Мастер-класс «Модельный урок с применением технологии развития критического мышления»
Цель:знакомство с модельным уроком по технологии развития критического мышления; демонстрация возможного применения следующих приёмов технологии развития критического мышления: кластер, «шесть шляп», фишбоум, письмо по кругу, синквейн.
Раздаточный материал для каждой из групп: ватманы, листы - формат А4, фломастеры, маркеры, силуэты разноцветных шляп.
I. Организационный момент
-Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом зале.
- Устали? Давайте немного подвигаемся. Возьмите, пожалуйста, любую шляпу, а теперь объединитесь в группы по цвету.
(Определение состава групп).
II.Практическая часть
1.Стадия вызова
Слайд 1
-Учитель…
Составляем кластер
(Работаем в группах)
Слайд 2
- А какие ассоциации у Вас возникают, когда слышите слово «учитель»?
Оформите, пожалуйста, свои ассоциации в виде схемы. Для этого посередине ватмана необходимо написать слово «учитель», а затем вокруг «накидать» слова или предложения, которые у вас ассоциируются с этим словом. По мере записи, появившиеся слова соединяйте прямыми линиями с ключевым понятием.
-Пока вы будете работать, будет звучать музыка. Закончится музыка, и вы закончите свою работу.
2. Осмысление
Слайд 3
Приём «Шесть шляп»
- Мне приятно, что у всех добрые ассоциации, но в нашей работе, мы встречаемся как с хорошим, так и с плохим. Сейчас каждая группа, «наденет» виртуальную шляпу и поразмышляет, что плохого (хорошего) в том, что вы педагог? Коллеги в жёлтых « шляпах» должны мыслить позитивно, видеть и искать во всём только хорошее. В черных «шляпах» – мыслят негативно, отмечают только отрицательные стороны. В красных - эмоциональное мышление, а в синих – мыслят обобщающе, философски.
1) жёлтая «шляпа» - подумайте и найдите только позитивное, привлекательное в работе учителя.
2) чёрная «шляпа» - укажите только отрицательные стороны в вашей учительской деятельности.
3) красная «шляпа»- расскажите о чувствах и эмоциях, которые вызывает ваша профессия .
4) синяя «шляпа» - обобщите, пожалуйста, высказывания предыдущих групп и постройте заключительное связное сообщение на тему «Что плохого (хорошего) в том, что вы педагог?» ( группа делится на две части
Слайд 4
Приём «Фишбоум»
2)- Учительский труд нелегкий, ответственный и почтенный. Педагоги вместе с родителями (а иногда и в большей степени) воспитывают и формируют юные души.
Эта профессия существует в мире уже не первое тысячелетие, и до недавнего времени учитель считался чуть ли не «первым после Бога» и аккумулировал все знания, науку и мудрость мира. Сегодня ситуация несколько изменилась. Попробуем разобраться, почему же в последнее время снизился статус учителя?
Голова – вопрос темы; верхние косточки – основные понятия темы; нижние косточки – суть понятий; Остальное необходимо восстановить. Вы должны подумать и назвать причины данной проблемы, подтвердив всё фактами.
Причины
Почему снизился статус учителя?
Факты
Слайд 5
Прием «Письмо по кругу»
- Мы попытались с вами выяснить причины непопулярности нашей профессии. А что надо сделать, чтобы появился этот интерес? Давайте подумаем и продолжим предложение Чтобы повысить престиж учителя, следует…
- У каждой группы лист ватмана, на котором вы записываетсвои мнения и передаётепо кругу. 1-й записывает, как это было, 2-й – развивает мысль дальше, 3-й подхватывает начатые мыс ли и развивает их своим предложением,затем 4-й дополняет написанное и так далее. (Предоставляю слово учителю, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.)
3. Рефлексия.
Прием «Синквейн»
– Наша профессия требует полной самоотдачи. Светя другим – сгораю сам…”
Как сохранить свою душу от “профессионального сгорания”? Где взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела.
Мачта открыта всем ветрам и бурям. И она бы давным-давно рухнула, если бы не растяжки, которые ее удерживают в вертикальном положении. Чем больше растяжек - тем прочнее она стоит на ветру.
Так и человек. Чем больше подпорок он сам для себя создал, тем прочнее и лучше его жизнь. Тем легче он будет противостоять жизненным бурям.
Послушайте притчу.
«Бог слепил человека из глины, и у него остался неиспользованный кусок.
-Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.
-Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины...»
Так вот и я в ваши ладони тоже положу этот кусочек (чистые листы бумаги) и давайте попробуем вместе создать те "подпорки", которые поддерживают человека в жизни, делают его счастливым.
И здесь никак не обойтись без своеобразных тестов для самовнушения, которые мы сейчас попытаемся составить (индивидуальная работа).
Слайд 6
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия (глагол или причастие)__________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути_(синоним)__________________________________________
Несколько человек зачитывают свои работы.
- Молодцы! А теперь улыбнитесь и подарите памятки своему соседу. Это вам подарки ко Дню учителя!
III. Теоретическая часть
Слайд 7
Коллеги! Практически каждый из вас так нетрадиционно начинает свои уроки, по крайней мере хотя бы иногда.
Но всё-таки я попытаюсь продемонстрировать сейчас "Модельный урок с применением технологии развития критического мышления".
Слайд 8
Итак, интерактивная технология развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.
Урок обычно состоит из 3 этапов: вызов - осмысление – рефлексия.С точки зрения традиционного урока совершенно очевидно, что эти этапы не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения. В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.
Сейчас, в практической части мастер – класса, я продемонстрировала вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые чаще всего использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных и воспитательных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях (семинары, рабочие встречи, педсоветы и т.д.). Она универсальна ещё в том, что ложится на любой урок и сотрудничает с любой педагогической технологией.
1.Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична: 1. Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста. Слайд 10 Приём «Шесть шляп» | На любое событие можно посмотреть на основе шести точек зрения. Надев воображаемую шляпу определённого цвета, вы должны оценить данное событие с точки зрения этой шляпы. 1. Белая шляпа - статистическая (событие оценивается на основе данных статистики). 2. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка события). 3. Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оценка события). 4. Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). 5. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, необычные идеи). 6. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие). | Слайд 11 |
3. Приём «Фишбоун», что в переводе означает «рыбный скелет». В «голове» этого скелета обозначают проблему, которая рассматривается в тексте. На верхних «отростках» отмечают причины возникновения этой проблемы, на нижних «косточках» учащиеся по ходу чтения описывают факты, подтверждающие существование сформулированных ими причин. В «хвосте» рыбы записывают вывод. 4. Прием «Письмо по кругу» Записываются мнения и передаются по кругу. 1-й записывает, как это было, 2-й – развивает мысль дальше, 3-й подхватывает начатые мыс ли и развивает их своим предложением, затем 4-й дополняет написанное и так далее Слайд 12 5.Синквейн |
Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Как это делать: Название (обычно существительное)___________________________ Описание (обычно прилагательное)____________________________ Действия___________________________________________________ Чувство (фраза)_____________________________________________ Повторение сути____________________________________________ Слайд 13 IV. Рефлексия - Посмотрите, пожалуйста, на известную карикатуру датского художника Херлуфа Бидструпа «Кубики». Где, как Вам кажется, были соблюдены фазы образовательной технологии развития критического мышления, а где – нарушены. |
Слайд 14
- Жизнь есть театр, и люди в ней актеры
И кто сказал: Учитель не актер?
Актеры, сценаристы, режиссеры…
Наш с вами, сударь, беспредметен спор.
Звенит звонок, терзая трелью нервы.
Один – не три: последний – он же первый,
И опоздавшие появятся… на сцене,
С беспечностью срывая представленье.
Звенит звонок сомнений и тревог –
Маэстро – выход! Да хранит нас Бог!
У. Теккерей