СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс на тему "Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: определить понятие «логическое мышление», выяснить важность использования предлагаемых способов работы по развитию логического мышления на уроках математики для младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс на тему "Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе"»

ГБОУ ЛНР «Кировская СОШ №2»





Мастер-класс

«Развитие

логического мышления

на уроках математики»






Подготовила:

учитель начальных классов

Куличинская И.И.







2019

Мастер-класс

Тема: Развитие логического мышления учащихся на уроках математики

Цель: определить понятие «логическое мышление», выяснить важность использования предлагаемых способов работы по развитию логического мышления на уроках математики для младших школьников.

Задачи:

-познакомить участников мастер-класса с практическим опытом работы путем прямого и комментированного показа последовательности способов работы по развитию логического мышления на уроках математики в начальной школе;

-совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

-рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;


Ход проведения

1. Вступительная часть.

- Добрый день, уважаемые участники.

Слайд 2

Моя методическая проблема – «Развитие логического мышления учащихся на уроках математики».

Сегодня мы поговорим с Вами о способах развития логического мышления на уроках.

В современном мире нас окружает большой поток информации. Это требует навыков её поиска, анализа, интерпретации. Поэтому формирование логического мышления очень важно.

Слайд 3

Новый образовательный стандарт ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь младшему школьнику необходимо привить универсальные учебные действия, составляющие умения учиться, навыки решения творческих и логических задач.

Слайд 4

Реализуя проблему и новые образовательные цели, использую в практике приёмы сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения, конкретизации. Стремлюсь организовывать целенаправленную работу по обучению учащихся основным приёмам мыслительных действий. Это целесообразно выполнять систематически в виде логических пятиминуток. Организовую их средствами деятельностного подхода.

А сейчас приглашаю вас на занятие и предлагаю стать учениками. Продемонстрирую фрагменты упражнений логического содержания, которые способствуют реализации моей проблемы.



Слайд 5

У вас на столе букеты из трёх цветков, выберите один, соответствующий вашему настроению.

Итак, ваше настроение благоприятствует нашей плодотворной работе, и мы начинаем. Назовите на каждую букву слова УРОК ваши предполагаемые действия на этом занятии.

Слайд 6

У – узнавать новое, удивляться интересному

Р – развивать вычислительные навыки, рассуждать

О – обсуждать выполненные задания, открывать неизученное

К – корректировать свои знания


2. Практическая часть

Отмечу, что логическое мышление необходимо развивать с раннего детства.

Математические задачи позволяют эффективно развивать: внимание, воображение, фантазию, образное и понятийное мышление, зрительную, слуховую и смысловую память.

В своей практике использую разнообразные задания на логику, логические упражнения со словами.

Слайд 7

Задания на логику

1. Задачи на смекалку.

2. Задачи-шутки.

3. Числовые  фигуры.

4. Геометрические задачи.

5. Графические диктанты.

6. Логические упражнения со словами.

7. Математические игры и фокусы.

8. Кроссворды, ребусы, шарады, анаграммы.

В рамках мастер-класса невозможно охватить все многообразие способов развития логического мышления на уроках математики в начальной школе, поэтому я расскажу о некоторых из них и покажу их возможности в развитии мышления младших школьников.

Итак, мы отправляемся с вами в 1 класс, на урок математики,

где на первых страницах учебника у детей формируется навык сравнения предметов по форме, размеру и цвету.

Слайд 8


Данные задания предполагают формирование коммуникативных УУД.

При выполнении заданий каждому ученику предоставляется возможность высказать своё мнение, выслушать мнения одноклассников. При этом на уроке создаётся комфортная обстановка для каждого ученика.

Логические задачи в стихах использую во всех классах по возрастным категориям

1.Восемь зайцев шли из школы.

И вдруг на них напали пчёлы.

Два зайчика спаслись едва.

А сколько не успело? (6) Слайд9

2.В первом классе нашей школы

Учатся Егорка, Коля,

Шесть Сергеев, две Наташи.

Скажет кто-нибудь сейчас,

Сколько девочек у нас? (2)

3. К трем зайчатам в час обеда

    Прискакали три соседа.

    В огороде зайцы сели

    И по семь морковок съели.

    Кто считать, ребята, ловок?

    Сколько съедено морковок? (42)

Слайд 10

Логические упражнения со словами.

- Посчитайте по-японски.

1 (идти), 2 (ни), 3 (сан), 4 (си), 5 (го), 6 (року,) 7 (нети), 8 (хати), 9 (ку), 10 (дзю).

Мама купила дзю яблок. Двое её детей съели по си яблок. Сколько яблок осталось у мамы? (10 – (4+ 4) = 2(яблока))

Слайд 11

Задачи на смекалку

1.В большой клетке 6 волнистых попугайчиков, а в маленькой – 5. Из большой клетки в маленькую пересадили 1 попугайчика. Поровну ли попугайчиков стало в клетках? (Нет)

2. Папа Карло разрезал полено четырьмя разрезами. Сколько кусков полена получилось? (5)

При решении этой задачи можно использовать визуализацию и действие.

- У Вас на столах пластилин, стеки и доски. Проверим правильность решения задачи.











Слайд 12

Работа в парах. Магические квадраты

9


13

10


7






15

25

35

20





- Работая в парах, заполните магический квадрат.

Проверка по эталону.

Дать установку как проверить свою работу. Тем самым формирую регулятивные УУД.


Разнообразие логических задач очень велико. Способов решения тоже немало. Но наибольшее распространение получили следующие способы решения логических задач:

  1. табличный;

  2. с помощью рассуждений.

Слайд 13

- Рассмотрим задачи, решаемые составлением таблицы с помощью рассуждений.

При использовании этого способа условия, которые содержит задача, и результаты рассуждений фиксируются с помощью специально составленных таблиц.

1.У Коли, Саши и Володи во время соревнований оторвались пуговицы. Подскажите, где чья пуговица, если известно, что пуговица Саши не самая маленькая, но она меньше, чем у Коли. А пуговица Коли больше, чем пуговица Саши и Володи. Покажите, где чья пуговица.


Жёлтая

Синяя

Красная

Коля

+



Саша


+


Володя



+





Этим способом решают несложные логические задачи.

- Одной задачей мы не ограничимся.







Слайд 14


У бабушки в каждой из трёх корзин, большой, средней и маленькой, лежат или белые грибы, или лисички, или сыроежки. В большой корзине нет белых грибов, в средней нет белых и нет лисичек. Какие грибы лежат в каждой корзине?






Сегодня информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. 
Слайд 15

- Давайте с вами решим задачу.



3.Выводы

Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.




4. Рефлексия.

Таким образом, моя работа направлена на то, чтобы учащимся на уроке было интересно, чтобы они приходили в школу с открытым сердцем и «горящими» глазами. Школа должна учить мыслить.

Лев Семенович Выготский сказал: «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

- В заключение мастер-класса хотелось бы узнать Ваше мнение о теме мастер-класса. Вам предложены несколько позиций, выберите 4 из них, которые наиболее подходят для Вас.


Рефлексия

применяю не применяю

не мое любопытно

трудно совершенствую на практике

нужен совет могу дать совет


У Вас все получится! Желаю успеха!

Спасибо за внимание!