Тема: Создание ситуации успеха на уроке в начальной школе
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта работы по применению ситуации успеха на уроках в начальной школе
Задачи:
1. Познакомить педагогов с этапами проведения мастер-класса.
2. Обозначить актуальность и эффективность создания ситуации успеха на уроках в начальной школе.
3. Продемонстрировать участникам мастер-класса использование различных технологий по теме на уроках через просмотр презентации и прослушивание теоретического материала.
4. Углубить знания педагогов об организации и проведении уроков с обучающимися начальной школы под средством технологии создания ситуации успеха.
Сценарий
– Здравствуйте, уважаемые коллеги. Приятно видеть вас в этой аудитории. Очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.
– Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого хорошее настроение. (Замечательно)
– А теперь поднимите руки те, у кого есть здесь друзья. (Здорово)
– Коллеги, у каждого на парте лежит лист А4. Возьмите его сейчас и в течение 3–4 минут нарисуйте, пожалуйста, любой рисунок для Вашего соседа по парте или друга, присутствующего здесь. Начинайте.
– Покажите этот рисунок тому, для кого Вы его нарисовали.
– А теперь Вы (указываю на кого-то), выразите свое хвалебное отношение к работе коллеги: «Молодец. У тебя все получилось, умница, здорово, отлично, так держать, научи меня также красиво рисовать, я горжусь тобой, великолепно, грандиозно».
– Сейчас же я выражу своё отношение: «Я вообще сомневалась, что у тебя что–то получится, у тебя нет никаких способностей к рисованию, посмотри, что это, лучше бы другим делом занялась….»
– Что вы чувствовали, когда вас критиковали? Ответы
–А когда хвалили? Ответы
–То же самое чувствуют и наши ученики.
– Как вы думаете, какова тема нашего мастер–класса? (варианты)
– Верно, тема нашего мастер–класса «Создание ситуации успеха учащихся на уроках в начальной школе»
– И своё выступление мне хочется начать с притчи:
– «Сэр, в чем секрет вашего успеха?» – спросил репортер успешного человека.
– Всего два слова!
– И какие же, сэр?
– Правильные решения!
– И как же вы принимаете правильные решения?
– Одно слово.
– И что это за слово?
– Опыт!
– А как вы получаете этот самый опыт?
– Два слова.
– И какие же?
– Неправильные решения…
– Для того, чтобы ребенок был успешен, нужно создавать ситуацию успеха, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Именно через успех у ребенка развиваются учебно-универсальные действия.
– Что же такое успех?
– Успех – это внутреннее состояние человека, возникающее в результате ситуации успеха. Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим последним достижением.
– Давайте разберёмся, что делать, чтобы добиться успеха.
– Предлагаю ненадолго вернуться в детство, в те годы, когда вы были школьниками.
– С какими трудностями вы сталкивались, будучи учениками? Легко ли вам давалась учеба?
– А нынешним ученикам учиться легко?
– А что значит учиться легко?
– Легко учиться, когда у тебя все получается, когда на твои достижения обращают внимания больше, чем на твои недостатки.
– Как нам учителям обеспечить ту самую легкость в обучении? Это нам помогут понять и прочувствовать на себе следующие упражнения:
Упражнение «Общий рисунок»
– У вас на столах лежат чистые листы бумаги и карандаши. Разбейтесь на пары. Ваша задача ничего не говорить, а нарисовать рисунок одним карандашом, держась за карандаш вместе.
– Скажите, что мешало вам нарисовать картину?
– Достигли вы успеха в этом деле? Почему?
– Давайте разберёмся, что делать, чтобы добиться успеха.
Создание ситуаций успеха в детском коллективе оказывает влияние не только на настроение учеников, но и на качество обучения. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться.
Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для нас с вами. Они и станут предметом нашего разговора.
В основе ожидания успеха у младшего школьника – стремление заслужить одобрение старших: учителя, родителей. Учителя начальных классов, как никто знают, что в начальной школе очень важно заинтересовать ребенка на новый для них вид учебной деятельности. Малышей можно научить только тогда, когда им интересно. Ситуация успеха важна для каждого человека, а для ребенка тем более. В рамках ФГОС, новых нормативных документов по модернизации образования в России акцент делается на индивидуализацию обучения, на выстраивание работы с одаренными детьми, на создание комфортных условий для каждого ученика. Поэтому мы с вами прекрасно понимаем значимость создания ситуации успеха для каждого ребенка, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, в семье, во взаимоотношении с друзьями, одноклассниками.
С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпадал с ее надеждами, ожиданиями, либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
Как создать «ситуацию успеха» на уроке? Для этого мы на своих уроках используем приемы создания ситуации успеха, и я расскажу о нескольких интересных, нестандартных приемах.
Эмоциональный всплеск (поглаживания)
– «Молодец», «умница», «ребята, я горжусь вами», «Замечательно» – это похвала. Не бойтесь дарить добрые слова, их никогда не бывает много.
Авансирование успешного результата.
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться.», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
Снятие страха.
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что–то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
Мобилизация активности или педагогическое внушение.
Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть…».
– Предлагаю Вам потренироваться. Перед вами высказывания педагогов. Вам необходимо понять, помогают ли эти фразы учебной деятельности ребенка, усиливают ли его желание учиться, если нет, то попробуйте сказать по–другому, перефразируйте их.
1. – Я уже полчаса распинаюсь у доски, а ты меня не слушаешь, вот как с тобой можно разговаривать!
–Сегодня я вам многое рассказала, стоя у доски, надеюсь, что вы меня слышали. Мне интересно твое мнение по поводу моего рассказа.
2. – Это не дело. Ты должен относиться к урокам серьёзнее!
– Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке.
3. – Как всегда, у тебя много ошибок и ужасный почерк!
– Ты, молодец! У тебя все получится, нужно еще чуть–чуть постараться.
– Напомните мне, пожалуйста, какой приём мы использовали? (Похвала)
Заключение
– Так вот, дорогие коллеги. Даже однократное переживание успеха способно повысить психологический комфорт, активность, уровень взаимоотношений с окружающими. Оно может дать толчок к дальнейшему росту. Через создание ситуаций успеха личность идет к достижению самого успеха. «Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя ... Радость успеха может померкнуть» – Василий. Александрович. Сухомлинский
-Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, и конечно же успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Важная заповедь учителя- заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперед и поддержать его успех.
Кант очень мудро заметил: «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой- отражающиеся в ней звезды.»