическая работа №1: «Построение графических моделей в системе автоматизированного проектирования (САПР) Компас-3D».

1

4.

 

Табличные модели. Практическая работа №2: «Построение табличных моделей».

1

5.

 

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. Практическая работа №3: «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы».

1

6.

 

Система управления базами данных. Практическая работа №4: «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере».

1

7.

 

Контрольная работа №1 по пройденной главе: «Моделирование и формализация».

1

Глава 2: «Алгоритмизация и программирование».

8

8.

 

Решение задач на компьютере.

1

9.

 

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Практическая работа №5: «Написание программ, реализующих алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов».

1

10.

 

Вычисление суммы элементов массива. Практическая работа №6: «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива».

1

11.

 

Последовательный поиск в массиве. Сортировка в массиве. Практическая работа №7: «Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве и сортировку массива».

1

12.

 

Конструирование алгоритмов.

1

13.

 

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Pascal. Процедуры. Практическая работа №8: «Написание вспомогательных программ (процедур)».

1

14.

 

Вспомогательные алгоритмы. Рекурсия. Алгоритмы управления. Практическая работа №9: «Написание вспомогательных программ (функций)».

1

15.

 

Контрольная работа №2 по пройденной главе: «Алгоритмизация и программирование».

1

Глава 3: «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

8

16.

 

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.

1

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 9 класса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Хмельниковская

средняя общеобразовательная школа





«Согласовано»

Руководитель МО

/Зеткина Г. Н./

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

/Зеткина Г. Н./

«Утверждаю»

Директор МОУ Хмельниковская СОШ

/Мироненко Т. В./

(подпись)


Протокол №129 от «1» сентября 2022 г.

(подпись)


«1» сентября 2022 г.

(подпись)


Приказ по школе №129 от «1» сентября 2022 г.






Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 9 класса

основного общего образования





Составил: учитель информатики

Строителев С. Н.







2022-2023 уч. год.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного курса «Информатика» для 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 02.07.2021 г.).

  2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 11.12.2020 г.).

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. №28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  4. СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»».

  5. Примерная образовательная программа учебного предмета «Информатика» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования от 18.03.2022 г. № 1/20.

  6. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета Информатика и ИКТ в 2022-2023 учебном году в общеобразовательных учреждениях».

  7. Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и имеющих государственную аккредитацию, на 2022/2023 учебный год.

  8. Авторская программа курса информатики для 5-9 классов основной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для основной школы: 5-6, 7-9 классы». Босовой Л.Л., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 г.


Цель программы

Приобретение учащимися учебной ИКТ-компетентности, что позволит сформировать у учащихся предметные и универсальные учебные действия, а также опорную систему знаний, обеспечивающие продолжение образования в основной школе.



Задачи программы

  • Показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире.

  • Показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека.

  • Включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.

  • Создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  • Организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов.

  • Организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование широкого спектра умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.

  • Создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

  • наличие представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


Метапредметные результаты:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;

  • умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений);

  • создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений;

  • создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).


Предметные результаты:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры;

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

  • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

  • развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.



Планируемые результаты обучения информатике и ИКТ


Выпускник научится:

  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

  • оценивать мощность множеств, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;

  • определять количество элементов в множествах, полученных из двух базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;

  • использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути) и деревьями (корень, лист, высота дерева);

  • описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);

  • выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;

  • пользоваться различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);

  • записывать на изучаемом языке программирования (Pascal) алгоритмы решения простых задач обработки одномерных числовых массивов;

  • анализировать алгоритмы для исполнителей Робот, Черепаха, Чертежник;

  • использовать основные способы графического представления числовой информации (графики, круговые и столбчатые диаграммы);

  • использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов;

  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

  • использовать приемы безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;

  • развить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • соблюдать этические нормы при работе с информацией и выполнять требования законодательства Российской Федерации в информационной сфере.


Выпускник получит возможность:

  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;

  • познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;

  • познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;

  • научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними;

  • исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элемента массива и др.);

  • научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;

  • расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;

  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;

  • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.


Содержание учебного курса


    1. Моделирование и формализация. (7 ч.).


Моделирование как метод познания. ТБ и организация рабочего места: модели и моделирование (модель, моделирование, натурная (материальная модель), информационная модель); этапы построения информационной модели (формализация); классификация информационных моделей (знаковые модели, образные модели, смешанные модели). (1 ч.).

Знаковые модели. Знакомство с системой автоматизированного проектирования (САПР) Компас-3D: словесные модели (словесные модели); математические модели (математические модели, логические модели); компьютерные математические модели (компьютерные математические модели, имитационные модели). (1 ч.).

Графические модели. Практическая работа №1: «Построение графических моделей в системе автоматизированного проектирования (САПР) Компас-3D»: многообразие графических информационных моделей (схема, карта, чертеж, график, диаграмма); графы (вершина графа, ребро графа, взвешенный граф, цепь, цикл, сеть, семантическая сеть, дерево, корень, листья); использование графов при решении задач (примеры задач, решающих с помощью графов). (1 ч.).

Табличные модели. Практическая работа №2: «Построение табличных моделей»: представление данных в табличной форме (типы таблиц: «объект-свойство», «объект-объект»); использование таблиц при решении задач (примеры задач, решающих с помощью таблиц, весовая матрица). (1 ч.).

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. Практическая работа №3: «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы»: информационные системы и базы данных (информационные системы, база данных, иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных); реляционные базы данных (реляционная база данных, запись, поле, типы полей: числовой, текстовый, логический, дата). (1 ч.).

Система управления базами данных. Практическая работа №4: «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере»: что такое СУБД (система управления базами данных (СУБД), возможности СУБД); интерфейс СУБД (объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты); создание базы данных (указания мастера базы данных, таблица, форма, сортировка); запросы на выборку данных (условия выбора – простые логические выражения, условия выбора – сложные логические выражения). (1 ч.).

Контрольная работа №1 по пройденной главе: «Моделирование и формализация». (1 ч.).


    1. Алгоритмизация и программирование. (8 ч.).


Решение задач на компьютере: этапы решения задачи на компьютере (этапы решения задачи на компьютере: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка-тестирование, выполнение расчетов); задача о пути торможения автомобиля (задача о пути торможения автомобиля, решенная с помощью всех этапов). (1 ч.).

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Практическая работа №5: «Написание программ, реализующих алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов»: описание массива (описание массива на примере языка программирования Pascal); описание массива (описание массива на примере языка программирования Pascal); вывод массива (вывод массива на примере языка программирования Pascal). (1 ч.).

Вычисление суммы элементов массива. Практическая работа №6: «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива»: вычисление суммы элементов массива (вычисление суммы элементов массива на примере языка программирования Pascal). (1 ч.).

Последовательный поиск в массиве. Сортировка в массиве. Практическая работа №7: «Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве и сортировку массива»: последовательный поиск в массиве (типовые задачи поиска: найти наибольший элемент массива, найти элемент массива, значение которого равно заданному значению; последовательный поиск в массиве на примере языка программирования Pascal); сортировка массива (сортировка (упорядочение) массива, неубывающий элемент массива, невозрастающий элемент массива, сортировка выбора, вложенный цикл, сортировка массива на примере языка программирования Pascal). (1 ч.).

Конструирование алгоритмов: последовательное построение алгоритма (метод разработки «сверху вниз» (нисходящий метод, метод пошаговой детализации)); разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот (система команд исполнителя (СКИ), разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот на примере языка программирования Pascal); вспомогательные алгоритмы (вспомогательный алгоритм, формальные параметры, фактические параметры, рекурсивный алгоритм). (1 ч.).

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Pascal. Процедуры. Практическая работа №8: «Написание вспомогательных программ (процедур)»: процедуры (процедура, процедура на примере языка программирования Pascal); функции (функция, функция на примере языка программирования Pascal, последовательность Фибоначчи). (1 ч.).

Вспомогательные алгоритмы. Рекурсия. Алгоритмы управления. Практическая работа №9: «Написание вспомогательных программ (функций)»: управление (управление, кибернетика, управляемый объект, управляющий объект, алгоритм управления, обратная связь). (1 ч.).

Контрольная работа №2 по пройденной главе: «Алгоритмизация и программирование». (1 ч.).


    1. Обработка числовой информации в электронных таблицах. (8 ч.).


Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы: интерфейс электронных таблиц (строка заголовка, строка меню, панель инструментов, рабочая область, столбец, строка, ячейка, табличный курсор, строка ввода, диапазон, строка состояния, текст, книга); данные в ячейках таблицы (текст, формула, арифметические операции); основные режимы работы электронных таблиц (основные режимы работы электронных таблиц: режим форматирования таблицы, режим отображения таблицы, режим выполнения вычислений). (1 ч.).

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки: относительные, абсолютные и смешанные ссылки (относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка). (1 ч.).

Практическая работа №10: «Вычисления в электронных таблицах». (1 ч.).

Встроенные функции. Логические функции: встроенные функции (основные встроенные функции (СУММ, МИН, МАКС), мастер функций); логические функции (основные логические функции (НЕ, И, ИЛИ), условная функция (ЕСЛИ)). (1 ч.).

Практическая работа №11: «Использование встроенных функций». (1 ч.).

Сортировка и поиск данных: сортировка и поиск данных (сортировка по возрастанию, сортировка по убыванию, основные способы выполнения сортировки (СЧЕТЕСЛИ); построение диаграмм (диаграмма, график, круговая диаграмма, гистограмма, ярусная диаграмма, ряд данных, категория). (1 ч.).

Практическая работа №12: «Сортировка и поиск данных». (1 ч.).

Контрольная работа №3 по пройденной главе: «Обработка числовой информации в электронных таблицах». (1 ч.).


    1. Коммуникационные технологии. (9 ч.).


Локальные и глобальные компьютерные сети: передача информации (сообщение, канал связи, компьютерные сети, пропускная способность); что такое локальная компьютерная сеть (локальная компьютерная сеть, одноранговая сеть, сеть с выделенным сервером, сервер, клиенты, сетевой адаптер, витая пара, оптоволоконный кабель, беспроводное соединение Wi-Fi); что такое глобальная компьютерная сеть (глобальная компьютерная сеть (Интернет), канал связи, узел, абонент, провайдер). (1 ч.).

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера. Практическая работа №13: «Работа в локальной сети»: как устроен Интернет (Интернет, протокол); IP-адрес компьютера (IP-адрес, задача на нахождение IP-адреса). (1 ч.).

Доменная система имён. Протоколы передачи данных: доменная система имен (доменная система имен, имена доменов верхнего уровня); протоколы передачи данных (пакет, маршрутизация, протокол IP, протокол TCP, протокол TCP/IP). (1 ч.).

Всемирная паутина. Файловые архивы: всемирная паутина (всемирная паутина (WWW), сервисы, авторизация, логин, пароль, web-страница, web-сайт, адрес документа в Интернете, протокол HTTP); файловые архивы (файловые архивы, протокол FTP). (1 ч.).

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. Практическая работа №14: «Работа с электронной почтой»: электронная почта (электронная почта (e-mail), почтовый ящик, почтовый сервер, адрес электронной почты, протокол SMTP, протокол POP3, почтовый клиент, web-интерфейс, сервис мгновенного обмена сообщениями); сетевое коллективное взаимодействие (телеконференция, модератор, web-форум, чат, социальные сети); сетевой этикет (сетевой этикет). (1 ч.).

Технологии создания сайта: технологии создания сайта (язык гипертекста HTML, теги, HTML-редакторы, web-дизайнер). (1 ч.).

Содержание и структура сайта. Практическая работа №15: «Разработка содержания и структуры сайта»: содержание и структура сайта (содержание сайта, структура сайта, навигация). (1 ч.).

Оформление сайта. Практическая работа №16: «Оформление сайта»: оформление сайта (главная (домашняя) страница, шаблон страницы сайта, рекомендации наполнения страниц сайта). (1 ч.).

Размещение сайта в Интернете. Практическая работа №17: «Размещение сайта в Интернете»: размещение сайта в Интернете (хостинг). (1 ч.).


Итоговое повторение. (1 ч.).


Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. (1 ч.).


Место учебного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 33 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю, в соответствии с учебным планом школы, предусматривающем 33 учебные недели.


Тематическое планирование

главы

Название главы


Примерные сроки

Место проведения

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

Примерные сроки

1.

«Моделирование и формализация»

Центр «Точка роста»

7

4

1

1-7 неделя

2.

«Алгоритмизация и программирование»

Центр «Точка роста»

8

5

1

8-15 неделя

3.

«Обработка числовой информации в электронных таблицах»

Центр «Точка роста»

8

3

1

16-23 неделя

4.

«Коммуникационные технологии»

Центр «Точка роста»

9

5

-

24-32 неделя

Итоговое повторение

Центр «Точка роста»

1

-

1

33 неделя


Календарно-тематическое планирование

урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Глава 1: «Моделирование и формализация».

7

1.


Моделирование как метод познания. ТБ и организация рабочего места.

1

2.


Знаковые модели. Знакомство с системой автоматизированного проектирования (САПР) Компас-3D.

1

3.


Графические модели. Практическая работа №1: «Построение графических моделей в системе автоматизированного проектирования (САПР) Компас-3D».

1

4.


Табличные модели. Практическая работа №2: «Построение табличных моделей».

1

5.


База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. Практическая работа №3: «Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы».

1

6.


Система управления базами данных. Практическая работа №4: «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере».

1

7.


Контрольная работа №1 по пройденной главе: «Моделирование и формализация».

1

Глава 2: «Алгоритмизация и программирование».

8

8.


Решение задач на компьютере.

1

9.


Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Практическая работа №5: «Написание программ, реализующих алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов».

1

10.


Вычисление суммы элементов массива. Практическая работа №6: «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива».

1

11.


Последовательный поиск в массиве. Сортировка в массиве. Практическая работа №7: «Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве и сортировку массива».

1

12.


Конструирование алгоритмов.

1

13.


Запись вспомогательных алгоритмов на языке Pascal. Процедуры. Практическая работа №8: «Написание вспомогательных программ (процедур)».

1

14.


Вспомогательные алгоритмы. Рекурсия. Алгоритмы управления. Практическая работа №9: «Написание вспомогательных программ (функций)».

1

15.


Контрольная работа №2 по пройденной главе: «Алгоритмизация и программирование».

1

Глава 3: «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

8

16.


Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.

1

17.


Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.  

1

18.


Практическая работа №10: «Вычисления в электронных таблицах».

1

19.


Встроенные функции. Логические функции.

1

20.


Практическая работа №11: «Использование встроенных функций».

1

21.


Сортировка и поиск данных.

1

22.


Практическая работа №12: «Сортировка и поиск данных».

1

23.


Контрольная работа №3 по пройденной главе: «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

1

Глава 4: «Коммуникационные технологии».

9

24.


Локальные и глобальные компьютерные сети.

1

25.


Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера. Практическая работа №13: «Работа в локальной сети».

1

26.


Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

1

27.


Всемирная паутина. Файловые архивы.

1

28.


Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. Практическая работа №14: «Работа с электронной почтой».

1

29.


Технологии создания сайта.

1

30.


Содержание и структура сайта. Практическая работа №15: «Разработка содержания и структуры сайта».

1

31.


Оформление сайта. Практическая работа №16: «Оформление сайта».

1

32.


Размещение сайта в Интернете. Практическая работа №17: «Размещение сайта в Интернете».

1

Итоговое повторение.

1

33.


Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса.

1



Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства:

  • Компьютер (ноутбук) – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (ноутбуку), видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и компьютерная мышь (разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденнуюи созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Акустические колонки – устройство для воспроизведения звука, состоит из акустического оформления и вмонтированных в него излучающих головок (обычно динамических).




Программные средства:

  • Операционная система (Widows 7).

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа (Dr. Web).

  • Клавиатурный тренажер (Руки солиста).

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый процессор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций, электронные таблицы, базы данных (Libre Office, Microsoft Office).

  • Браузеры (Google Chrome, Mozilla Firefox).

  • Программа для распознавания текстов (ABBYY FineReader).

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).


Учебно-методическое обеспечение:

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 г.

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 г.

  • Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 г.

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 г.



Цифровые образовательные ресурсы:

  • Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 9 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.): https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7.php

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

  • Сетевые компьютерные практикумы по курсу «Информатика»: http://window.edu.ru/

  • Сайт Константина Полякова: http://kpolyakov.narod.ru

  • Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках: http://www.klyaksa.net/

  • Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/subject/19/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!