Развитие математической функциональной грамотности
в комплексе 3 компонентов
В Федеральном государственном образовательном стандарте главным становится функциональная грамотность, т.к. это способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний.
Для меня функциональная грамотность это:
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции (Коммуникация • Математическое моделирование • Представление • Рассуждения и аргументы • Разработка стратегии решения проблем • Использование символического, формального и технического языка и операций • Использование математических инструментов)
Лейка – учитель
Лейка— учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться т.е.
заниматься самообразованием. Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития
функциональной грамотности.
Видов функциональной грамотности много. Я остановлюсь на одном из них.
Математическая функциональная грамотность – комплекс 3 компонентов: ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний; школьник способен устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические метод; ученик владеет математическим языком, применяет его, чтобы решить математические задачи, построить математические суждения, работать с математическими фактами.
В своей работе я использую три компонента математической функциональной грамотности.
Первый компонент. Целью развития первого компонента является проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику. Чтобы его сформировать, нужно найти ответ на вопрос ученика: «А зачем мне нужна эта математика?»
Пример задания:
1. В 734 году в городе Дербенте была построена Джума-мечеть. Сколько лет мечети в 2023 году?
2. В городе Дербенте 15 родников, что в 3 раза больше, чем водохранилищ. Сколько водохранилищ в городе Дербенте?
3. Сколько сдачи получит каждый из мальчиков, если у каждого из них по 500 рублей? Выполни вычисления.
Рамазан (500 руб.) | Керим (500 руб.) | Ибрагим (500 руб.) |
Хлеб – 26 руб. Печенье – 170 руб. Мандарины - 64 руб. Молоко – 58 руб. Груши – 79 руб. (1 кг) Арбуз – 94 руб. | Сахар - 32 руб. Яйца – 53 руб. Апельсины – 46 руб. Сметана – 84 руб. Пельмени – 260 руб. Халва – 27 руб. | Шоколадка – 49 руб. Яблоки – 42 руб. Вареники – 67 руб. Конфеты – 60 руб. (1уп.) Кефир – 45 руб. Баранки – 38 руб. |
Учитель ведет диалог с детьми и задает вопрос: «Надо ли учить математику, чтобы делать покупки и правильно распоряжаться деньгами?» Ответы детей на эти вопросы позволят показать необходимость получать и применять математические знания.
Второй компонент. Чтобы его сформировать, давайте детям на уроках задания: сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам, сравнивать числа; упорядочить данное множество чисел, сравнивать разные способы вычисления, выбрать наиболее удобный; проанализировать структуру числового выражения, чтобы определить порядок выполнения арифметических действий. Попросите учеников сравнить значения однородных величин (длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость), упорядочить заданные значения величин; перевести информацию из текстовой формы в табличную.
Чтобы успешно выполнить задания, у детей должны быть сформированы читательская грамотность и смысловое чтение текстов: информационно-содержательного, инструктивного, справочного, текста-обращения, текстовой задачи.
Пример задания:
1. Расположите исторические даты в порядке увеличения: 651 (захват Дербента арабами), 438 (основание Дербента), 1806 (вхождение Дербента в состав России), 2003 (Дербент вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО), 734 (строительство Джума-мечети)
2. Из полного бака взяли 14 л воды. Если взять еще 6 л воды, то бак опустеет наполовину. Узнай, сколько литров воды вмещает полный бак.
Данный отрезок обозначает полный бак. Дорисуй схему так, чтобы она соответствовала задаче.
3. По диаграмме определи сколько в городе Дербенте фонтанов, театров, парков, музыкальных школ, спортивных школ, библиотек, если высота столбиков диаграммы соответствует числу указанных объектов (число 1 = 1 клетке).
- На какие 2 группы можно разделить все эти числа? (однозначные и двузначные, четные и нечетные)
- Составьте задачи на разностное и кратное сравнение.
Третий компонент. Чтобы сформировать третий компонент математической функциональной грамотности, применяю следующие задания: понять и применить математическую символику и терминологию, построить математические суждения. Полезно побуждать детей высказываться в ситуациях спора, дискуссии. Чтобы создать такую ситуацию, предлагаю ученикам «нерешаемые задания», которые содержат некорректные данные.
Пример. В детский сад привезли 20 кг яблок и 8 пакетиков винограда. На сколько килограммов больше привезли яблок, чем винограда? Вопросы учителя: Кто готов выполнить и знает, что получит правильный ответ? Можно ли решить эту задачу? Почему нет? (почему да?) все ли условия есть для ее решения? Что нам необходимо, чтобы получить требуемый результат?
Когда дети анализируют такие ситуации, то выстраивают учебный диалог: достаточно ли условий, чтобы выполнить задание (задачу), все ли условия верны, какие из них не нужны, а каких не хватает.
Пример задания:
1. Найди неизвестное уменьшаемое.
… - 200 = 900 … - 500 = 700 … - 900 = 400
2. Допиши пропущенные знаки сравнения ( или
9108…8117 7118…7180 3009 … 3182 …. 9190…9109
Когда у ученика сформирована математическая функциональная грамотность, он понимает зачем нужна математика, применяет математические методы, владеет математическим языком и посредством всего легче достигает метапредметных результатов.
Задание. Перед вами задания по развитию математической грамотности. Распределите задания по компонентам.
Определите время по часам. Запишите результат по образцу.
Для проведения выставки приготовили 720 кг выпечных изделий: баранок, сушек и пряников. Сколько приготовили пряников, если баранок приготовили 250 кг, а сушек – на 60 кг больше, чем баранок? Дополни краткую запись к этой задаче.
Баранок - __________ кг
Сушек - _________, на _____ кг ________, чем баранок ________ кг
Пряников - _________ кг
Вычисли подходящие единицы длины и закончи предложения.
Высота лиственницы 12 ……
Ширина реки 18 …..
Толщина книги 15 …..
Длина мобильного телефона 12 …..
Глубина озера 3 …..
Высота горы 993 …..