СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Оказание психолого-педагогической поддержки подросткам девиантного поведения»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Оказание психолого-педагогической поддержки подросткам девиантного поведения»»

Мастер-класс.

« Оказание психолого-педагогической поддержки подросткам девиантного поведения»


Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число школьников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с девиантным поведением.

В нашей стране особенно актуальна тема девиантного поведения. В период социальных потрясений в стране увеличился процент обучающихся с таким поведением. 

Уважаемые коллеги! Подходит к концу седьмой месяц напряжённых будней учебного года. Ни для кого не секрет, что в своей повседневной деятельности нам бок о бок приходиться сталкиваться с категорией учащихся, которых принято называть «трудные» дети.

Тема моего мастер-класса «Оказание психолого-педагогической поддержки подросткам девиантного поведения»

Но прежде чем мы начнем, я бы хотела, чтобы мы с Вами опирались на карту островов, которая нам поможет в дальнейшей работе.



Остров Неопределённости

Притча

Человек тонул в болоте. Во все горло он звал на помощь. Один решил помочь бедняге. «Дай мне свою руку, закричал он утопающему. – Я вытащу тебя из болота!» Но человек все больше и больше увязал в грязи и только продолжал взывать о помощи. «Дай мне свою руку», - снова и снова требовал человек на берегу. Но ответом был только жалобный крик о помощи. Подошел еще один человек и сказал: «Ты разве не видишь, что он никогда не подаст тебе свою руку, ведь он не может. Ты должен протянуть ему свою. Только тогда ты сможешь его спасти». Эта притча как нельзя лучше показывает, как нужно себя вести при взаимодействии с девиантным подростком.


Такие школьники есть в каждом общеобразовательном учреждении, которые очень трудно поддаются воспитанию, они не умеют подчиняться требованиям, и мы в первую очередь обязаны протянуть подростку руку помощи, помочь ребенку найти себя в этом сложном мире.

Необходимо найти для ребенка такую деятельность, в которой он почувствовал бы состояние успеха, в которой мог бы самоутвердиться. Необходимо искать такие пути воспитания, которые бы помогли ребенку понять, что он – не хуже других, что он – тоже личность и тоже достоин уважения, хотя он внесен в когорту трудновоспитуемых, у него пониженная работоспособность, низкая успеваемость, слабое развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы, недостатки биологического и физического развития.



Остров Осознания

Упражнение ''Листок"

Выполняя это упражнение, никто не должен смотреть на других, никому не разрешается спрашивать, как делать упражнение."Делайте так, как считаете нужным."

а) Взять листок бумаги. б) Сложить его вдвое.

в) Оторвать верхний правый угол. г) Снова сложить бумагу вдвое.

д) Оторвать верхний правый угол. е) Снова сложить бумагу вдвое.

ж) Оторвать верхний правый угол. з) Снова сложить бумагу вдвое

и) Если можно, оторвать верхний правый угол.

Если участники утверждают, что рвать бумагу стало слишком трудно, то нужно сказать, что это совершенно необязательно делать.

к) Развернуть листки бумаги.

Попросите учеников оглядеться, обращая внимание на то, как по-разному выглядят листки бумаги.

Вопросы для обсуждения:

1 Можно ли сказать, что у кого-то бумага надорвана неправильно? Почему?

2. Почему листы надорваны так по-разному?

3. Если какие-то участники надорвали бумагу не так как вы. значит ли это. что они плохие люди? Почему?

4. Бывает ли так, что мы считаем человека хорошим или плохим в зависимости от того. делает ли он что-то точно так же. как и мы? Приведите примеры.

5. Каким бы был мир, если бы все видели все совершенно одинаково? Почему мир интереснее, когда существует много различных точек зрения?

Вывод: Хотя и могут существовать разные точки зрения, ни одна точка зрения не может быть единственно верной. Многие вопросы не имеют единственного ответа.





Остров Просветления

У нас всегда есть возможность выбора. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности оказывают реальные поступки и поведение взрослых, а не слова и нравоучения. В подтверждение сказанного послушайте обращение подростка к взрослому:

Прослушав эти строчки, задаёшь себе вопрос, а как лучше погрузить ребёнка в эту ситуацию, без советов и нравоучений. И тут приходит на выручку игра.

Игры и игровые упражнения являются одним из наиболее эффективных методов коррекции девиантного поведения у детей.


В своей работе я следую своим основным принципам:

1.Признание личности ребенка с девиантным поведением.

 Все дети и особенно дети с девиантным поведением имеет право ошибаться, быть несостоятельным в чем-либо, быть не таким, каким хочет его видеть общество. Педагог должен признать личность детей с девиантным поведением, его право на выбор траектории учебной и трудовой деятельности. При этом выборе педагог должен быть рядом, оказывать ему помощь и поддержку.

2. Гуманизм.

Деятельность педагога должна быть направлена на сохранение и укрепление психического здоровья детей с девиантным поведением.

3. Честность и открытость.

 Педагогу необходимо говорить детям с девиантным поведением и его семье о том, что происходит на самом деле.

4. Зона ближайшего развития

Как принцип выбора форм и методов работы. Педагогу необходимо учитывать запросы и возможности детей с девиантным поведением и их родителей для того чтобы выбирать способы взаимодействия с ними.

5. «Плохое» поведение

Привычный способ адаптации к среде. Педагог должен учитывать, что такое поведение есть защита подростка от общества, а не он сам.



Остров Радости



Какие игры я рассматриваю, как психолог, для детей с отклоняющимся поведением.

Игры, направленные на снижение эмоционального напряжения.








Игры, направленные на формирование уверенности в себе.








Игры, способствующие снижению агрессии в поведении








Упражнения по развитию коммуникативных навыков и контактности.











Игры моделируют неожиданные ситуации, а это и есть оздоровительный эффект. Ребенок раскрывается в играх и стремится реализовать свои комплексы, стремится быть самим собой. То, что увлекает, заставляет размышлять, - запоминается, доставляет чувство удовольствия.


Давайте посмотрим это на примере одной из игр, и я надеюсь, что нам так понравится, что наш корабль на нашем энтузиазме достигнет острова Воодущевления.


Остров Воодушевления


Игровое упражнение «Копилка хороших поступков» 

Цель: завершить школьную неделю приятными переживаниями.

Материал: Каждому ребенку выдаются бумага и карандаш.

Инструкция: Мы все хотим достичь в жизни успехов. Может быть, вы хотите стать такими же успешными в своих делах, как и ваши родители, а, может быть, даже еще больше, чем они. Большинство людей полагает, что они добьются большего успеха, если постоянно будут подгонять себя, требуя от самих себя быть лучше, быстрее, умнее. Возьмите лист бумаги и запишите три хороших поступка, которые вы совершили на этой учебной недели. Мысленно вспомните все хорошее, что вы сделали. Например, выполнили сложное и неприятное задание, подготовились к трудному уроку, выучили длинное-длинное стихотворение. Выберите три таких поступка, которыми вы гордитесь больше всего, но только три. После того, как вы запишите их, похвалите себя одним спокойным предложением за все три события. Например: «Инна, ты на самом деле сделала» это здорово. Затем запишите на свой лист эту фразу. На все это у вас есть пять минут.

Как вы считаете, с какой целью проводится эта игра? (завершить школьную неделю приятными переживаниями)


Игра помогает ребенку преодолеть робость, стеснительность, скованность.

Ценность игры еще в том, что в ней проявляется способность к самовоспитанию. Главная опора должна быть на положительные качества, снятие чувства вины и отрицательных эмоций, вызвавших отклонения. В таких играх не должно быть проигравших.

При отклоняющемся поведении положительное влияние игры состоит еще в том, что она заставляет соблюдать нормы и правила нравственного поведения. Игра тренирует эмоциональные реакции, способствует выработке сдерживающих механизмов при бурных эмоциональных реакциях.

Любой учитель и родитель может включиться в процесс коррекции девиации у детей. А главное для взрослых – это принять правильную позицию в общении со своим ребенком и установить определенные правила при этом самим обязательно их соблюдать.



остров Ожидания

«В каждом человеке содержатся потенциальные возможности к росту и развитию, поэтому необходимо содействовать их пробуждению». А для этого, в первую очередь, необходимо помнить т.н. принцип «Три «П»




Остров Удовольствия

Волшебный  эликсир для педагога  «Путь к гармонии»

В топку сомнений брось крупные поленья желания и зажги их искрой любви. Пока огонь разгорается, поставь на очаг котёл осознанности и налей в него прозрачную воду интуиции.

Когда вода закипит, брось туда щепоть вопросов и горсть знаний, пару ложек умений и добрую плошку навыков. Всыпь полный мешочек своей энергии и добавь пару щепоток рассуждений.

Накрой котёл крышкой перерывов и время от времени помешивай содержимое ложкой действий, вдыхая ароматные пары предвкушения.

Через некоторое время в котле родится густой ароматный напиток гармонии. Черпаком интереса налей его в кружку опыта и с наслаждением глядя на мир вокруг маленькими пей глотками этот нектар мудрости.

Вспомни, что тебе всегда есть куда стремиться.

Пусть же все твои последующие действия наполнят светом твою  уникальную суть  и отразятся в самых смелых твоих деяниях и мечтах.  Удачи!!!



Протянуть первыми руку помощи

Быть с ним на одной волне

Следовать принципам

Развивать положительные его стороны

Создавать успех

Соблюдать Три «П»



Такое признание своих достижений мы будем отныне проводить каждую неделю. Конечно, вы всегда радуетесь, когда окружающие признают ваши достижения. Но они могут и не замечать всех ваших успехов. Поэтому важно уметь самостоятельно замечать все хорошее, что вы сделали и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом ваших новых побед.