Колташова Светлана Николаевна, МБОУ СОШ №4 г. Невьянск
Технологическая карта мастер-класса
«Обучение с применением интерактивного курса «Учи.ру» в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода»
Цель: представить опыт работы по использованию элементов интерактивного обучения с применением интерактивного курса «Учи.ру» в начальной школе
Задачи:
1. Конкретизировать понятие «интерактивное обучение», «системно-деятельностный подход»;
2. Раскрыть возможности интерактивного курса «Учи.ру»;
3. Обобщить опыт использования в образовательном процессе интерактивного курса «Учи.ру» в начальной школе;
4. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса;
5. Провести рефлексию освоения предложенного материала.
Площадка проведения: МБОУ СОШ № 4 НГО
Время работы: 40 минут
Руководитель: Колташова Светлана Николаевна
Оборудование: мультимедиапроектор, ноутбук, столы и стулья по количеству приглашённых участников мастер-класса (не более 20 человек), карточки для работы в группах, выход в интернет.
Видеоряд: презентация в программе Microsoft Power Point
Этап | Деятельность мастера | Деятельность участника мастер-класса | Итоговый продукт |
1. Введение | Положительный эмоциональный настрой Введение участников мастер-класса в проблему Постановка цели и задач мастер-класса, обсуждение правил участия в мастер-классе (визуализация слайда – правила участия в мастер-классе). | Эмоциональное расслабление Определяют свои представления по теме мастер-класса путём высказываний, участия в диалоге | Форум |
2. Актуализация представлений участников мастер - класса об интерактивном обучении | Определение понятия «интерактивное обучение», технологии интерактивного обучения, системно-деятельностный подход (визуализация слайда - интерактивное обучение, технологии интерактивного обучения) | Выделяют опорные слова в понятии «интерактивное обучение», с помощью карточек - опорных слов составляют «дерево знаний», формулируют понятие | 1. Ключевое понятие - дерево знаний 2. Комментарии к работам коллег. |
3.Открытие нового по использованию интерактивного курса «Учи.ру» | Представление опыта работы по использованию интерактивного курса «Учи.ру» в начальной школе(Визуализация слайда – регистрация на сайте) | Активное участие под руководством мастера Вовлечение участников мастер - класса в процесс самостоятельного использования интерактивного курса «Учи.ру» | Практическая работа |
4.Подведение итогов, онлайн-рефлексия | Подведение итогов (Визуализация слайда) | Определяют ценность, полученных знаний в соответствии с ролевой позицией, отмечают уровень знаний по обсуждаемой проблеме | Комментарии коллег. |
1. Введение (положительный эмоциональный настрой)
- Здравствуйте, я рада видеть вас в нашей школе! Эти 40 минут мы проведем все вместе. Пусть эти минуты принесут нам радость от общения. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте же будем с вами чаще улыбаться друг другу. Предлагаю на стикерах изобразить улыбку, символ нашего хорошего настроения и желания открыто общаться. (на столах разноцветные стикеры, фломастеры, маркеры)
(Введение участников мастер-класса в проблему)
Посмотрите на этот сосуд (показываем пустую вазу), представим, что это голова ученика. Разве она пуста на начало обучения в школе? (высказывания присутствующих)
Конечно, нет, в ней уже есть те базовые знания, которые они получали в… (засыпаем в вазу теннисные мячи)
Как вы думаете, наша ваза полна? Вам правда кажется, что полна? Без применения знания будут тяжким грузом в нашей голове! (засыпаем в вазу мелкие камешки)
А сейчас ваза полная? Вы уверены? Без личного эмоционального восприятия опыта применения знаний они не станут прочными и персонифицированными. (засыпаем в вазу песок)
А теперь ваза полная? Вы в этом точно уверены? (выливаем кофе)
Что же это значит? Прежде всего, знания нам нужны для общения и взаимодействия. В жизни каждого есть место для познания нового.
В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается современное образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» [1]. По сути дела, Ж. Делор определил глобальные компетенции, необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.
(Постановка цели и задач мастер-класса)
Возникает вопрос: как научить познавать, делать, жить вместе и быть?
2. Актуализация представлений участников мастер - класса об интерактивном обучении
Сегодня учитель развивает, воспитывает и обучает учащихся с помощью различных методов и приёмов, опираясь на системно-деятельностный подход, положенный в основу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Давайте определим, какие же знания по этой теме мы уже имеем. Предлагаю разделиться на группы, объединившись по цвету стикеров и выбрать ключевые слова понятий « системно-деятельностный подход», «интерактивное обучение», «технологии и методы интерактивного обучения»
(интерактивный прием «Дерево знаний», работа в группах)
Таким образом, мы пришли к выводу, ….
3.Открытие нового по использованию интерактивного курса «Учи.ру»
Используя обозначенные сегодня технологии, методы и приемы, конечно, мы решаем множество задач и проблем в обучении, но остается нерешенная проблема индивидуализации обучения, построения индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Решение данной проблемы я нашла на образовательной он-лайн платформе УЧИ.РУ, предложив принять бесплатное участие в олимпиаде по русскому языку «Русский с Пушкиным», но позже открыла и новые возможности данной платформы.
Разрешите вас с ней познакомить.
(Визуализация слайда)
Практическая работа
1. Регистрация на сайте
2. Работа в группах.
Цель: определение места применения данного задания в курсе образовательной программы.
4.Подведение итогов, онлайн-рефлексия
Таким образом, платфора Учи.ру – интерактивный образовательный курс, способствующий
- учету индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся,
- обеспечению преемственности начального, общего, основного и среднего (полного) общего образования;
-разнообразить индивидуальные образовательные траектории и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Одним из признаков интерактивного обучения является проявление одновременно физической активности (передвижение по аудитории, осуществление записей и т.д.), социальной активности (обмен мнениями, отстаивание своей точки зрения и т.д.) и познавательной активности (осознание себя как источника опыта, поиск решения проблем и т.д.).
Учитель, решивший применять в своей практике методы интерактивного обучения в системе, должен осознавать трудности, с которыми ему придется столкнуться.
Во-первых, интерактивное обучение требует много времени на подготовку к занятиям.
Интерактивность в обучении требует от педагога особых личностных качеств: искренности, толерантности, позитивного отношения к ученику, способности к эмпатии. К. Роджерс назвал этот комплекс личностных качеств учителя «необусловленным позитивным вниманием к человеку».
Результат такого обучения проявляется далеко не сразу: если мы ставим целью формирование личности ученика, то выявление результата имеет отсроченный характер.
Применение интерактивного обучения в моей работе привело к интенсификации процесса понимания, усвоения и применения знаний за счет активного включения в этот процесс обучающихся.
Я уверенна, что ценность полученных знаний каждый из вас определит самостоятельно, но я буду благодарна, если выскажете свою точку зрения или оставите улыбку в моем кабинете.
( прием «Незаконченное предложение»)
«Методы обучения - это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования» [2,12].
Следует помнить, что метод не может быть неправильным. Неправильным может быть его применение. Методы обучения можно разделить на три группы: пассивные, интерактивные и активные. Использование активных методов обучения приводит к ситуации, когда учащиеся активно взаимодействуют друг с другом и имеют равные права с учителем в выборе способов получения новых знаний (на уроке царит демократия). Активные методы обучения позволяют сделать работу учащихся на уроке продуктивной, творческой, исследовательской (дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака). Термин «активные методы обучения» (АМО) появился в науке в 60-е годы ХХ века. Автором является Ю.Н. Емельянов. При использовании АМО деятельность учащихся направлена не на репродукцию знаний, а на преобразование собственного опыта и компетентности. Система интерактивных методов опирается на следующие принципы: индивидуализации (система многоуровневой подготовки учеников позволяет избежать уравниловки и даёт каждому возможность максимального раскрытия способностей, можно корректировать объём и время выполнения задания); гибкости (вариативные задания, учитывающие запросы и возможности учащихся); сотрудничества (развитие отношений доверия, взаимопомощи, ответственности, уважения к личности, взаимообучение); самостоятельности (прямое взаимодействие ученика с информацией, ученик сам «фильтрует» знания).
Интерактивные методы можно применять на любом этапе урока. Выбор того или иного метода зависит от конкретной цели урока, от задачи этапа урока:
Возможный метод Этап урока
Мотивация, актуализация знаний
Мозговой штурм
Незаконченное предложение
Смысловые ассоциации
Получение новых знаний
Интерактивная лекция
Ученик в роли учителя
Сократовская дискуссия
Письменная работа по обоснованию своей позиции
Метод-ПРЕСС
Обобщение и систематизация знаний
Пресс-конференция
Проектный метод
Творческие задания
Метод-пресс
Рефлексия
Незаконченное предложение
Письменная работа по обоснованию своей позиции
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Система (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Основной результат обучения – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С. Дьяченко)
Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Использование интерактивных технологий обучения позволяет:
- повысить эффективность обмена информацией управленческого, воспитательного и учебного характера;
- ученикам осуществлять самоконтроль, применяя полученные знания на практике.
Кроме того, интерактивная технология обучения способствует скорейшему умственному развитию ребенка. К тому же обмен информацией между учениками и учителем повышает уверенность ребенка в правильности сделанных им выводов.
Карусель: данную интерактивную технологию позаимствовали из психологических тренингов. Такой вид работы дети обычно очень любят. Для реализации данной методики учащиеся образуют два кольца: внешнее и внутреннее. Первое из них – это ученики, которые через каждые 30 секунд постепенно перемещаются по кругу. Внутренне кольцо составляют неподвижно сидящие дети, ведущие диалог с теми, кто оказался напротив их. В течение тридцати секунд происходит обсуждение того или иного вопроса, когда каждый из учеников старается убедить собеседника в своей правоте. Методика «Карусель» при изучении иностранного языка позволяет отработать темы «В театре», «Знакомство», «Разговор на улице» и т. д. Ребята беседуют с большим увлечением, и весь урок проходит не только динамично, но и весьма результативно.
Мозговой штурм: в процессе проведения интерактивного урока данный метод позволяет оперативно решить поставленную перед классом проблему с учетом максимального использования творческой активности школьников. Педагог предлагает участникам обсуждения выдвигать большое количество вариантов решения, среди которых могут быть и самые фантастические. После этого из всех идей отбираются наиболее удачные, которые и позволят ответить на поставленный вопрос.
Работа в парах или группах: этот способ также популярен при проведении урока по интерактивному методу. Работа в парах или группах позволяет всем ученикам (даже самым стеснительным) практиковать межличностные отношения и навыки сотрудничества. В частности, это находит выражение в умении слушать и спокойно разрешать все возникающие разногласия.
Я отметила рост уровня мотивации и вовлеченности учеников в решение обсуждаемых проблем, что дало толчок к их последующей познавательной активности.
Исследование развития коммуникативной и информационной компетенций выпускников 11 класса показало значительно выше среднего уровень сформированности навыков взаимодействия с окружающей средой и людьми. В большинстве мои ученики обладают навыками общения, сотрудничества в различных областях и социальных группах. Также большинство выпускников 11 класса на высоком уровне владеют навыками деятельности по отношению к информации, составляющей содержание предмета, а также содержащейся в окружающем мире. Исследование уровня мотивации к изучению литературы моих учеников 5 класса показало, что детям интересно на уроках и в подготовке домашнего задания, формирование положительной мотивации ведется успешно, чему способствует и общая атмосфера в классе, и участие учеников в коллективистических формах организации разных видов деятельности, и отношения сотрудничества учителя и учащегося.
Можно отметить универсальность большинства методов и технологий интерактивного обучения, возможность применения их в обучении разным дисциплинам. Процесс интеракции на уроке направлен на полный комплекс ориентиров (ценности, цели, мотивы, нормы и так далее), а не только на узко предметные цели. Интерактивное обучение можно начинать даже с младшими школьниками: учить взаимодействию и сотрудничеству, на мой взгляд, никогда не рано.
















