Мастер класс на тему «Развитие компетентности креативного мышления у учащихся начальных классов».
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на своём мастер классе. Надеюсь, что наша работа будет полезной, познавательной и позитивной.
( Слайд 2)
Эпиграфом к своему мастер классу я взяла слова Роджера Левина «Мы слишком часто даём детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить»
- Как вы думаете, применимы эти слова к нашей теме?
- Тема нашего мастер класса «Развитие компетентности креативного мышления у учащихся начальных классов». Креативность мышления: природный дар или навык…
- Прежде всего я хотела бы спросить у вас , что такое компетентность? (ответы)
( слайд 3)
Компете́нтность — наличие знаний, опыта и навыков, нужных для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Теперь скажите, как вы понимаете слово « развитие»? ( отвечают) Слайд 4
Развитие- это тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому.
Мы выяснили значение компетентности и развития. Теперь попробуйте объяснить выражение « креативное мышление» (слайд 5)
Креативное мышление - это процесс создания нового, путем объединения и переплетения различных участков знаний.
Сегодня на мастер классе я представляю опыт «Развитие компетентности креативного мышления у учащихся начальных классов».
Наша задача сегодня выяснить «Креативность мышления: природный дар или навык…»
Для развития этой компетентности я чаще всего использую работу с текстом. Сегодня при использовании различных приёмов мы постараемся вывести некоторые правила развития этой компетентности. Вы будете работать в парах и в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. Они пред вами на слайде, вы можете с ними ознакомиться. ( слайд 6)
- Я предлагаю отправиться на урок литературного чтения, так как с чтением учащиеся начальных классов сталкиваются практически на каждом уроке. Они читают тексты, задачи, различные задания.
Мастер класс я проведу на примере урока литературного чтения во 2 классе при изучении произведения Ивана Сергеевича Тургенева
« Воробей». Мы будем формулировать задачи и выводить правила , которые помогут решить проблему креативного мышления.
Я хочу прочитать вам отрывок из рассказа « Воробей»
Иван Тургенев «Воробей»
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
- Можете ли вы предположить, что было дальше?
( Возможно, что собака с воробьём подружились, Воробей улетел, человек прогнал собаку…)
- Послушайте окончание рассказа и сравните своё предположение с тем, что было на самом деле.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
- Совпали ваши предположения с окончанием рассказа?
- Что даёт этот приём для развития креативного мышления? ( Дети учатся фантазировать, развивается воображение)
-Правильно. Стимулируется задача и можно вывести 1 правило Поддержка любознательности ( ведь детям так хочется узнать, что же будет дальше) ( слайд)
Детей волнует вопрос что известно, что неизвестно, что изучено…
Продолжим работу. Тексты у вас на столе. При работе с текстом я использую метод « Кубик Блума». ( слайд)
- Здесь предложены вопросы : назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись.
- Вы разобьётесь на пары. Каждая пара возьмёт 2 вопроса.
Назови, почему – это информационные вопросы. Их возьмёт 1 пара.
Предложи, объясни – эти вопросы содержат глубокий смысл и требуют размышления. Их возьмёт 2-я пара.
И третья пара вопросов – придумай, поделись. Эти вопросы связаны непосредственно с темой нашего мастер класса , с креативным мышлением.
- Выберите из текста или придумайте свои вопросы так, чтобы они начинались с этих слов.
- Готовы? Прочитайте, что у вас получилось?
-Приём кубика Блума показывает, что можно не давать готовые вопросы, а предложить детям самим составить их, используя текст.
- По этому приёму можно вывести второе правило - стимулирование самостоятельности. И вы сейчас показали, что можно работать самостоятельно. А этот приём способствует развитию креативного мышления?
- Продолжим работать с текстом. Один из приёмов встречается чаще всего в практике , это, когда учитель задаёт одинаковые вопросы , а учащиеся, разбитые на группы дают свои ответы и потом проходит обсуждение ответов. Мы же поступим немного по-другому. Мы поделимся на пары и на данном примере покажем, что для каждой группы задания и вопросы могут быть разными. 1 группа будут аналитиками .
Собака | Воробышек | Старый воробей |
| | |
Вам нужно будет подобрать из текста слова , которые характеризуют данного героя.
2 группа « Иллюстраторы».
А) Отчаянный поступок старого воробья.
Б) Возвращение с охоты.
В) Отступление Трезора.
Г) Встреча с беспомощным воробышком.
Д) Любовь сильнее смерти!
- Вам нужно определить последовательность событий рассказа и восстановить порядок.
3-я группа « Исследователи».
-1. Какая же сила сбросила старого воробья с ветки?
2. Найдите в тексте слова, в которых заключена главная мысль рассказа.
- На это вам даётся не более 1 минуты.
Вы работали творчески. Попробуйте вывести 3 правило. ( ответы) 3 правило – создавать условия для исследования.
- Было ли исследование в задании?
Исследование как раз и является составной частью развития креативного мышления младших школьников.
- Следующим этапом нашей работы будет составление кластера.
Кластер — это группа каких-то близких, родственных, объединенных между собой, компонентов.
В центре будет ключевое слово – это герои рассказа, а по краям вам нужно вписать слова , характеризующие чувства героев , которые они испытывали. ( 1 мин) Проверка на документ камере.
- Сложно было работать с кластером? А детям будет интересно с ним работать?
- Какое правило можно вывести после работы с кластером?
4 . Правило
Доступ к необходимым материалам и ресурсам для создания продукта.
Скажите, работа с кластером помогает развитию креативного мышления?
- Что же ещё можно предложить на уроке детям, для стимулирования интереса, воображения, для повышения мотивации? Я предлагаю немного поиграть. Перед вами картинки из рассказа и цитаты . Нужно соединить высказывание с картинкой так, чтобы получился цитатный план.
- Сегодня я предложила несколько приёмов для развития креативного мышления у младших школьников. Сможете ли вы теперь сказать креативное мышление – это природный дар или навык?
Всем спасибо.