Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс на КПК "Приёмы смыслового чтения"»
Приёмы смыслового чтения практикум
Автор:
Митупова Инна Гуруевна, учитель русского языка и литературы МАОУ
«СОШ № 60 социальной адаптации детей - инвалидов» г. Улан - Удэ
Задача: оказать методическую поддержку в формировании навыков смыслового чтения Актуальность темы
- Сегодня нужно говорить о реальной проблеме формирования читательских умений каждым учителем в рамках своего предмета
- Подавляющее большинство школьников не понимают смысла текста
В конце жизни Гёте сказал: «Добрые люди... не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. Я затратил на это восемьдесят лет и все еще не могу сказать, что достиг цели»
Навык чтения
Озвучивание
Понимание
Учёт психологии восприятия
- правополушарным свойственно целостное , нерасчленённое восприятие информации
- левополушарные расчленяют целое на составные части
Афоризм И. Бабеля
“ Каждый интеллигентный человек должен прочитать за свою жизнь восемь-десять книг. Каких именно? Чтобы узнать это, прочтите тысяч пятнадцать томов”.
Этапы смыслового чтения
1. Репродуктивное чтение
- Понимание - воспроизводство содержания
- Выделяем отдельные слова, фразы, предложения
Этапы осмысления текста
2. Собственное толкование - извлечение смысла
с помощью имеющихся знаний, интерпретация,
Объяснение, анализ и обобщение
3. Создание собственного нового смысла, то есть “присвоение” добытых новых знаний
как собственных в результате оценочных суждений
Оценивание интеллектуальной обработки информации
- Интеллектуальная обработка информации
- Умеет ли выделять главное в предложенной информации:
- 3 Способен выделять самостоятельно
- 2 Нуждается в дополнительных (наводящих вопросах)
- 1 Испытывает значительные затруднения
Нахождение смыслового ядра в тексте
- Обучение находить смысловые ряды - суть текста, смысловое ядро - доминанту, ведь большинство текстов избыточны на 70—80%, а смысловое ядро заключается в оставшихся
20—30%
Творческих
успехов!