СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Организация исследовательской деятельности детей в рамках спецкурса «Информационная безопасность школьника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представить опыт работы по формированию информационного иммунитета школьников, организации исследовательской деятельности детей в рамках спецкурса «Информационная безопасность школьников», показать эффективность данного курса для учеников 5-х классов.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Организация исследовательской деятельности детей в рамках спецкурса «Информационная безопасность школьника»»

Учитель русского языка и литературы: Расторгуева Алена Юьевна

Мастер-класс

«Организация исследовательской деятельности детей в рамках спецкурса «Информационная безопасность школьника»


Здравствуйте, я рада приветствовать Вас на своем мастер – классе.

- Прошу вас посмотреть на картинку и составить по ней синквен. Есть одно условие - ключевым словом (темой) будет безопасность.

Участники мастер-класса зачитывают свои синквейны.

- Практически все обратили внимание на то, что безопасность детей в информационном пространстве – обязанность взрослых, которые зачастую не в состоянии сами обеспечить свою безопасность в информационном поле, поэтому роль школы в этом вопросе возрастает.

В настоящее время практически не подвергается сомнению тот факт, что человек для реализации себя в обществе нуждается не только в постоянном потоке информации и в ее распространении, но и в умении обрабатывать ее и делать соответствующие выводы.

Особенно важно это для детей. Сфера общения наиболее подвержена влиянию информационных потоков. Понимание механизма информационно-психологических воздействий поможет человеку не быть объектом управления путем навязывания идей, установок, мотивов, стереотипов поведения.

Сейчас необходимость поиска эффективных путей полноценного развития детей в современных условиях неограниченного доступа к информации (телевидение, СМИ, Интернет и др.). Восприятие во многом зависит от того, обучены или не обучены школьники аналитической работе с информацией, смогут ли произвести оценку достоверности информации, соотнести информацию и имеющиеся у них знания, и тем самым оценить и обеспечить свою информационную безопасность. Таким образом, речь идет о формировании информационного иммунитета, умения работать с информацией, ее оценивать, адекватно воспринимать. Этому надо обучать с раннего возраста, в связи с чем возникает острая необходимость расширения содержания общего среднего образования, введения в него новых компонентов, связанных с обучением информационной безопасности.

Цель моего выступления: представить опыт работы по формированию информационного иммунитета школьников, организации исследовательской деятельности детей в рамках спецкурса «Информационная безопасность школьников», показать эффективность данного курса для учеников 5-х классов.

В нашей школе вопросом информационной безопасности в системе занимаются третий год. Мероприятия в рамках Недель информационной безопасности разнообразны: обучающие, информативные, практически направленные классные и родительские собрания, классные часы, тематические беседы, акции ("Один день без Интернета"), круглые столы («Интернет: угроза или спасение?», «СМИ: как нами манипулируют?), конкурс презентаций, буклетов, игры, викторины. Создана страничка безопасности в интернете на сайте школы, оформлена стендовая информация.

В этом учебном году в Учебный план включен курс «Информационная безопасность школьника», который я веду.

Программа спецкурса предназначена для учащихся 5 класса. Курс знакомит обучающихся с видами источника информации и типами информации (полезная, вредная). Программа направлена на реализацию умения человека правильно пользоваться различного рода источниками информации, не нанося вреда своему психическому здоровью.

Программа состоит из 6 разделов общей деятельностью 17 часов.


Цель: развитие у учащихся самостоятельности и критичности мышления в отношении выбора информации.


Задачи:

- формирование представления о «вредной» и «полезной» информации, и ее источниках;

- способствовать развитию умения критического отбора информацией;

- профилактика правонарушений учащихся при получении и передаче информации;

- формировать стойкие убеждения в приемлемости и неприемлемости информации с позиции общечеловеческих ценностей.

Учащиеся должны

иметь представление: о многообразии видов источников информации,

знать: различные виды источников информации и их возможности,

уметь:

- отличать в потоке информации «полезную» и «вредную»,

- правильно пользоваться различными источниками информации,

- мыслить самостоятельно, осуществлять рефлексию не только собственной деятельности, но и деятельности других людей, а также получаемой информации.

Критерии отслеживания программы: наличие у учащихся самостоятельности и критичности мышления в отношении выбора и работы с информацией.


Программа разработана на основе: Программа спецкурса «Источники информации: позитивные и негативные эффекты» (для учащихся 5 класса)./ Роговская И.А., Госс Г.А., Соколова Т.В., Мурашова Л.А., Склянова Е.А..; МОУ Гимназия №1 г. Саянска.- Педагогические аспекты защиты от негативных воздействий информации./под общей ред Переломовой Н.А..- Иркутск: Изд-во ИПКРО, 2007

Программа содержит такие разделы:

I. «Виды источников информации. «Полезная» и «Вредная» информация»

Практическая деятельность: определение информационного поля (откуда поступает информация) сверстников. Составление статьи (по результатам опроса) в школьной газете.

II. «Телевидение и радио. Что смотреть полезно, а что нет»

Практическая деятельность: сочинение-миниатюра «Самый добрый мультик», исследование «Телевидение: что смотреть опасно, а что нет».

III. «Компьютеры, подключенные к глобальным и локальным информационным сетям»

Практическая деятельность: игра «Навигатор».

IV. «Книги. Газеты. Журналы». «Фильмы бывают разными».

Практическая деятельность:

- игра «Рождение газетной «утки»

- просмотр и обсуждение фильма.

V. «Реклама»

Конкурс «Реклама добрых дел»

Экскурсии «По рекламным проспектам»

VI. «Я как источник информации»

Практическая деятельность: игра «Сломанный телефон».

Я предлагаю вам побывать на фрагменте одного из наших уроков.


Это урок-исследование «Телевидение: что смотреть опасно, а что нет».

Накануне урока дети получили задание по группам изучить программу телепередач определенных телеканалов, самых рейтинговых, чтобы иметь представление об их содержании. Два ученика получили задание изучить программу телепередач менее рейтинговых, но полезных каналов ("Культура", "История", "Страна", "Наука2.0", "Моя планета", "ЗооТВ")

Я пригласила ребят в научно-исследовательскую лабораторию по изучению телевидения и его влияния на людей. Перед началом работы я познакомила ребят кратко с телевидением как источником информации, историей его появления и завоевания мира. В нашей лаборатории работало несколько групп. И сегодня вам предстоит поработать в группах. Каждая группа получила пакет-задание. Исследователям предстояло выяснить, какого рода информация предлагается телезрителям на определенных ТВ каналах, могут ли они рекомендовать к просмотру этот канал и почему? Сегодня это задание выполняет группа №1. Следующим заданием было определить, какое негативное влияние может оказывать телевидение на телеманов, беря во внимание здоровье психическое и физическое, нравственность (на одном из первых уроков мы эти понятия рассматривали). Это задание для группы №2. Третье задание предполагало знакомство исследователей с общественным мнением о влиянии телевидения на людей и предлагалось определиться, какое мнение им ближе. Обосновать свою точку зрения ученики должны были в небольшом эссе. Свое эссе, оформленное на отдельном листке бумаги, ребята прикрепляли на доску под тот вариант ответа, который им ближе, объясняя коллегам-исследователям свою позицию. Группе №3 я предлагаю выполнить






Работа в группах. Выступление групп. Подведение итогов работы. Мнения.















В результате работы нашей лаборатории выяснилось, что большинство учеников, считают, что телевидение само по себе не несет опасности, если человек вдумчиво выбирает, что смотреть и какое время на это затратить. Таким образом, польза и эффективность этого курса очевидна. Уже сейчас пятиклассники стали задумываться о своей безопасности в информационном пространстве, учатся ориентироваться в нем осознанно, что немаловажно. Формирование информационного иммунитета должно начинаться с раннего возраста, тогда риски от негативного информационного воздействия будут значительно снижены.