Сценарий мастер класса «Кто умеет говорить тот петь»
Свой мастер - класс, я хочу начать словами М. Горького: «Когда я слушаю музыку, то забываю день на земле или ночь. Мальчишка я или старик, забываю все».
Пение – это великий дар, который каждый из нас получает при рождении. Как говорил Георгий Александрович Струве (выдающийся педагог, хормейстер, композитор, создатель хоровой школы «Пионерия») «Среди людей нет неталантливых. Все люди могут, и должны, научится петь».
Поэтому тема нашего мастер класса прозвучит сегодня так: «Кто умеет говорить, тот умеет петь»!
Ответьте мне пожалуйста на вопрос. А вы любите петь?
2. Пение бывает: народное (фольклорное, аутентическое), академическое, эстрадно - джазовое, рок-пение и т.д. Мы же с Вами сегодня познакомимся с народным (фольклорным).
3. Народное (фольклорное) пение – самый древний, естественным образом развивавшийся вид пения. Как правило, народное пение близко к естественной речевой манере человека, имеет грудное звучание и произношение звуков в народном пении «открытое» (то есть звук идет наружу, а не «в голову»).(обяснение головного регистра и грудного)
- А сейчас, уважаемые коллеги, прошу вашего дружеского участия и внимания.
Я Мастер – класс сегодня покажу
Много интересного поверьте, расскажу.
Дети любят эти упражнения
Увлекут они и вас, вне всякого сомнения!
Сегодня мы с вами изучим песню в фольклорной манере исполнения Но, чтобы приступить к изучению песни для начала мы с вами должны подготовить наш голосовой аппарат.
-Первое, с чего нужно начать, это настроить правильное дыхание, а
4. (3 минуты) певческое дыхание начинается с правильной постановки корпуса.
Если хочешь стоя петь,
Головою не вертеть.
Встань спокойно, подтянись,
И спокойно улыбнись.
Выполним с вами двигательные упражнения.
Исходное положение (стоя прямо, ноги на ширине плеч)
1 упражнение «Пружинки». «Вверх» подняться на носочки, «вниз» - опуститься.
2 упражнение «Пиджачок» описываем полукруговые движения плечами назад, как будто снимаем пиджак, накинутый на плечи, а затем вперёд, как будто надеваем.
- Таким образом, отрабатывается певческая постановка корпуса при пении с опорой на ноги.
Молодцы!
5. (6 минут). А теперь перейдём к дыхательным упражнениям, которые способствуют не только развитию голоса, но и служат охране голоса от различных заболеваний.
Проведём с вами лечебную гимнастику:
1.«Выдох 3 раза» (Берём активный вдох по руке дирижёра и выдыхаем коротко 3 раза с силой);
«Свечка» (Берём активный вдох по руке дирижёра и выдыхаем длинно 1 раз с силой пока не закончится вдох);
Дыхательная гимнастика от Александры Стрельниковой
упражнение «Голос проснись!» - наклоняемся, берём вдох, медленно поднимаем корпус на звук «о» и слушаем долго друг друга.
Хорошо! С дыхательными и вокальными упражнениями справились, теперь переходим к артикуляционной гимнастике.
6. (4 минуты) Проговорим с Вами скороговорку, четко произнося каждое слово.
Сначала проговорим в медленном темпе, затем в умеренном, затем в быстром темпе.
скороговорка «Андрей воробей не гоняй голубей, гони галочек из под палочек »
Молодцы!
7. (12 минут) Мы с Вами познакомились с народной (фольклорной) манерой пения. Скажите пожалуйста, какие календарно-обрядовые праздники вы знаете? И мы сегодня с вами поговорим о календарно-обрядовом празднике «Веснянки» . Несмотря на то, что мастер класс вам покажется не соответствующим сезону я уверена в том, что в будущем вы сможете использовать предложенную мной идею.
По русскому обычаю весну встречают трижды. Первый раз – в день Сретения. Второй раз – на Сороки 22 марта в день весеннего равноденствия. И третий раз – 7 апреля на Благовещение.
У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик. Желая поторопить птиц, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками, глазками. По давней традиции в домашнем приготовлении жаворонков принимают участие дети. Их раздавали всем членам семьи. Нужно было выйти на улицу и, подбрасывая вверх птичку из теста приговаривать заклички и одну из закличек мы сегодня с вами выучим на мастер классе. Перед тем как приступить к разучиванию заклички, я хотела бы задавать вам вопрос. Как вы, думаете, что главное при разучивании песни. (понимание текста, настроение, чувство).
(Разучивание веснянки)
Сейчас я вам исполню закличку, а вы внимательно послушайте!
Что мы слышим в начале заклички, с чем можно сравнить эту мелодию?
Скажите, а в каком настроении мы будем исполнять закличку?
-Молодцы, ну а теперь я предлагаю вам слепить птиц из соленого теста.
Замечательно, молодцы. Ну, а наш мастер класс подходит к концу и я хотела бы у вас спросить: Как вы думаете, почему люди стесняются петь? Или я часто я вот слышу фразу « У меня нет слуха, я не умею петь» Как вы думаете с чем это может быть связано?
Пойте чаще, пойте вашим друзьям, пойте с любимыми исполнителями.
Спасибо всем за участие, до новых встреч!
Приложение 1
Весенняя закличка
«Ой кулики,жавороночки»
Ой, кулики, жавороночки,
Прилетайте к нам в ладоночки.
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
Кулик, кулик, замыкай зиму,
Отворяй весну, тепло летичко.