Мастер класс на тему:
Метод «Золотая рыбка» как средство формирования креативного мышления на занятиях в объединении «Рукотворное чудо»
Цель: Познакомить педагогов с ТРИЗ методом «Золотой рыбки»
Ход мастер класса
1. Вступительная часть
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своем мастер-классе. В этом учебном году тема моего ИОМ: «Повышение уровня образовательных результатов обучающихся по ДООП «Рукотворное чудо» за счёт использования методик, приемов развития креативного мышления»
2. Теоретическая часть с показом презентации
Слайд 1
Тема моего мастер – класса: Метод «Золотая рыбка» как средство формирования креативного мышления на занятиях в объединении «Рукотворное чудо»
Давайте разберёмся в понятии «креативность».
Слайд 2
Креативность- способность порождать новые идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Термин «креативность» близок к понятию «творчество». Только если последнее дается от природы, то креативный подход можно развить.
Креативность - это умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, генерировать идеи.
Слайд 3
Креативность — это интеллект + воображение. Благодаря интеллекту человек способен думать, анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать выводы. Воображение позволяет выйти за рамки привычных шаблонов, отбросить стереотипы, увидеть новые пути решения задач.
Как мы можем развить навыки креативности у наших детей, как научить их находить в разных ситуациях нестандартные решения? Какие же существуют приёмы для развития креативного мышления?
Слайд 4
Что такое ТРИЗ?
ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход.
ТРИЗ называют технологией творчества, наукой сильного мышления. Использование ее элементов и приемов помогает развивать умственную, познавательную и творческую деятельность учащихся на занятии.
Слайд 5
Цель ТРИЗ: Формирование у детей творческого мышления и фантазии,способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами, воспитание творческой личности.
Цель данной методики – научить детей думать нестандартно и находить собственные решения.
Слайд 6
Для решения творческих задач в ТРИЗ технологии используются активные методы:
Мозговой штурм
Открытые задачи
Морфологический анализ
Метод фокальных объектов
Метод гирлянд
Метод случайностей и ассоциаций
Синектика (метод аналогий)
Дидактические игры
Метод золотой рыбки
Я хочу познакомить вас с приёмом «Золотая рыбка».
Слайд 7
Суть метода заключается в последовательном разделении какой-то необъяснимой ситуации на две части – реальную и фантастическую. Реальную часть отбрасываем как исполнимую, и получаем новую ситуацию. Эту новую ситуацию рассматриваем как новую задачу и снова выделяем реальную и фантастическую части. И так далее до неразрешимого (необъяснимого) остатка.
Слайд 8
Данный метод получил название согласно сюжету всем известной сказки, да и рассматривать применение метода проще всего именно на примере сказки о золотой рыбке.
« Жил старик со своею старухой У самого синего моря;»
Мог старик жить со старухой у моря? Конечно, мог.
«Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.»
Тоже все вполне реально – жили в землянке, старик ловил рыбу, старуха пряла пряжу.
«Раз он в море закинул невод, — Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, Пришел невод с травой морскою. В третий раз закинул он невод, — Пришел невод с одною рыбкой»
До сих пор все вполне реальные события, которые могли быть на самом деле
Слайд 9
Фантастическая часть сказки
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой – золотою,
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.»
В море золотых рыбок нет.
Реальная часть – последняя
Может ли рыбка быть золотой? Рыбка могло попасть в море… (Как?Пример…)
Например, рыбья чешуя сверкала в лучах солнышка и потому казалась золотой. Или море было далеким и южным, где водятся рыбки самых причудливых расцветок. Так дети находят обоснование непонятным и нереальным на первый взгляд явлениям.
Поэтому метод «Золотой рыбки» еще часто называют методом обоснования новых идей.
Слайд 10
Фантастический необъяснимый остаток
Могла ли рыбка взмолиться?
Мы знаем, что некоторые рыбы издают звуки, и даже более того – некоторые виды рыб общаются друг с другом при помощи звуков.
Но говорить человечьим языком точно не могут.
Это и есть тот фантастический необъяснимый остаток.
3.Практическая работа
Слайд 11
Ваш друг уехал в Африку и прислал вам фотографию. На этой фотографии он изображён на фоне Тянитолкая. Это такое животное с двумя головами, которые находятся на противоположных сторонах одного туловища. В сказке Корнея Чуковского о Докторе Айболите такое животное есть. Друг утверждает, что эта фотография реальная. Как быть? Обоснуйте эту фантастическое фото.
Работа в группах
4. Заключение
Я думаю, что нет более важной задачи, чем научить ребенка умению творчески, креативно, нестандартно мыслить. На следующем МО проведу МК с использованием других методов ТРИЗ.
Спасибо за участие в Мастер классе.