СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс на тему: « Использование методики Кубики Зайцева в работе с глухими обучающимися»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс на тему: « Использование методики Кубики Зайцева в работе с глухими обучающимися»»

Мастер – класс на тему « Использование методики «Кубики Зайцева» в работе с глухими обучающимися»


Я работаю учителем – сурдопедагогом в «Симферопольской специальной школе – интернате №2», провожу индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи. Коррекционная работа с глухими детьми строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха, нарушение слуха это первичный дефект у детей обучающихся в нашей школе, но к сожалению глухота несет с собой также и нарушения речи. Система методов работы с такими детьми должна обеспечивать компенсаторную и коррекционную направленность. В своей работе использую различные методы и приемы. Сегодня я хочу рассказать вам о «Кубиках Зайцева», которые я успешно применяю. Кубики разработаны Николаем Александровичем Зайцевым - выдающимся питерским педагогом-новатором, подвижником своего дела, основаны на естественной потребности любого ребенка в игре, это, прежде всего игры, а потом уже пособия. Преподавание по методике Зайцева - это преподавание в игре, а игра, как известно, является основным видом деятельности ребенка. При разработке своей системы Зайцев опирался на исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева.

Так случилось, что моё знакомство с этой методикой состоялось сначала - как мамы. Изучив данную методику, я приобрела комплект для обучения чтению и развитию фонематического слуха своих детей. В процессе занятий я постоянно думала о том, насколько эффективно я могу использовать эти пособия для своей работы в школе. И поняла, что они идеально подходят почти для всех видов работ на занятии по РРС и ФПСР (так кратко называется преподаваемый мной предмет). Адаптировать кубики оказалось возможно, ведь главная идея методики базируется на том, что процесс познания должен опираться на все формы восприятия ребенка:

  • мышление;

  • слух;

  • зрение;

  • двигательную и тактильную память.

В целом это подходило к требованиям работы над слогом, словом, предложением.

И это как раз то, что было нужно для применения их в работе с глухими учениками нашей школы. Ведь неслышашие дети, ежедневно прилагают титанические усилия для того, чтобы запоминать правильные артикуляционные уклады, учатся правильно дышать, произносить звуки- абсолютно не слыша себя. То, что дано нам, слышащим, от природы им приходится познавать с большим трудом. И этот долгий и сложный процесс становится гораздо легче и приятнее когда перед ребенком, красочный и интересный дидактический материал, который к тому же преподносится в игровой форме. Изначально Кубики предназначены для обучения чтению, начальной грамотности и письму, но вполне успешно могут использоваться для занятий со слепыми детьми, детьми с ОВЗ, алалией, аутистами, глухими.




Демонстрация кубиков.

В комплекте 52 кубика (7 повторяющихся, для слов типа дя-дя). На каждый кубик нанесены склады, всего их 200. Кубики в наборе отличаются по разным признакам:

  • размеру;

  • цвету;

  • материалу;

  • звучанию;

  • по наполнителю;

  • по весу.

Эти особенности помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими и запоминать разные по характеру склады (методика Зайцева основана на складах, а не на слогах). Склад — это слияние согласной и гласных буквы, просто гласная, согласная в открытом слоге:

Большие кубики —  с твердыми складами, а маленькие — с мягкими.

Белый кубик — со знаками препинания.

Есть сдвоенные кубики с согласными, которые дружат не со всеми гласными (жа, жу, жи).

Складов жы, шы, чя, щя на кубиках нет.

Звонкие склады — кубик металлический, глухие склады — деревянный.

Золотой кубик — это гласные.

Склады с йотированными - звуками маленькие.

Склады с твердым знаком на железно-деревянных кубиках, а с мягким знаком — на деревянно-золотых.

Кубики отличаются по цвету: звонкие — голубые, согласные — коричневые,

Твердый и мягкий знак — зеленые.

Дети в процессе игры запоминают склады и особенности кубиков. Из складов легко складывать слова. Потом все это выстраивается в стройную грамматическую систему. Знакомство со складами начинается с кубиков, а заканчивается таблицами.

Методика Зайцева позволяет задействовать такие органы чувств, как осязание, зрение, развивать компенсаторные возможности, а также развивать и тренировать остаточный слух. А это обеспечивает активное развитие речи и творческих задатков детей.





Применение на практике.

Структура моего занятия делятся на две части первая часть – работа по формированию произносительной стороны речи. В этой части занятия я использую такие виды работ с кубиками:

Работа над ритмико- интонационной структурой речи включат в себя работу над интонацией нормами орфоэпии, ударением и темпом речи, силой голоса.

  1. Работа над речевым дыханием: чтение слогов с наращиванием на одном выдохе.

  2. Работа над интонацией - составление и чтение предложений с паузами,

Пример: Мама мыла раму. Для этого на одном пустом кубике нарисованы обозначения пауз.

2.Работа над вопросительной, повествовательной или восклицательной интонацией.

Пример: Мама мыла раму.!?

  1. Работа над ударением.

Пример: выделение ударного слога большим кубиком, либо надстрочным знаком.

коРОва

4.Работа над правилами орфоэпии. Глухим детям очень тяжело оформлять речь орфоэпически правильно. Очень часто речь глухого ребенка монотонна, скандирована. Произносят слова такие дети так, как пишут, и научить ребенка говорить правильно это трудная задача для педагога. Есть ряд правил применимых к произношению. Особенность их в том, что нужно научить ребенка сознательно применять их в речи. С кубиками эта сложная работа превращается в интересную и увлекательную игру.

Например: окончания ого-его как ова- ева ( синего – синево), предлагаю ребенку заменить окончание в соответвии с правилом.

Также окончания ться тся, как ца( садиться садица) для этого можно заменять окончание складами либо надстрочным знаком ударения.

И замена безударного о, на а ( кАрова).

Работа над силой голоса: Большие кубики – громко, маленькие – тихо.



Работа над звуками.

Кубики отличаются по цвету и размеру в зависимости от твердости и мягкости и звонкости – глухости, йотированные звуки и гласные.

Пример работы над звуками: дифференциация глухих и звонких, мягких и твердых, с опорой на зрительный анализатор так как кубики отличаются по цвету и размеру.



Наглядный пример произнесения йотированных звуков.



Во второй части занятия мы работаем над развитием речевого слуха.

Тут проводится работа за экраном. Она рассчитана на развитие и тренировку остаточного слуха ученика. На данном этапе идет работа по восприятию текста на слух, ответами на вопросы, составлению слов, фраз, предложений. Ту огромное поле для фантазии и различных игр. Например:

Послушай слово, сопоставь с картинкой, выбери ответ на вопрос, послушай, какой слог я назвала, какой не назвала.

Также в той части занятия легко с помощью кубиков объяснить ребенку сложные слова и работать над активацией речи.

Также я использую таблицы, которые прилагаются к набору в качестве структурного элемента для фонетической зарядки, и для дифференциации звуков.



Итог.

Данная методика может использоваться на всех этапах моей работы. Конечно- же, я провожу все занятие с помощью кубиков, но часто применяю их в различных видах работ. Опыт применения этой методики показывает свои результаты как в выполнении поставленных на уроке целей и задач, так и в создании положительного настоя на занятие, мотивации детей к выполнению заданий. А положительный настрой и желание моих учеников учиться это уже пол - пути к получению заветного результата и научиться опираться на свои слуховые возможности. Спасибо за внимание и я надеюсь, мой опыт покажется вам полезным.