СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на тему: " Развитие компетентности креативного мышления у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему: " Развитие компетентности креативного мышления у младших школьников"»

Мастер класс на тему «Развитие компетентности креативного мышления у учащихся начальных классов».

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на своём мастер классе. Надеюсь, что наша работа будет полезной, познавательной и позитивной.

( Слайд 2)

Эпиграфом к своему мастер классу я взяла слова Роджера Левина «Мы слишком часто даём детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить»

- Как вы думаете, применимы эти слова к нашей теме?

- Тема нашего мастер класса «Развитие компетентности креативного мышления у учащихся начальных классов». Креативность мышления: природный дар или навык…

- Прежде всего я хотела бы спросить у вас , что такое компетентность? (ответы)

( слайд 3)

Компете́нтность — наличие знаний, опыта и навыков, нужных для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Теперь скажите, как вы понимаете слово « развитие»? ( отвечают) Слайд 4

Развитие- это тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому.

Мы выяснили значение компетентности и развития. Теперь попробуйте объяснить выражение « креативное мышление» (слайд 5)

Креативное мышление - это процесс создания нового, путем объединения и переплетения различных участков знаний. 

Сегодня на мастер классе я представляю опыт «Развитие компетентности креативного мышления у учащихся начальных классов».

Наша задача сегодня выяснить «Креативность мышления: природный дар или навык…»

Для развития этой компетентности я чаще всего использую работу с текстом. Сегодня при использовании различных приёмов мы постараемся вывести некоторые правила развития этой компетентности. Вы будете работать в парах и в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. Они пред вами на слайде, вы можете с ними ознакомиться. ( слайд 6)

- Я предлагаю отправиться на урок литературного чтения, так как с чтением учащиеся начальных классов сталкиваются практически на каждом уроке. Они читают тексты, задачи, различные задания.

Мастер класс я проведу на примере урока литературного чтения во 2 классе при изучении произведения Ивана Сергеевича Тургенева

« Воробей». Мы будем формулировать задачи и выводить правила , которые помогут решить проблему креативного мышления.

Я хочу прочитать вам отрывок из рассказа « Воробей»

Иван Тургенев «Воробей»

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

- Можете ли вы предположить, что было дальше?

( Возможно, что собака с воробьём подружились, Воробей улетел, человек прогнал собаку…)

- Послушайте окончание рассказа и сравните своё предположение с тем, что было на самом деле.


Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.


- Совпали ваши предположения с окончанием рассказа?

- Что даёт этот приём для развития креативного мышления? ( Дети учатся фантазировать, развивается воображение)

-Правильно. Стимулируется задача и можно вывести 1 правило Поддержка любознательности ( ведь детям так хочется узнать, что же будет дальше) ( слайд)

Детей волнует вопрос что известно, что неизвестно, что изучено…

Продолжим работу. Тексты у вас на столе. При работе с текстом я использую метод « Кубик Блума». ( слайд)

- Здесь предложены вопросы : назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись.

- Вы разобьётесь на пары. Каждая пара возьмёт 2 вопроса.

Назови, почему – это информационные вопросы. Их возьмёт 1 пара.

Предложи, объясни – эти вопросы содержат глубокий смысл и требуют размышления. Их возьмёт 2-я пара.

И третья пара вопросов – придумай, поделись. Эти вопросы связаны непосредственно с темой нашего мастер класса , с креативным мышлением.

- Выберите из текста или придумайте свои вопросы так, чтобы они начинались с этих слов.

- Готовы? Прочитайте, что у вас получилось?

-Приём кубика Блума показывает, что можно не давать готовые вопросы, а предложить детям самим составить их, используя текст.

- По этому приёму можно вывести второе правило - стимулирование самостоятельности. И вы сейчас показали, что можно работать самостоятельно. А этот приём способствует развитию креативного мышления?

- Продолжим работать с текстом. Один из приёмов встречается чаще всего в практике , это, когда учитель задаёт одинаковые вопросы , а учащиеся, разбитые на группы дают свои ответы и потом проходит обсуждение ответов. Мы же поступим немного по-другому. Мы поделимся на пары и на данном примере покажем, что для каждой группы задания и вопросы могут быть разными. 1 группа будут аналитиками .

Собака

Воробышек

Старый воробей




Вам нужно будет подобрать из текста слова , которые характеризуют данного героя.

2 группа « Иллюстраторы».

А) Отчаянный поступок старого воробья.

Б) Возвращение с охоты.

В) Отступление Трезора.

Г) Встреча с беспомощным воробышком.

Д) Любовь сильнее смерти!

- Вам нужно определить последовательность событий рассказа и восстановить порядок.

3-я группа « Исследователи».

-1. Какая же сила сбросила старого воробья с ветки?

2. Найдите в тексте слова, в которых заключена главная мысль рассказа.

- На это вам даётся не более 1 минуты.

Вы работали творчески. Попробуйте вывести 3 правило. ( ответы) 3 правило – создавать условия для исследования.

- Было ли исследование в задании?

Исследование как раз и является составной частью развития креативного мышления младших школьников.

- Следующим этапом нашей работы будет составление кластера.

Кластер — это группа каких-то близких, родственных, объединенных между собой, компонентов.

В центре будет ключевое слово – это герои рассказа, а по краям вам нужно вписать слова , характеризующие чувства героев , которые они испытывали. ( 1 мин) Проверка на документ камере.

- Сложно было работать с кластером? А детям будет интересно с ним работать?

- Какое правило можно вывести после работы с кластером?

4 . Правило

Доступ к необходимым материалам и ресурсам для создания продукта.

Скажите, работа с кластером помогает развитию креативного мышления?

- Что же ещё можно предложить на уроке детям, для стимулирования интереса, воображения, для повышения мотивации? Я предлагаю немного поиграть. Перед вами картинки из рассказа и цитаты . Нужно соединить высказывание с картинкой так, чтобы получился цитатный план.

- Сегодня я предложила несколько приёмов для развития креативного мышления у младших школьников. Сможете ли вы теперь сказать креативное мышление – это природный дар или навык?



Всем спасибо.