Мастер-класс
Автор: Ахмедова Регина Р.
Цель мастер-класса: представление опыта по заявленной теме.
Оборудование: мастер-класс проводится в компьютерном кабинете, на рабочие столы компьютеров загружена папка «Мастер-класс» с материалами, которые будут представлены.
Приветствие участников мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Я являюсь учителем русского языка и литературы МКОУ «Испикская СОШ»
Тема сегодняшнего мастер-класса – «Использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы».
Данная тема является более актуальной на сегодняшний день. Ведь главная задача современного образования- не просто дать фундаментальные знания учащимся, а обеспечить для них все удобства для их социальной адаптации и развить склонность к самообразованию.
А наша задача- сделать процесс обучения интересным, динамичным и современным. Если урок современный, значит он актуальный. Урок на котором учитель сотрудничает с учащимся, учит их добывать знания самостоятельно, ставить и решать задачи.
И в этом нам на помощь пришли ИКТ.
А сейчас я познакомлю вас с опытом своей работы по этой теме на уроках и продемонстрирую, какие интерактивные технологии и интернет ресурсы использую я на своих уроках, приемы использования этих ресурсов, эффективность и целесообразность использования
Этапы урока, на которых могут быть использованы ИКТ:
Сегодня я уверена, что компьютер является одним из эффективных технических средств, при помощи которого можно существенно разнообразить и активизировать процесс обучения. Хочу рассказать, как применяю информационные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе по предметам (слайд №).
Использование интернет ресурсов возможно на любом этапе урока.
III. Подход к теме
Для сопровождения уроков русского языка и литературы сегодня разработано множество цифровых продуктов, которые учителя активно используют на уроках и во внеклассной деятельности. Перечислю их (слайд № ):
(перечисление продуктов сопровождается демонстрацией некоторых наиболее интересных, присутствующих в школьной медиатеке)
IV. Преимущества уроков с использованием ИКТ
Преимущества уроков с ИКТ сегодня для нас очевидны (слайд № ):
V. Использование ИКТ на уроках русского языка
Сегодня я хочу познакомить вас с учебным пособием, по которому достаточно успешно работаю в течение двух лет. Называется оно «Выразительные средства речи» и состоит из 2 частей:
теоретический материал по теме;
тренировочные упражнения.
Предлагаю познакомиться со структурой пособия, его содержанием. Пользоваться им предельно просто: смена слайдов происходит по простому щелчку мыши, гиперссылки позволяют возвращаться в нужный раздел пособия или к нужному слайду. (Далее происходит знакомство с пособием, которое загружено на рабочий стол каждого компьютера).
Считаю, что речь ребенка становится более красивой, образной, выразительной, эмоциональной, если он знает, как ее сделать такой. Поможет ему в этом знание системы выразительных средств языка. Словесники отмечают сложность усвоения этой темы учащимися, что понятно: средства выразительности речи изучаются в разные годы обучения, «разбросаны» по всем темам школьного курса русского языка и литературы. Я работаю с этим пособием
, чтобы у детей сложилась система средств выразительности речи для учащихся основной и старшей школы. Опыт работы по этому пособию позволяет сделать вывод, что учащиеся легче запоминают схему тропов и стилистических фигур речи.
Следует отметить, что пособие может быть использовано как при объяснении нового материала, так и при повторении и обобщении.
VI. Использование ИКТ на уроках литературы
На уроках литературы в старших классах при изучении биографий и творчества поэтов и писателей в последние годы я практикую следующее задание (слайд №):
учащиеся получают текст «с пропусками», который необходимо восстановить, используя разные источники, в том числе информационные. Результат такой работы ученик отправляет по электронной почте учителю. В нашей папке к сегодняшнему мастер-классу помещено 11 таких заданий (папка «Задания по литературе»).
Должна отметить следующее: обычно все ученики класса добросовестно и вовремя выполняют задания и отправляют их на проверку. Как положительный факт отмечаю, что учащиеся попутно с выполнением задания по литературе реализуют и развивают навыки, полученные на уроке информатики, формируют навык работы с электронной документацией.
Литературу информационные технологии делают более живой, учащиеся эмоционально воспринимают такой материал, как видео или аудиофрагмент.
V
II. Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературного чтения позволило мне :
Все эти интерактивные методы обучения показывают , что дети с большим успехом усваивают учебный материал , если в урок включается ИКТ