Мастер-класс «Морозные кружева»
Зимушка-зима всегда дарит нам массу идей для творчества. Морозные узоры, которые рисует художница Зима на окнах, завораживают нас своими причудливыми сказочными мирами. Зима настоящая мастерица, ее узоры похожи на тончайшие белоснежные кружева. Давайте в нашей работе попробуем совместить морозные узоры и кружевоплетение. Говорят, что рукодельницы-кружевницы частенько черпают вдохновение, глядя на эту нерукотворную красоту.


Возьмем для примера вологодское кружево. Каждая работа, выполненная мастерицей, является настоящим шедевром русского народного искусства. Особенностью кружева является необычная манера плетения, которая составляет плотный узор, выполненный непрерывной изгибающейся тесьмой. А оттеняет его тонкая сеточка плетеной основы. Выполним нашу работу в такой стилистике.
Предлагаю главным персонажем нашего «морозного кружева» выбрать какой-нибудь мотив, созданный вологодскими мастерицами. Это может быть образ животного или птицы, сказочный букет или древо жизни. Будет здорово, если, выбрав героя для своей работы, вы сделаете сначала набросок на листе писчей бумаги формата А4. Главное условие – изображение не должно быть слишком большим или слишком мелким. Эскиз – это натуральная величина изображения, которое вы потом скопируете на центре чистового варианта. Главное изображение дробим на отдельные элементы. Придаем декоративность образу.
Теперь о материалах. Нам понадобится плотный лист бумаги формата А3, кисти (белка) толстая и тонкая, гуашь, палитра, губка поролоновая, клей ПВА и соль (только не экстра!).
Шаг 1. Тонируем фон. Можно выбрать два-три цвета для заполнения фона. Приветствуется холодная цветовая гамма. Широкой кистью наносим цвета, добиваясь плавных переходов. Фон лучше сделать темным, т.к. светлый рисунок будет ярче на нем читаться.

Шаг 2. Любуемся тем, что у нас получилось. Даем листу хорошо просохнуть.

Пока лист сохнет, можно поиграть в игру. Что вам напоминает этот лист?
Шаг 3. Сейчас необходимо создать ощущение замороженного окна. С помощью поролоновой губки выполним изморозь. На палитру выкладываем белую гуашь. Гуашь можно наносить на губку кистью, можно губку макать в краску. Все зависит от вашего настроения. Краску наносим короткими примакивающими движениями. Густота краски, нажим можно варьировать. Экспериментируйте!

Вот наше подмороженное окно, над которым будем колдовать дальше.
Шаг 4. Перенос эскиза на чистовик. Простым карандашом выполняются основные контуры рисунка. Для переноса рисунка можно использовать копировальную бумагу. Это для трусишек. А самые смелые обычно рисуют на чистовике сразу белой краской, глядя на эскиз.

Основные контуры рисунка выполняем толстой кистью, тонкой – прорисовываем сеточки внутри. Ваш персонаж должен хорошо вписаться в пространство листа. Если вы перенесли изображение, а пустоты вокруг многовато, добавьте дополнительные элементы в виде завитушек для равновесия композиции.
Шаг 5. После того, как рисунок просох, переходим к рисованию клеем ПВА. Берем клей в небольшом флакончике и, как карандашом проводим четкие линии по основным контурам рисунка. Старайтесь по долгу не задерживаться на одном месте. Могут получиться клеевые лужицы, что выглядит не слишком симпатично.
Шаг 6. Посыпка солью самый захватывающий момент. Сейчас мы будем делать настоящую кристаллическую изморозь! Все в предвкушении, что же из этого получится? Сколько соли приклеится, а сколько отпадет? Каким станет рисунок? Раз, два, три! Посыпаем!

Соль можно брать щепотками и аккуратно сыпать на каждую клеевую линию. Если соль имеется в больших количествах, можно не экономить. Все зависит от ваших запасов соли, вашего характера и темперамента.
Шаг 7. Вот и высох клей на рисунках. Лишнюю соль стряхиваем с букетов и зверюшек. Кристаллики соли придают работе объем и выглядят, как настоящий снег. Красота! Морозные узоры в такой технике пришлись мне по душе! А вам?
